logo search
Документ предоставлен КонсультантПлюс

3.1. Установление нормативного срока службы основных средств

Организации, финансируемые из бюджета (в том числе получающие доходы от предпринимательской деятельности), производят начисление амортизации линейным способом, исходя из нормативных сроков службы основных средств (абз. 3 п. 37Инструкции N 37/18/6).

Нормативный срок службы амортизируемых объектов основных средств определяется в соответствии с ПостановлениемN 161 в зависимости от видов основных средств в соответствии с их классификацией.

Пример.Согласно Постановлению N 161 нормативный срок службы персонального компьютера (шифр 48009) равен пяти годам.

При этом обязательными являются нормативные сроки службы и группировка основных средств, содержащихся в ПостановленииN 161, только в отношении объектов, принимаемых к учету с 1 января 2012 г.

По объектам основных средств, которые по состоянию на 1 января 2012 г. уже числись в бухгалтерском учете в составе основных средств, организация вправе (подп. 2.1Постановления N 161):

- перейти к использованию нормативных сроков службы и группировки (шифров) основных средств, закрепленных ПостановлениемN 161;

- продолжать применять нормативные сроки службы и шифры основных средств для указанных объектов в соответствии с Временным классификаторомосновных средств и нормативными сроками их службы, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 N 186 (далее - Временный классификатор).

В том случае, если организация не перешла с 1 января 2012 г. к использованию нормативных сроков службы и группировки (шифров) основных средств, закрепленных ПостановлениемN 161, данный переход может быть осуществлен с 1 января любого отчетного года.

Пример.Бюджетная организация не воспользовалась правом на переход с 01.01.2012 к использованию нормативных сроков службы и группировки (шифров) основных средств, установленных Постановлением N 161, и продолжает применять нормативные сроки службы и шифры основных средств в соответствии с Временным классификатором.

Комиссия организации вправе принять решение о переходе на использование нормативных сроков службы в соответствии с Постановлением N 161 с 01.01.2014.

Примечание. Дополнительно о порядке перехода на использование

нормативных сроков службы в соответствии с ПостановлениемN 161 см. в

консультации.

Причем в том случае, если в связи с данным переходом нормативный срок службы объекта изменяется, суммы начисленной амортизации пересчету не подлежат. В дальнейшем амортизация рассчитывается исходя из остаточной (недоамортизированной) стоимости и остаточного нормативного срока службы с учетом его пересмотра.

По видам основных средств, не включенных в ПостановлениеN 161, нормативный срок службы устанавливается комиссией по проведению амортизационной политики (далее - комиссия) на основании технической документации организаций-изготовителей, а при ее отсутствии - путем оценки комиссией технического состояния объекта. При этом объект основных средств по решению комиссии относится к одной из подгрупп классификации амортизируемых основных средств с присвоением локального шифра, соответствующего выбранной подгруппе (ч. 3 п. 17Инструкции N 37/18/6).

Комиссия создается из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и юридических подразделений организации. Результаты работы комиссии оформляются протоколами, содержащими ссылки на записи в учетной политике организации и соответствующие первичные учетные документы (п. 6Инструкции N 37/18/6). Перечень функций комиссии приведен вприложении 1к Инструкции N 37/18/6.

Существуют случаи, когда нормативный срок службы может не соответствовать ПостановлениюN 161, а именно:

1) в случае, когда в технической документации организации - изготовителя основного средства указан срок эксплуатации объекта, который на 1 год и более отличается от нормативного срока службы, указанного в классификации амортизируемых основных средств. В такой ситуации в качестве нормативного срока службы комиссией может быть признан срок эксплуатации, указанный в технической документации. При этом организация обязана обеспечить сохранность документов по учету основных средств и указанной технической документации на протяжении всего срока службы объекта (ч. 2 п. 17Инструкции N 37/18/6).

Пример.Организация здравоохранения приобрела флюорографический аппарат (шифр 46213). Нормативный срок службы в соответствии с Постановлением N 161 - 10 лет. Согласно технической документации организации-изготовителя срок эксплуатации флюорографического аппарата установлен в размере 9 лет. В этом случае комиссия вправе установить нормативный срок службы данного объекта, указанный в технической документации, т.е. 9 лет;

2) по объектам основных средств, ранее находившимся в эксплуатации, нормативный срок службы определяется при приобретении каждым новым собственником с момента ввода объектов в эксплуатацию. При этом по объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия вправе установить нормативный срок службы:

- в 2 раза ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет - по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет - по иным объектам основных средств (абз. 2 ч. 2 п. 18Инструкции N 37/18/6);

Пример.Бюджетной организации по договору безвозмездной спонсорской помощи передан телевизор (шифр 70105), ранее бывший в эксплуатации 3 года. Нормативный срок службы телевизора согласно Постановлению N 161 составляет 8 лет. Нормативный срок службы, уменьшенный вдвое, составляет 4 года (8 / 2).

