logo
ucheb_posob_2005

13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа

Важной сферой экономики, в которой услуги играют ведущую роль, динамично развивающейся в последнее время, является туристический бизнес. Туризм – временные переезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного мета жительства в оздоровительных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного проживания.

Результатом туристического производства является туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Туром называется комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Туристическим фирмам помимо особенностей, общих для всех предприятий сферы услуг, присущи и специфические, которые необходимо учитывать при проведении анализа:

1. Главные виды деятельности в данной области – туроператорская и турагентсткая. Туроператорская – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым туроператором. Турагентская – это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым турагентом. То есть у туроператора есть собственные производственные площади (гостиницы, санаторно-курортные комплексы), услуги по пользованию которыми он сам предлагает своим клиентам, а турагент является лишь посредником при продвижении турпродукта от производителя к конечным потребителям. Необходимо учитывать, что направления анализа у туроператора будут гораздо шире, чем у турагента.

2. Покупка туристского продукта не является потребностью первой жизненной необходимости и имеет существенную стоимость, поэтому объёмы деятельности туристической фирмы во многом определяются уровнем благосостояния населения.

3. На результаты деятельности туристических фирм существенное влияние оказывают такие факторы, как политические ситуация, климатические условия в разных странах мира, однако влияние этих факторов довольно сложно запланировать и измерить.

4. Для туристического бизнеса характерна неравномерность распределения спроса на туры во времени. Количество продаваемых путёвок во многом зависит от наличия у клиентов свободного от работы времени, его продолжительности и предпочтений периода отдыха.

Цель анализа туристической деятельности, по мнению В. А. Чернова [23, c. 630], состоит в поиске резервов повышения эффективности туристического бизнеса и повышение качества обслуживания клиентов.

Основные задачи анализа:

Анализ основного и оборотного капитала, расчётных операций, финансового состояния и финансовых результатов, инвестиций туристических фирм во многом схож с аналогичными направлениями анализа в торговле и общественном питании. Поэтому особого внимания заслуживает часть методики, отражающая именно специфику деятельности:

  1. Анализ основных показателей туристического бизнеса:

    1. общий анализ динамики выручки, себестоимости и прибыли от продаж туристских продуктов;

    2. анализ объёма и реализации туристских продуктов;

    3. анализ структуры и динамики затрат туристической фирмы;

    4. анализ прибыли от продаж и факторов, влияющих на неё;

  2. Анализ операций с клиентами туристической фирмы:

    1. анализ эффективности системы скидок;

    2. анализ экономии затрат на основе соотношений возможного и фактического объёма продаж;

  3. Анализ прогнозируемых результатов деятельности турфирмы.

  4. Анализ выбора собственной или арендованной площади туроператором.

  5. Анализ выбора собственного или привлечённого транспорта туроператора для турпоездок.

  6. Анализ эффективности использования гостиничных площадей:

    1. анализ располагаемой площади;

    2. анализ производственной площади;

    3. анализ площади, занятой контингентом;

    4. факторный анализ отдачи площадей.

  7. Факторный анализ рентабельности в туристическом бизнесе.

  8. Обобщение результатов анализа, выявление резервов и разработка мероприятий по улучшению деятельности.

Основные источники информации для анализа: формы годовой и квартальной бухгалтерской отчётности, данные бухгалтерского учёта, формы федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Для субъектов малого предпринимательства в сфере туристического бизнеса используется также информация ежеквартального статистического отчёта № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»[23].