logo
ucheb_posob_2005

1.6. Управленческий анализ и контроллинг

Искусство экономического управления заключается в умении предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию, своевременно принять меры по оптимизации соотношения «затраты-результат» и тем самым достичь поставленной цели, получив желаемую прибыль. Контроллинг и управленческий анализ – механизм этого искусства.

Занимая особое место в системе управления предприятием, и управленческий анализ, и контроллинг осуществляют информационное обеспечение принятия решений в целях оптимального использования имеющихся возможностей каждый в рамках своей сферы деятельности.

Нередко контроллинг отождествляют с управленческим анализом, либо последний считают доминирующим компонентом контроллинга. С данным утверждением нельзя согласиться в полной мере. На наш взгляд, управленческий анализ и контроллинг являются самостоятельными направлениями экономической работы, находящимися в тесной взаимосвязи в процессе принятия управленческих решений.

Управленческий анализ призван решать вопросы формирования затрат, эффективности использования ресурсов, а также производства и реализации продукции.

Контроллинг – это функционально обоснованное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия тактических и стратегических управленческих решений.

Сравнение управленческого анализа и контроллинга по существенным критериям проведено в табл. 2.

Таким образом, на наш взгляд, сферы деятельности управленческого анализа и контроллинга пересекаются в части обработки учётной информации и организации контроля за деятельностью предприятия, однако контроллинг ориентирован на внешнюю и внутреннюю среду предприятия с направленностью на стратегический уровень управления, а управленческий анализ – на экономическую эффективность и рентабельность деятельности на тактическом и оперативном уровне.

Таблица 2

Сравнительная характеристика управленческого анализа

и контроллинга

Признак

Управленческий анализ

Контроллинг

Предмет

Совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством

Процесс управления предприятием, включающий установление целей, формирование стратегии, разработку стратегических и тактических планов, контроль и анализ отклонений фактических результатов от намеченных целей

Цель

Использование результатов для управления для достижения высоких производственно-финансовых результатов в будущем

Ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием

Задачи

Оценка внутренних и внешних факторов; оценка общих тенденций развития экономических процессов; оценка резервов повышения эффективности производства

Координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; формирование и развитие системы комплексного планирования; информационная поддержка принятия управленческих решений

Основные методы

Классические методы анализа: сравнения, факторного детерминированного и стохастического (корреляционного) анализа

АВС-анализ; маржинальный анализ; метод расчёта сумм покрытия; метод расчёта инвестиций

Вопросы для закрепления материала

  1. В чём состоят предпосылки возникновения и сущность управленческого анализа?

  2. Каковы цели управленческого анализа, почему целесообразно объединение их в систему?

  3. Какие задачи в целом призван решать управленческий анализ?

  4. Какое место занимает управленческий анализ в системе управления?

  5. Назовите основные принципы организации управленческого анализа.

  6. В чём заключаются особенности управленческого анализа?

  7. Охарактеризуйте объекты, основные направления и этапы управленческого анализа.

  8. Каково взаимодействие управленческого анализа и логистики?

  9. Дайте сравнительную характеристику управленческого анализа и контроллинга.

Тесты:

1. Субъектами управленческого анализа являются:

а) руководство предприятия;

б) государство;

в) государственные органы статистики;

г) исполнители управленческих решений.

2. Управляющая система это:

а) совокупность органов, средств, инструментов и методов управления;

б) руководство предприятия различных уровней;

в) производственный процесс.

3. Что относиться к основным задачам управленческого анализа:

а) оценка хозяйственной ситуации;

б) выявление положительных и отрицательных факторов и причин действующего состояния;

в) подготовка принимаемых управленческих решений;

г) выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности;

д) все вышеперечисленное

4. При внедрении управленческого анализа предприятие должно руководствоваться следующими принципами:

а) комплексность;

б) уместность;

в) системность;

г) объективность.

5. Управленческий анализ ориентирован на:

а) экономическую эффективность и рентабельность деятельности предприятия на тактическом и оперативном уровне;

б) на внешнюю и внутреннюю среду предприятия с направленностью на стратегический уровень управления;

в) а и б верны.

6. Какое из нижеприведенных утверждений является верным:

а) управленческий анализ базируется на данных управленческого учета;

б) управленческий анализ базируется на данных финансового учета;

в) управленческий анализ базируется на данных финансового и управленческого учета;

г) управленческий анализ никак не связан с учетом.

7. Какие из следующих характеристик присущи управленческому анализу:

а) регламентация со стороны государства;

б) доступность внешним пользователям;

в) комплексное изучение всех сторон деятельности предприятия;

г) использование всех доступных источников информации.

8. Главной функцией процесса управления можно назвать:

а) выработку управленческих решений;

б) выявление и мобилизацию резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности;

в) оценку хозяйственной ситуации.

9. Основными методами контроллинга являются:

а) АВС-анализ;

б) маржинальный анализ;

в) методы факторного анализа;

г) методы корреляционного анализа;

д) метод расчета сумм покрытия;

г) метод расчета инвестиций.

10. Цели и задачи управленческого анализа определяются:

а) законодательством;

б) менеджерами;

в) собственниками.

11. Контроллинг – это:

а) финансовый план действий на предстоящий период в стоимостном выражении, который позволяет скоординировать экономические интересы различных подразделений и согласовать различные цели;

б) профессионально-ориентированная малая вычислительная система, предназначенная для работ по экономическому анализу;

в) функционально-обоснованное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия тактических и стратегических управленческих решений.