Комиссия вправе установить нормативный срок службы телевизора не менее 4 лет.

Пример.Организация приобрела бензопилу (шифр 60006), ранее бывшую в эксплуатации 2 года. Нормативный срок службы данного объекта согласно Постановлению N 161 - 3 года, при этом нормативный срок службы, уменьшенный в 2 раза, составляет 1,5 года (3 / 2).

В этом случае комиссия вправе установить нормативный срок службы данного объекта не ниже 2 лет;

- не менее 1 года с учетом технического состояния основного средства, требований техники безопасности и других факторов в случае, когда основное средство на дату его приобретения уже фактически эксплуатировалось период времени, равный или превышающий его нормативный срок службы согласно классификации амортизируемых основных средств (абз. 3 ч. 2 п. 18Инструкции N 37/18/6).

Пример.Персональный компьютер до приобретения новым собственником ранее находился в эксплуатации 6 лет. Комиссией может быть установлен нормативный срок службы 1 год;

Примечание. Дополнительно о порядке применения нормы, установленной

абз. 3 ч. 2 п. 18Инструкции N 37/18/6, см. вконсультации.

- не менее 1 года с учетом технического состояния основного средства, требований техники безопасности и других факторов в случае, когда основное средство на дату перехода к использованию нормативных сроков службы, установленных ПостановлениемN 161, фактически эксплуатировалось период времени, равный или превышающий его нормативный срок службы согласно классификации амортизируемых основных средств (абз. 3 ч. 2 п. 18Инструкции N 37/18/6).

Пример.В бюджетной организации в составе основных средств на 01.01.2014 числится бытовой пылесос, приобретенный до 01.01.2012. Нормативный срок службы пылесоса (шифр 41606) установлен в соответствии с Временным классификатором в размере 9 лет. Срок фактической эксплуатации пылесоса составляет 6 лет.

В организации принято решение с 01.01.2014 перейти на использование нормативных сроков службы в соответствии с Постановлением N 161. При этом Постановлением N 161 для пылесоса (шифр 70100) установлен нормативный срок службы, равный 5 годам.

Так как в рассматриваемой ситуации срок фактической эксплуатации пылесоса превышает нормативный срок, установленный Постановлением N 161, то в этом случае при переходе к применению Постановления N 161 комиссия может принять решение об установлении нормативного срока службы пылесоса, исходя из его технического состояния, но на срок не менее 1 года.

Примечание. Информацию по упрощению процедуры перехода от Временного

классификаторакПостановлениюN 161 см. впособии"Переходим на новый

классификатор основных средств" (авторы Г.В.Ковалева, И.Н.Полхович,

С.Н.Шелест).

Предусмотрены случаи, при которых комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы основных средств с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ; проведения переоценки с привлечением оценщика; в случаях, перечисленных в п. 25,45,46Инструкции N 37/18/6 (ч. 1 п. 24Инструкции N 37/18/6).

Пример.Персональный компьютер, находящийся в эксплуатации 4 года, был модернизирован, в результате чего его эксплуатационные свойства улучшились. В учетной политике организации предусмотрена возможность пересмотра нормативных сроков службы. Комиссия решила увеличить нормативный срок службы компьютера на 2 года, в этом случае новый срок службы объекта будет составлять 7 лет (5 + 2, где 5 - нормативный срок службы в годах, ранее установленный комиссией).

Примечание. Дополнительно о порядках установления нормативного срока

службы и начисления амортизации по объектам, введенным в эксплуатацию после

модернизации, см. в консультации.

Из норм ч. 2 п. 21Инструкции N 37/18/6 следует, что по ранее самортизированным объектам основных средств после завершения по ним модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования начисление амортизации возобновляется. При этом нормативный срок службы по таким объектам определяется комиссией с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов.

Пример.У бюджетной организации на балансе числится оборудование, амортизация которого была завершена в 2013 году. В марте 2014 г. проведена его модернизация. Затраты по модернизации отнесены на стоимость объекта в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету. В результате у объекта появилась недоамортизированная (остаточная) стоимость.

В этом случае амортизируемой стоимостью будет являться недоамортизированная (остаточная) стоимость объекта. При этом нормативный срок службы такого оборудования устанавливается комиссией с учетом его технического состояния, требований техники безопасности и других факторов, влияющих на срок службы.

При обнаружении ошибки в определении нормативного срока службы основных средств или нематериальных активов исправление ошибки производится в месяце ее обнаружения путем пересчета сумм ранее начисленной амортизации с отражением в установленном порядке в бухгалтерском учете (ч. 3 п. 24Инструкции N 37/18/6).

При внесении исправлений необходимо соблюдать методику, установленную п. 18Инструкции N 15. Записи по исправлению ошибок (дополнительные или методом "красное сторно") оформляются бухгалтерской справкой, в которой делаются ссылки на номер и дату исправляемого мемориального ордера или другого регистра и обоснование внесения исправления (абз. 4 п. 18Инструкции N 15).