1.6. Управленческий анализ и контроллинг
Искусство экономического управления заключается в умении предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию, своевременно принять меры по оптимизации соотношения «затраты-результат» и тем самым достичь поставленной цели, получив желаемую прибыль. Контроллинг и управленческий анализ – механизм этого искусства.
Занимая особое место в системе управления предприятием, и управленческий анализ, и контроллинг осуществляют информационное обеспечение принятия решений в целях оптимального использования имеющихся возможностей каждый в рамках своей сферы деятельности.
Нередко контроллинг отождествляют с управленческим анализом, либо последний считают доминирующим компонентом контроллинга. С данным утверждением нельзя согласиться в полной мере. На наш взгляд, управленческий анализ и контроллинг являются самостоятельными направлениями экономической работы, находящимися в тесной взаимосвязи в процессе принятия управленческих решений.
Управленческий анализ призван решать вопросы формирования затрат, эффективности использования ресурсов, а также производства и реализации продукции.
Контроллинг – это функционально обоснованное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия тактических и стратегических управленческих решений.
Сравнение управленческого анализа и контроллинга по существенным критериям проведено в табл. 2.
Таким образом, на наш взгляд, сферы деятельности управленческого анализа и контроллинга пересекаются в части обработки учётной информации и организации контроля за деятельностью предприятия, однако контроллинг ориентирован на внешнюю и внутреннюю среду предприятия с направленностью на стратегический уровень управления, а управленческий анализ – на экономическую эффективность и рентабельность деятельности на тактическом и оперативном уровне.
Таблица 2
Сравнительная характеристика управленческого анализа
и контроллинга
Признак | Управленческий анализ | Контроллинг |
Предмет | Совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством | Процесс управления предприятием, включающий установление целей, формирование стратегии, разработку стратегических и тактических планов, контроль и анализ отклонений фактических результатов от намеченных целей |
Цель | Использование результатов для управления для достижения высоких производственно-финансовых результатов в будущем | Ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием |
Задачи | Оценка внутренних и внешних факторов; оценка общих тенденций развития экономических процессов; оценка резервов повышения эффективности производства | Координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; формирование и развитие системы комплексного планирования; информационная поддержка принятия управленческих решений |
Основные методы | Классические методы анализа: сравнения, факторного детерминированного и стохастического (корреляционного) анализа | АВС-анализ; маржинальный анализ; метод расчёта сумм покрытия; метод расчёта инвестиций |
Вопросы для закрепления материала
В чём состоят предпосылки возникновения и сущность управленческого анализа?
Каковы цели управленческого анализа, почему целесообразно объединение их в систему?
Какие задачи в целом призван решать управленческий анализ?
Какое место занимает управленческий анализ в системе управления?
Назовите основные принципы организации управленческого анализа.
В чём заключаются особенности управленческого анализа?
Охарактеризуйте объекты, основные направления и этапы управленческого анализа.
Каково взаимодействие управленческого анализа и логистики?
Дайте сравнительную характеристику управленческого анализа и контроллинга.
Тесты:
1. Субъектами управленческого анализа являются:
а) руководство предприятия;
б) государство;
в) государственные органы статистики;
г) исполнители управленческих решений.
2. Управляющая система это:
а) совокупность органов, средств, инструментов и методов управления;
б) руководство предприятия различных уровней;
в) производственный процесс.
3. Что относиться к основным задачам управленческого анализа:
а) оценка хозяйственной ситуации;
б) выявление положительных и отрицательных факторов и причин действующего состояния;
в) подготовка принимаемых управленческих решений;
г) выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности;
д) все вышеперечисленное
4. При внедрении управленческого анализа предприятие должно руководствоваться следующими принципами:
а) комплексность;
б) уместность;
в) системность;
г) объективность.
5. Управленческий анализ ориентирован на:
а) экономическую эффективность и рентабельность деятельности предприятия на тактическом и оперативном уровне;
б) на внешнюю и внутреннюю среду предприятия с направленностью на стратегический уровень управления;
в) а и б верны.
6. Какое из нижеприведенных утверждений является верным:
а) управленческий анализ базируется на данных управленческого учета;
б) управленческий анализ базируется на данных финансового учета;
в) управленческий анализ базируется на данных финансового и управленческого учета;
г) управленческий анализ никак не связан с учетом.
7. Какие из следующих характеристик присущи управленческому анализу:
а) регламентация со стороны государства;
б) доступность внешним пользователям;
в) комплексное изучение всех сторон деятельности предприятия;
г) использование всех доступных источников информации.
8. Главной функцией процесса управления можно назвать:
а) выработку управленческих решений;
б) выявление и мобилизацию резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности;
в) оценку хозяйственной ситуации.
9. Основными методами контроллинга являются:
а) АВС-анализ;
б) маржинальный анализ;
в) методы факторного анализа;
г) методы корреляционного анализа;
д) метод расчета сумм покрытия;
г) метод расчета инвестиций.
10. Цели и задачи управленческого анализа определяются:
а) законодательством;
б) менеджерами;
в) собственниками.