12. Какие основные этапы включает цикл принятия управленческих решений:

а) определение целей и задач;

б) поиск альтернативных вариантов действий;

в) сравнение полученных результатов с запланированными;

г) все вышеперечисленное.

13. Принцип комплексности организации управленческого анализа заключается:

а) в единстве производственных и финансовых показателей;

б) в анализе предприятия как целостной системы;

в) в изучении экономической и технической сторон производства.

14. Что является объектом управленческого анализа:

а) себестоимость продукции;

б) финансовые результаты;

в) прибыль;

г) рентабельность.

15. Задачей контроллинга является:

а) оценка внутренних и внешних факторов;

б) выявление резервов повышения эффективности производства;

в) координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;

г) определение политики ценообразования.

16. В системе управления выделяют следующие системы:

а) управляющую;

б) контрольную;

в) регулирующую;

г) управляемую.

17. Под управляемой системой чаще всего понимают:

а) персонал предприятия;

б) денежные потоки;

в) материальные потоки;

г) производственный процесс.

18. Управленческий анализ предусматривает изучение:

а) экономической стороны производства;

б) технической стороны производства;

в) социальных условий;

г) взаимосвязи природных условий с производством;

д) всего вышеперечисленного.

19. Что может выступать в роли функциональной подсистемы управленческого анализа:

а) контроллинг;

б) логистика;

в) планирование;

г) аудит.

20. На какой уровень управления направлен контроллинг:

а) стратегический;

б) тактический;

в) оперативный.

21. Комплексное изучение всех сторон деятельности предприятия относится к:

а) особенностям управленческого анализа;

б) методам управленческого анализа;

в) принципам управленческого анализа.

22. Какое из следующих утверждений верно:

а) контроллинг тождественен управленческому анализу;

б) управленческий анализ и контроллинг являются самостоятельными направлениями экономической работы, находящимся в тесной взаимосвязи;

в) управленческий анализ является доминирующим компонентом контроллинга.

23. Какой из перечисленных этапов является завершающим в цикле принятия управленческий решений:

а) выбор оптимального решения;

б) сравнение полученных и планируемых результатов;

в) корректирующие действия.

  1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА

    1. Особенности организации управленческого анализа

в субъектах хозяйствования разного типа

При организации управленческого анализа на предприятии необходимо принимать во внимание ряд существенных факторов, которые будут накладывать определённый отпечаток на весь процесс управления: □ наличие и уровень развития системы управленческого учёта, □ организационно-правовая форма и масштабы деятельности предприятия, □ структура субъёктов управленческого анализа и др.

Так как любой анализ черпает информацию из бухгалтерского учёта, то непосредственное влияние на организацию управленческого анализа будет играть наличие и уровень развития системы управленческого учёта на предприятии. Очевидно, что на предприятии, на котором не ведётся управленческий учёт, проведение управленческого анализа если и будет возможно, то в чрезвычайной степени затруднено недостаточностью информации.

Если система управленческого учёта присутствует на предприятии, то необходимо, прежде всего, оценить соответствие существующей системы информационного обеспечения целям управленческого анализа. В случае полного удовлетворения информационных потребностей данными управленческого учёта при принятии решений работа по организации и проведению внутреннего управленческого анализа существенно упрощается. Недостаточный уровень развития управленческого учёта ведёт к формированию неполной, фрагментарной информационной базы. В данном случае процесс организации управленческого анализа потребует больших трудозатрат, в первую очередь, направленных на реорганизацию системы информационного аналитического обеспечения.

Действующим в России законодательством разрешено создание предприятий в различных организационно-правовых формах, которые предусматривают различия в принципах функционирования и взаимоотношениях между участниками.

Все возможные организационно-правовые формы функционирования юридических лиц можно разделить на три группы:

1) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества, общества, производственные и потребительские кооперативы);

2) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия);

3) юридические лица, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)).

Разумеется, что организация системы управленческого учёта и анализа целесообразна в большей мере для юридических лиц первой группы, которые функционируют на основе коллективного хозяйствования (корпоративная форма) с целью получения прибыли. При этом цель, задачи и направления организации управленческого анализа будут определяться менеджерами и исходить, прежде всего, из приоритета интересов собственников.

На государственных и муниципальных унитарных предприятиях необходимость проведения управленческого анализа определяется непосредственно целями и видом деятельности. Основной круг вопросов, которые подлежат анализу, будет определён вышестоящими или образующими структурами.

Очевидно, что бюджетные организации, которые функционируют на иных принципах, чем коммерческие, а также общественные, религиозные и другие аналогичные организации мало нуждаются в построении системы управленческого учёта и анализа в том виде, в каком она характерна для предприятий, функционирующих только на основе принципов прибыльности.

Помимо юридических лиц, каждый гражданин РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае он единолично принимает управленческие решения, эффективность которых также напрямую зависит от качества, достоверности и правильности оценки исходной информации. В этой ситуации может проводиться управленческий анализ по усечённому кругу наиболее важных для индивидуального предпринимателя вопросов с опорой на применяемую систему бухгалтерского учёта и отчётности.

Эффективность организации управленческого анализа во многом определяется структурой, взаимоотношениями и распределением обязанностей между его субъектами. Оптимальным в данном случае будет первичность движения информации от управляемой системы к управляющей (то есть снизу вверх по иерархической структуре). Однако качественная сложность управленческого анализа должна изменяться в обратном направлении: на нижних уровнях происходит сбор и простейший анализ, на высших – комплексный анализ деятельности с учётом всей информации, поступающей от разных уровней. Только в этом случае возможно оперативное реагирование на происходящие изменения и эффективное управление.