logo
ucheb_posob_2005

3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа

Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная финансово-экономическая деятельность любой организации.

Главной задачей современных информационных технологий управленческого анализа является своевременное предоставление достоверной, необходимой и достаточной информации специалистам и руководителям для принятия обоснованных управленческих решений.

От точности получаемых в процессе анализа результатов зависит правильность и адекватность принятия управленческих решений, поэтому применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы.

Наиболее эффективной организационной формой использования информационных технологий является создание на их базе автоматизированных рабочих мест (АРМ) аналитиков, то есть профессионально ориентированных малых вычислительных систем, предназначенных для автоматизации работ по экономическому управленческому анализу.

Базовыми программными средствами при создании функционального программного обеспечения АРМ аналитика являются программные средства для подготовки текстов (текстовые редакторы или текстовые процессоры), программные средства для подготовки табличных документов (табличные процессоры или электронные ведомости), программные средства для автоматизации работ по созданию и ведению баз данных, поиску требуемых сведений для подготовки различных документов. Большое распространение на практике получили интегрированные пакеты функционального программного обеспечения, включающие в свой состав текстовый процессор, табличный процессор, систему управления базами данных (СУБД), а также специальный командный файл настройки программного обеспечения на конкретный режим обработки информации. Это позволяет организовать работу аналитика на АРМ в режиме «меню» с максимальным учётом его профессиональных требований, сочетающих целостную обработку чисел, текстов и графиков, а также другой деловой информации.

Необходимость внедрения автоматизированных информационных технологий в процессе проведения внутреннего управленческого анализа на современном предприятии очевидна. Это позволит достичь следующих целей:

Вопросы для закрепления материала

  1. По каким признакам возможна классификация информационного обеспечения управленческого анализа?

  2. Назовите основные требования, предъявляемые к информации для управленческого анализа.

  3. Что является основой информационной базы управленческого анализа? Ответ обоснуйте.

  4. Какова роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа?

  5. Назовите формы и преимущества использования информационных технологий при проведении управленческого анализа.

Тесты:

1. В зависимости от связи с системой управления информация подразделяется на:

а) первичную и вторичную;

б) постоянную и переменную;

в) входную и выходную.

2. Информационной базой управленческого анализа является:

а) данные управленческого учета;

б) данные управленческого и финансового учета;

в) вся информация о деятельности предприятия.

3. По объективности отражения информация подразделяется на следующие виды:

а) достаточная, недостаточная и избыточная;

б) полезная и бесполезная;

в) первичная и производная;

г) достоверная и недостоверная.

4. Аналитичность информации заключается в:

а) сопоставимости;

б) достаточности;

в) ритмичности;

г) соответствии её требованиям экономического анализа.

5. Исследованием тенденций и закомерностей товарного обращения занимается:

а) логистика;

б) управленческий анализ;

в) торговая статистика;

г) контроллинг.

6. Под прямыми потоками, передающими управляющие команды, понимают:

а) планы, сметы;

б) отчеты;

в) информацию об исполнении смет;

г) учетные данные.

7. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа состоит в:

а) сборе и обработке информации;

б) обеспечение базы для разработки программы производства и реализации товаров;

в) исследовании тенденций товарного обращения;

г) все ответы верны.

8. По характеру применения информация классифицируется на:

а) постоянную и переменную;

б) полезную и бесполезную;

в) первичную и производную.

9. Полнота охвата необходимых для анализа сведений (или степень обеспеченности информацией) определяется:

а) путем соотношения первичной и производной информации;

б) как отношение суммы показателей, имеющихся в действующей отчетности к необходимым для проведения анализа;

в) как отношение количества повторений одноименных показателей к количеству рассматриваемых документов.

10. При изучении и прогнозировании покупательского спроса важную роль играет:

а) логистика;

б) ценообразование;

в) торговая статистика;

г) управленческий учёт.

11. Цель изучения покупательского спроса заключается:

а) в том, чтобы сделать научно-обоснованные и надежные выводы о его развитии на предстоящий период;

б) в создании информационной базы для планирования сбытовой деятельности;

в) в изучении насыщенности товарного рынка;

г) все вышеперечисленное.

12. К основным вопросам статистического изучения и прогнозирования спроса относятся:

а) анализ управления коммерческой организацией;

б) характеристика торговой конъюнктуры;

в) оценка уровня и качества выполнения предприятием контрактных обязательств по поставкам.

13. Позволит ли внедрение автоматизированных информационных технологий в процесс проведения внутрифирменного управленческого анализа на предприятии сократить сроки обработки аналитических данных:

а) да;

б) нет;

в) не окажет никакого влияния.

14. Отношением первичной информации к производной рассчитывается:

а) степень достоверности информации;

б) достаточность информации;

в) универсальность информации.

15. К одному из основных вопросов торговой статистики относиться:

а) анализ тенденций цен;

б) сбор и обработка информации для разработки обоснованной ценовой политики предприятия;

в) изучение и прогнозирование покупательского спроса;

г) все вышеперечисленное.

16. Внедрение автоматизированных информационных технологий в процесс управленческого анализа позволит:

а) сократить сроки обработки аналитических данных;

б) повысить качество и достоверность обработанной информации;

в) снизить трудоемкость и стоимость аналитического процесса;

г) все вышеперечисленное.