3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная финансово-экономическая деятельность любой организации.
Главной задачей современных информационных технологий управленческого анализа является своевременное предоставление достоверной, необходимой и достаточной информации специалистам и руководителям для принятия обоснованных управленческих решений.
От точности получаемых в процессе анализа результатов зависит правильность и адекватность принятия управленческих решений, поэтому применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы.
Наиболее эффективной организационной формой использования информационных технологий является создание на их базе автоматизированных рабочих мест (АРМ) аналитиков, то есть профессионально ориентированных малых вычислительных систем, предназначенных для автоматизации работ по экономическому управленческому анализу.
Базовыми программными средствами при создании функционального программного обеспечения АРМ аналитика являются программные средства для подготовки текстов (текстовые редакторы или текстовые процессоры), программные средства для подготовки табличных документов (табличные процессоры или электронные ведомости), программные средства для автоматизации работ по созданию и ведению баз данных, поиску требуемых сведений для подготовки различных документов. Большое распространение на практике получили интегрированные пакеты функционального программного обеспечения, включающие в свой состав текстовый процессор, табличный процессор, систему управления базами данных (СУБД), а также специальный командный файл настройки программного обеспечения на конкретный режим обработки информации. Это позволяет организовать работу аналитика на АРМ в режиме «меню» с максимальным учётом его профессиональных требований, сочетающих целостную обработку чисел, текстов и графиков, а также другой деловой информации.
Необходимость внедрения автоматизированных информационных технологий в процессе проведения внутреннего управленческого анализа на современном предприятии очевидна. Это позволит достичь следующих целей:
сокращение сроков обработки аналитических данных (повышение оперативности анализа);
повышение качества и достоверности обработки за счёт более полного охвата влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности, замены приближённых или уточнённых расчётов точными вычислениями, постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически невыполнимых вручную и традиционными методами;
повышение гибкости в управлении;
совершенствование организации труда аналитических работников, снижение трудоёмкости и стоимости аналитического процесса.
Вопросы для закрепления материала
По каким признакам возможна классификация информационного обеспечения управленческого анализа?
Назовите основные требования, предъявляемые к информации для управленческого анализа.
Что является основой информационной базы управленческого анализа? Ответ обоснуйте.
Какова роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа?
Назовите формы и преимущества использования информационных технологий при проведении управленческого анализа.
Тесты:
1. В зависимости от связи с системой управления информация подразделяется на:
а) первичную и вторичную;
б) постоянную и переменную;
в) входную и выходную.
2. Информационной базой управленческого анализа является:
а) данные управленческого учета;
б) данные управленческого и финансового учета;
в) вся информация о деятельности предприятия.
3. По объективности отражения информация подразделяется на следующие виды:
а) достаточная, недостаточная и избыточная;
б) полезная и бесполезная;
в) первичная и производная;
г) достоверная и недостоверная.
4. Аналитичность информации заключается в:
а) сопоставимости;
б) достаточности;
в) ритмичности;
г) соответствии её требованиям экономического анализа.
5. Исследованием тенденций и закомерностей товарного обращения занимается:
а) логистика;
б) управленческий анализ;
в) торговая статистика;
г) контроллинг.
6. Под прямыми потоками, передающими управляющие команды, понимают:
а) планы, сметы;
б) отчеты;
в) информацию об исполнении смет;
г) учетные данные.
7. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа состоит в:
а) сборе и обработке информации;
б) обеспечение базы для разработки программы производства и реализации товаров;
в) исследовании тенденций товарного обращения;
г) все ответы верны.
8. По характеру применения информация классифицируется на:
а) постоянную и переменную;
б) полезную и бесполезную;
в) первичную и производную.
9. Полнота охвата необходимых для анализа сведений (или степень обеспеченности информацией) определяется:
а) путем соотношения первичной и производной информации;
б) как отношение суммы показателей, имеющихся в действующей отчетности к необходимым для проведения анализа;
в) как отношение количества повторений одноименных показателей к количеству рассматриваемых документов.
10. При изучении и прогнозировании покупательского спроса важную роль играет:
а) логистика;
б) ценообразование;
в) торговая статистика;
г) управленческий учёт.
11. Цель изучения покупательского спроса заключается:
а) в том, чтобы сделать научно-обоснованные и надежные выводы о его развитии на предстоящий период;
б) в создании информационной базы для планирования сбытовой деятельности;
в) в изучении насыщенности товарного рынка;
г) все вышеперечисленное.
12. К основным вопросам статистического изучения и прогнозирования спроса относятся:
а) анализ управления коммерческой организацией;
б) характеристика торговой конъюнктуры;
в) оценка уровня и качества выполнения предприятием контрактных обязательств по поставкам.
13. Позволит ли внедрение автоматизированных информационных технологий в процесс проведения внутрифирменного управленческого анализа на предприятии сократить сроки обработки аналитических данных:
а) да;
б) нет;
в) не окажет никакого влияния.