11. Контроллинг – это:
а) финансовый план действий на предстоящий период в стоимостном выражении, который позволяет скоординировать экономические интересы различных подразделений и согласовать различные цели;
б) профессионально-ориентированная малая вычислительная система, предназначенная для работ по экономическому анализу;
в) функционально-обоснованное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия тактических и стратегических управленческих решений.
12. Какие основные этапы включает цикл принятия управленческих решений:
а) определение целей и задач;
б) поиск альтернативных вариантов действий;
в) сравнение полученных результатов с запланированными;
г) все вышеперечисленное.
13. Принцип комплексности организации управленческого анализа заключается:
а) в единстве производственных и финансовых показателей;
б) в анализе предприятия как целостной системы;
в) в изучении экономической и технической сторон производства.
14. Что является объектом управленческого анализа:
а) себестоимость продукции;
б) финансовые результаты;
в) прибыль;
г) рентабельность.
15. Задачей контроллинга является:
а) оценка внутренних и внешних факторов;
б) выявление резервов повышения эффективности производства;
в) координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
г) определение политики ценообразования.
16. В системе управления выделяют следующие системы:
а) управляющую;
б) контрольную;
в) регулирующую;
г) управляемую.
17. Под управляемой системой чаще всего понимают:
а) персонал предприятия;
б) денежные потоки;
в) материальные потоки;
г) производственный процесс.
18. Управленческий анализ предусматривает изучение:
а) экономической стороны производства;
б) технической стороны производства;
в) социальных условий;
г) взаимосвязи природных условий с производством;
д) всего вышеперечисленного.
19. Что может выступать в роли функциональной подсистемы управленческого анализа:
а) контроллинг;
б) логистика;
в) планирование;
г) аудит.
20. На какой уровень управления направлен контроллинг:
а) стратегический;
б) тактический;
в) оперативный.
21. Комплексное изучение всех сторон деятельности предприятия относится к:
а) особенностям управленческого анализа;
б) методам управленческого анализа;
в) принципам управленческого анализа.
22. Какое из следующих утверждений верно:
а) контроллинг тождественен управленческому анализу;
б) управленческий анализ и контроллинг являются самостоятельными направлениями экономической работы, находящимся в тесной взаимосвязи;
в) управленческий анализ является доминирующим компонентом контроллинга.
23. Какой из перечисленных этапов является завершающим в цикле принятия управленческий решений:
а) выбор оптимального решения;
б) сравнение полученных и планируемых результатов;
в) корректирующие действия.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Особенности организации управленческого анализа
в субъектах хозяйствования разного типа
При организации управленческого анализа на предприятии необходимо принимать во внимание ряд существенных факторов, которые будут накладывать определённый отпечаток на весь процесс управления: □ наличие и уровень развития системы управленческого учёта, □ организационно-правовая форма и масштабы деятельности предприятия, □ структура субъёктов управленческого анализа и др.
Так как любой анализ черпает информацию из бухгалтерского учёта, то непосредственное влияние на организацию управленческого анализа будет играть наличие и уровень развития системы управленческого учёта на предприятии. Очевидно, что на предприятии, на котором не ведётся управленческий учёт, проведение управленческого анализа если и будет возможно, то в чрезвычайной степени затруднено недостаточностью информации.
Если система управленческого учёта присутствует на предприятии, то необходимо, прежде всего, оценить соответствие существующей системы информационного обеспечения целям управленческого анализа. В случае полного удовлетворения информационных потребностей данными управленческого учёта при принятии решений работа по организации и проведению внутреннего управленческого анализа существенно упрощается. Недостаточный уровень развития управленческого учёта ведёт к формированию неполной, фрагментарной информационной базы. В данном случае процесс организации управленческого анализа потребует больших трудозатрат, в первую очередь, направленных на реорганизацию системы информационного аналитического обеспечения.
Действующим в России законодательством разрешено создание предприятий в различных организационно-правовых формах, которые предусматривают различия в принципах функционирования и взаимоотношениях между участниками.
Все возможные организационно-правовые формы функционирования юридических лиц можно разделить на три группы:
1) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества, общества, производственные и потребительские кооперативы);
2) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
3) юридические лица, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)).
Разумеется, что организация системы управленческого учёта и анализа целесообразна в большей мере для юридических лиц первой группы, которые функционируют на основе коллективного хозяйствования (корпоративная форма) с целью получения прибыли. При этом цель, задачи и направления организации управленческого анализа будут определяться менеджерами и исходить, прежде всего, из приоритета интересов собственников.
На государственных и муниципальных унитарных предприятиях необходимость проведения управленческого анализа определяется непосредственно целями и видом деятельности. Основной круг вопросов, которые подлежат анализу, будет определён вышестоящими или образующими структурами.
Очевидно, что бюджетные организации, которые функционируют на иных принципах, чем коммерческие, а также общественные, религиозные и другие аналогичные организации мало нуждаются в построении системы управленческого учёта и анализа в том виде, в каком она характерна для предприятий, функционирующих только на основе принципов прибыльности.
