logo search
ucheb_posob_2005

13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей

Наибольший дельный вес в структуре основного капитала в гостинично-туристической индустрии занимают здания – более 70%. Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что туристические компании чаще всего не являются собственниками помещений и офисов, в которых работают. Как правило, часть основного капитала, относимого к зданиям, арендуется, поэтому в оценке эффективности использования основных средств особое внимание следует уделить эффективности использования площадей гостинично-туристического хозяйства и анализу влияния факторов на её изменение.

Для более полного и точного анализа эффекта от использования площадей их следует разделить на предоставляемые клиенту (гостиничные номера, другие площади, используемые для питания, отдыха и развлечений туристами), занимаемые персоналом турфирмы и используемые для управления гостинично-туристической деятельностью.

Исходя из этого, можно выделить три категории площадей гостинично-туристической индустрии:

располагаемая площадь (Пр) – площадь, которую имеет фирма;

производственная площадь (Ппр) – это площадь, на которой осуществляется обслуживание контингента (площади гостиниц, подразделений общественного питания и развлечений в санаториях, пансионатах);

площадь, занятая контингентом (Пзк) – часть производственной площади, предназначенной непосредственно для отдыхающих и занятой оборудованием, предназначенным для непосредственного использования контингентом (гостиничные номера, залы предприятий общепита, концертные залы и др.).

На основе этой классификации определяют структурные показатели использования площадей:

Коэффициент занятости производственной площади:

;

Коэффициент занятости располагаемой площади производственной площадью:

;

Коэффициент занятости располагаемой площади контингентом: .

Рассчитанные коэффициенты сравнивают в динамике. Увеличение их значений при прочих равных условиях свидетельствует об улучшении состава площадей.

О степени рациональности использования площадей гостиничного хозяйства и туризма можно судить по показателю объёма реализации и выпуска турпродукта, приходящегося на единицу площади. Величину реализации (выпуска) туристского продукта на 1 м2 площади рассчитывают в динамике по каждой из категорий классификации площадей организации.

Можно также определить объём продаж на одно рабочее место (объём продаж / количество рабочих мест работающего персонала).

Показатели отдачи площадей связаны с показателями их занятости следующим образом:

.

Это позволяет методами факторного анализа определить влияние на отдачу располагаемой площади следующих факторов: ►отдача площади, непосредственно занятой контингентом; ► соотношение площади, занятой контингентом, и производственной площади (занятость производственной площади); ► соотношение производственной площади и располагаемой площади (занятости располагаемой площади производственной площадью).

На основе проведения факторного анализа могут быть выявлены недостатки использования гостиничных площадей и обобщены резервы повышения их отдачи.

Вопросы для закрепления материала

  1. Назовите специфические моменты, присущие предприятиям сферы услуг и отличающие этот вид экономической деятельности от других.

  2. Охарактеризуйте особенности деятельности туристических фирм.

  3. Каковы цель, задачи, основные направления и источники информации для анализа деятельности турфирм?

  4. Что специфично при проведении анализа операций туристических фирм с клиентами?

  5. Как обоснованно осуществляется выбор собственной или арендованной площади туроператором?

  6. Какие моменты необходимо учитывать туроператору при выборе собственного или привлечённого транспорта для турпоездок?

  7. На основе каких показателей можно оценить эффективность использования гостиничных площадей?

Тесты:

1. Какие ресурсы играют наибольшую роль для предприятий сферы услуг:

а) средства труда;

б) предметы труда;

в) трудовые ресурсы.

2. Основными составляющими текущих активов предприятий сферы сервиса являются:

а) готовая продукция;

б) незавершенное производство;

в) запасы материальных ресурсов;

г) дебиторская задолженность;

д) денежные средства.

3. Временные переезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, профессионально-деловых, спортивно- религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного проживания это:

а) туристическая поездка;

б) туризм;

в) туристский продукт;

г) тур.

4. Результат туристического производства, право на тур, предназначенное для реализации туристу, это:

а) туристическая поездка;

б) туризм;

в) туристский продукт;

г) тур.

5. Комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия, это:

а) туристическая поездка;

б) туризм;

в) туристский продукт;

г) тур.

6. Деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым туроператором, это:

а) турагентская;

б) туристская;

в) посредническая;

г) туроператорская.

7. Деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым турагентом, это:

а) турагентская;

б) туристская;

в) посредническая;

г) туроператорская.

8. Направления анализа деятельности туристических фирм во многом схожи с методикой анализа:

а) промышленных предприятий;

б) торговли и общественного питания;

в) автотранспортных организаций;

г) ни один ответ не верен.

9. Наибольший удельный вес в структуре основного капитала в гостинично-туристической индустрии занимают:

а) силовые машины и оборудование;

б) транспортные средства;

в) здания;

г) земля.

10. Располагаемая площадь – это:

а) площадь, на которой осуществляется обслуживание контингента;

б) часть производственной площади, предназначенной непосредственно для отдыхающих и занятой оборудованием, предназначенным для непосредственного использования контингентом;

в) площадь, которую имеет фирма;

г) ни один ответ не верен.

