logo
ucheb_posob_2005

13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок

В туроператорской деятельности может возникнуть вопрос, стоит ли расширять собственные площади для размещения отдыхающих или лучше использовать арендованные помещения.

Для решения этой задачи необходимо сделать ряд расчётов.

Стоимость проживания дополнительного контингента в арендуемых помещениях определяется следующим образом:

,

где p – стоимость койкосуток при аренде, q – количество койкосуток.

Себестоимость использования собственной площади (СC) можно выразить через постоянные (FC) и удельные переменные затраты на койкосутки (VCед):

.

Приравняв стоимость и себестоимость, получим уравнение , из которого можно будет найти пороговое количество койкосуток (q), при котором расходы на арендованные помещения совпадают с себестоимостью использования собственных площадей. При реализации выше этого количества за год более экономичным будет расширение собственных площадей, а при меньшей потребности для контингента, туроператору более выгодно их арендовать.

В гостиничном и туристическом бизнесе широко используется транспорт. Среди транспортных средств могут быть собственные автобусы или транспорт сторонних организаций. В зависимости от ситуации эффективность эксплуатации собственных автобусов может отличаться от эффективности привлечённых как с положительной, так и с отрицательной разницей, поэтому выбор приобретения собственных или использования привлечённых автобусов в туризме требует тщательного обоснования.

Расходы предприятия при использовании автотранспорта сторонней организации определяется следующим образом:

,

где p – цена 1 км перевозки сторонней организацией; q – пассажирооборот.

При использовании собственного автомобиля затраты определяются по формуле:

,

где FC – постоянные затраты; VCкм – удельные переменные затраты на 1 км пробега.

Приравняв собственные затраты и затраты на привлечение транспорта, получим уравнение , из которого можно будет найти критический пассажирооборот (q), ниже которого предприятию будет невыгодно использование собственного транспорта.

Необходимо отметить, что выбор того или иного решения об использовании площадей и транспорта может быть сделан на основе графического метода.