14. Отношением первичной информации к производной рассчитывается:
а) степень достоверности информации;
б) достаточность информации;
в) универсальность информации.
15. К одному из основных вопросов торговой статистики относиться:
а) анализ тенденций цен;
б) сбор и обработка информации для разработки обоснованной ценовой политики предприятия;
в) изучение и прогнозирование покупательского спроса;
г) все вышеперечисленное.
16. Внедрение автоматизированных информационных технологий в процесс управленческого анализа позволит:
а) сократить сроки обработки аналитических данных;
б) повысить качество и достоверность обработанной информации;
в) снизить трудоемкость и стоимость аналитического процесса;
г) все вышеперечисленное.
- О. В. Соловьева
- 1.2. Управленческий анализ как функция управления
- 1.3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- Направления и основные этапы управленческого анализа
- 1.5. Взаимодействие управленческого анализа и логистики
- 1.6. Управленческий анализ и контроллинг
- 2.2. Экономические, технико-организационные особенности предприятий разных отраслей (видов экономической деятельности)
- 3. Информационное обеспечение управленческого анализа
- 3.1. Классификация информационного обеспечения
- 3.2. Требования к информации для управленческого анализа
- 3.3. Управленческий учёт – основа информационной базы управленческого анализа
- 3.4. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа
- 3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
- 4. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 4.2. Анализ других условий производства
- 5. Методы учёта и анализа
- 5.1. Калькулирование и классификация затрат
- 5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 5.3. Полная и ограниченная себестоимость
- 5.4. Понятие релевантности затрат и его использование в управленческом анализе
- 6. Методы контроля, анализа и планирования себестоимости. Сметный конроль и планирование
- 6.1. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 6.2. Нормативный метод учёта затрат, система стандарт-кост и директ-кост
- 6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»
- 6.4. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 6.5. Внутренняя отчётность фирмы
- 7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 7.3. Специальные решения о цене реализации товара и прибыли
- 7.4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 7.5. Факторы ограничений в принятии решений
- 8. Экономический анализ капитального строительства
- 8.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 8.2. Анализ объёма, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 8.3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 8.4. Факторы изменения объёма строительно-монтажных работ
- 8.5. Анализ себестоимости строительной продукции
- 1. Специализированная фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства, это:
- 2. Строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта, это:
- 3. Ключевая фигура строительства, осуществляющая финансирование строительного объекта, это:
- 9. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 9.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий
- 9.3. Анализ уровня специализации, интенсификации и эффективности производства
- 9.4. Анализ продукции растениеводства
- 3.4 Сокращение потерь продукции при сборке урожая ((урожайность при сборе в оптимальный срок – урожайность сбора с опозданием) ▪ площадь сбора с опозданием).
- 9.5. Анализ производства продукции животноводства
- 9.6. Анализ использования земельных ресурсов
- 9.7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- 10. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа
- 10. 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ато
- 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
- 10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 10.5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- 11. Анализ деятельности предприятий связи
- 11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа
- 11.2. Анализ в системе маркетинга
- 11.3. Анализ продукции предприятий связи
- 11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- 12. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
- 12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 12.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 12.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, состояния, развития и использования материально-технической базы
- 12.5. Анализ качества торгового обслуживания покупателей
- 12.6. Анализ оптового товарооборота
- 12.7. Анализ расчётных отношений
- 12.8. Анализ издержек обращения
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа
- 12.11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- 5. Розничный товарооборот по формам торгового обслуживания делится наследующие составляющие:
- 13. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 13.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа
- 13.3. Анализ операций с клиентами туристической фирмы
- 13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок
- 13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение 1 показатели анализа оту
- Классификация затрат
- П риложение 3 приложение 4
- Приложение 5 Состав отклонений затрат
- Расчет влияния изменения объема и структуры смр на основную заработную плату рабочих
- П риложение 7 Блок-схема анализа производства продукции растениеводства приложение 8
- Блок-схема системы факторов объёма тракторных работ
- Расчет влияния факторов на валовой сбор продукции растениеводства
- Приложение 11 Расчет влияния структуры посевов зерновых культур на объем производства продукции растениеводства способом цепной подстановки
- Приложение 12 Расчет влияния структуры посевов на объем производства продукции растениеводства способом абсолютных разниц
- Приложение 13 Расчет влияния структуры посевов на сумму прибыли
- Приложение 15 Выполнение перевозок по номенклатуре и клиентуре
- Технико-эксплуатационные показатели автотранспортной организации
- Приложение 17
- Приложение 18
- Приложение 20 Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
- Расчёт влияния структуры товарооборота на издержки обращения
- Список сокращений
- Словарь терминов
- Соловьева Ольга Валерьевна управленческий анализ в отраслях