11. Производственная площадь – это:

а) площадь, на которой осуществляется обслуживание контингента;

б) часть производственной площади, предназначенной непосредственно для отдыхающих и занятой оборудованием, предназначенным для непосредственного использования контингентом;

в) площадь, которую имеет фирма;

г) ни один ответ не верен.

12. Площадь, занятая контингентом, - это:

а) площадь, на которой осуществляется обслуживание контингента;

б) часть производственной площади, предназначенной непосредственно для отдыхающих и занятой оборудованием, предназначенным для непосредственного использования контингентом;

в) площадь, которую имеет фирма;

г) ни один ответ не верен.

Задача 13.1

Проанализировать основные показатели деятельности туристической фирмы ЗАО «Круиз» за 2002-2004 года (табл. 98). Определить влияние на изменение финансового результата следующих факторов:

- объема реализации турпродукта;

- структуры реализации турпродукта;

- затрат на единицу стоимости реализованного турпродукта.

Результаты оформить в виде таблицы. Сделать выводы.

Таблица 98

Исходные данные

Показатели

2002 год

2003 год

2004 год

1

2

3

4

Выручка от продажи турпродуктов, ден. ед.

4290

4851

4838

Продолжение табл.98

1

2

3

4

Полная себестоимость проданного турпродукта, ден. ед.

4334

4662

4598

Прибыль от продаж, ден. ед.

Задача 13.2

По исходным данным, представленным в табл. 99, проанализировать состав, структуру и динамику затрат туристической фирмы ЗАО «Круиз». Используя данные предыдущей задачи, рассчитать рентабельность продаж, рентабельность турпродукта, а также уровень затрат на 1 ден. ед. реализации. Проследить динамику этих показателей. Сделать выводы.

Таблица 99

Исходные данные о составе затрат ЗАО «Круиз», ден. ед.

Показатели

2002 год

2003 год

2004 год

Полная себестоимость проданных услуг

в том числе:

4334,0

4662,0

4598,0

1. материальные расходы

941,6

891,0

882,2

2. расходы на оплату труда и ЕСН

943,8

1210,0

1199,0

3. суммы начисленной амортизации

43,4

43,4

43,4

4. прочие расходы

в том числе:

2405,2

2517,6

2473,4

- налоги

990,0

1023,0

1001,0

- комиссионные организациям за предоставленные услуги

319,0

418,0

407,0

- арендные платежи

748,0

748,0

748,0

- услуги связи

279,4

250,8

246,4

- изучение конъюнктуры рынка

33,0

55,0

48,4

- реклама

36,2

23,6

22,6

Задача 13.3

Цена путевки за один тур на 12 туродней отдыха в пансионате «Прибрежный» составляет 8352 ден. ед. Расходы туроператора по обеспечению трехразового питания в сумме с прочими переменными затратами, включая переменные расходы по размещению и обслуживанию контингента в гостинице, равны 272 ден. ед. Постоянные расходы за этот период, включая затраты на аренду помещений, организацию развлечений, равны 126000 ден. ед. Рассчитать и обосновать, сколько путевок необходимо продать организаторам отдыха, чтобы получить прибыль.

Задача 13.4

Для размещения дополнительного контингента пансионата требуется 1000 койкосуток в год. Если для этого расширять собственные площади, то дополнительные постоянные затраты составят 68000 ден. ед., а переменные расходы на койкосутки будут равны 783,36 ден. ед. В случае размещения отдыхающих в арендованных помещениях расходы, включая арендную плату, составят 830,80 ден. ед. за койкосутки. Что выгоднее для данного предприятия: расширять собственные площади или использовать арендованные?

Задача 13.5

Фирме-туроператору требуется автобус для экскурсий. Вывоз отдыхающих на экскурсии в этом автобусе планируется производить в среднем через каждые 7 туродней. Общий объем пассажирооборота за год составит 1050 км. Предприятие может использовать автобус автотранспортной организации. При этом стоимость 1 км перевозки составляет 44 ден. ед. В случае приобретения транспортного средства, предприятие понесет следующие затраты:

Постоянные затраты, в том числе:

- сумма начисленной за год амортизации – 7500 ден. ед.

Переменные затраты на 1 км. – 22 ден. ед.

Определить, какой из вариантов более выгоден.

Задача 13.6

На основании исходных данных (табл. 100), характеризующих деятельность фирмы-турагента, рассчитать влияние на изменение рентабельности продаж следующих факторов: товарооборота; валового дохода; издержек обращения. Сделать выводы.

Таблица 100

Исходные данные

Показатели

2003 год

2004 год

Выручка (нетто) от реализации туристических путевок без НДС и акцизов

12600

12954

Себестоимость реализации турпродукта (покупная стоимость)

9200

9082

Валовый доход

Коммерческие расходы

1600

2352

Прибыль (убыток) от реализации