Помимо юридических лиц, каждый гражданин РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае он единолично принимает управленческие решения, эффективность которых также напрямую зависит от качества, достоверности и правильности оценки исходной информации. В этой ситуации может проводиться управленческий анализ по усечённому кругу наиболее важных для индивидуального предпринимателя вопросов с опорой на применяемую систему бухгалтерского учёта и отчётности.
Эффективность организации управленческого анализа во многом определяется структурой, взаимоотношениями и распределением обязанностей между его субъектами. Оптимальным в данном случае будет первичность движения информации от управляемой системы к управляющей (то есть снизу вверх по иерархической структуре). Однако качественная сложность управленческого анализа должна изменяться в обратном направлении: на нижних уровнях происходит сбор и простейший анализ, на высших – комплексный анализ деятельности с учётом всей информации, поступающей от разных уровней. Только в этом случае возможно оперативное реагирование на происходящие изменения и эффективное управление.
- О. В. Соловьева
- 1.2. Управленческий анализ как функция управления
- 1.3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- Направления и основные этапы управленческого анализа
- 1.5. Взаимодействие управленческого анализа и логистики
- 1.6. Управленческий анализ и контроллинг
- 2.2. Экономические, технико-организационные особенности предприятий разных отраслей (видов экономической деятельности)
- 3. Информационное обеспечение управленческого анализа
- 3.1. Классификация информационного обеспечения
- 3.2. Требования к информации для управленческого анализа
- 3.3. Управленческий учёт – основа информационной базы управленческого анализа
- 3.4. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа
- 3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
- 4. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 4.2. Анализ других условий производства
- 5. Методы учёта и анализа
- 5.1. Калькулирование и классификация затрат
- 5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 5.3. Полная и ограниченная себестоимость
- 5.4. Понятие релевантности затрат и его использование в управленческом анализе
- 6. Методы контроля, анализа и планирования себестоимости. Сметный конроль и планирование
- 6.1. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 6.2. Нормативный метод учёта затрат, система стандарт-кост и директ-кост
- 6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»
- 6.4. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 6.5. Внутренняя отчётность фирмы
- 7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 7.3. Специальные решения о цене реализации товара и прибыли
- 7.4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 7.5. Факторы ограничений в принятии решений
- 8. Экономический анализ капитального строительства
- 8.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 8.2. Анализ объёма, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 8.3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 8.4. Факторы изменения объёма строительно-монтажных работ
- 8.5. Анализ себестоимости строительной продукции
- 1. Специализированная фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства, это:
- 2. Строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта, это:
- 3. Ключевая фигура строительства, осуществляющая финансирование строительного объекта, это:
- 9. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 9.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий
- 9.3. Анализ уровня специализации, интенсификации и эффективности производства
- 9.4. Анализ продукции растениеводства
- 3.4 Сокращение потерь продукции при сборке урожая ((урожайность при сборе в оптимальный срок – урожайность сбора с опозданием) ▪ площадь сбора с опозданием).
- 9.5. Анализ производства продукции животноводства
- 9.6. Анализ использования земельных ресурсов
- 9.7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- 10. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа
- 10. 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ато
- 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
- 10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 10.5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- 11. Анализ деятельности предприятий связи
- 11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа
- 11.2. Анализ в системе маркетинга
- 11.3. Анализ продукции предприятий связи
- 11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- 12. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
- 12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 12.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 12.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, состояния, развития и использования материально-технической базы
- 12.5. Анализ качества торгового обслуживания покупателей
- 12.6. Анализ оптового товарооборота
- 12.7. Анализ расчётных отношений
- 12.8. Анализ издержек обращения
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа
- 12.11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- 5. Розничный товарооборот по формам торгового обслуживания делится наследующие составляющие:
- 13. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 13.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа
- 13.3. Анализ операций с клиентами туристической фирмы
- 13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок
- 13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение 1 показатели анализа оту
- Классификация затрат
- П риложение 3 приложение 4
- Приложение 5 Состав отклонений затрат
- Расчет влияния изменения объема и структуры смр на основную заработную плату рабочих
- П риложение 7 Блок-схема анализа производства продукции растениеводства приложение 8
- Блок-схема системы факторов объёма тракторных работ
- Расчет влияния факторов на валовой сбор продукции растениеводства
- Приложение 11 Расчет влияния структуры посевов зерновых культур на объем производства продукции растениеводства способом цепной подстановки
- Приложение 12 Расчет влияния структуры посевов на объем производства продукции растениеводства способом абсолютных разниц
- Приложение 13 Расчет влияния структуры посевов на сумму прибыли
- Приложение 15 Выполнение перевозок по номенклатуре и клиентуре
- Технико-эксплуатационные показатели автотранспортной организации
- Приложение 17
- Приложение 18
- Приложение 20 Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
- Расчёт влияния структуры товарооборота на издержки обращения
- Список сокращений
- Словарь терминов
- Соловьева Ольга Валерьевна управленческий анализ в отраслях