logo
ucheb_posob_2005

10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов

Автотранспорт является одним из наиболее значительных источников загрязнения окружающей среды в Российской Федерации. На его долю приходится 43% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 3% сбросов вредных веществ со сточными водами, около 90% шумового воздействия на городское население.

Для автотранспорта соответствующими документами установлены обязательные нормативы содержания вредных веществ в отработавших газах. Поэтому анализ деятельности транспортных организаций включает в себя блок экологического анализа.

При анализе состояния окружающей среды исходным моментом является сравнение фактических показателей загрязненности с нормативными. В случае анализа исполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов определяют процент выполнения запланированных мероприятий, своевременности их реализации, сравнивают фактический и ожидаемый эффекты. В результате проведения экологического анализа должны быть выявлены не только факторы воздействия на окружающую среду, но и размер затрат на устранение отрицательных последствий.

При анализе охраны и рационального использования водных ресурсов особое внимание уделяется применению прогрессивных направлений водопотребления и водоотделения для сокращения забора воды из естественных подземных и поверхностных источников, расширению систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, снижению потерь воды, прекращению сброса загрязнённых сточных вод и их полную очистку.

Анализ начинают с изучения показателя «Забор воды». В него включается суммарный объём воды, забираемый собственными силами из всех источников водных ресурсов (поверхностные, подземные, городской водопровод и др.). Разница между объёмом забираемой воды и фактически поступающей в АТО показывает потери при его транспортировке. Эти потери должны быть по возможности минимальными. Поступающая в АТО вода («Водопотребление») используется для собственных целей на производственные нужды, хозяйственно-бытовые и коммунальные нужды работников АТО, а также для передачи другим организациям. В каждый из этих показателей включены объёмы питьевой, свежей технической, оборотной и повторно-последовательно используемой воды. Чем больше удельный вес последних двух видов воды в общем объёме потребления, тем рациональнее с точки зрения охраны водных ресурсов налажено производство. Следует обратить особое внимание на показатель «Повторно-последовательное использование воды». Он включает в себя объёмы оборотной и очищенной воды, вторично используемой в производстве, а также дождевых и других сточных вод, направляемых в систему водоснабжения. На величину этого показателя оказывают влияние качество и производительность очистных сооружений.

Сброс сточных вод (показатель «Водоотведение») включает в себя суммарный объём воды, который выводится из системы водоснабжения и водообеспечения АТО непосредственно в водоёмы. Необходимо установить наличие и количество загрязнителей в сточных водах. Содержание загрязнителей не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), а сами сбрасываемые воды должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам.

За нарушение установленных правил сброса воды АТО подвергаются штрафным санкциям. Размер штрафов анализируют по причинам, видам и виновникам нарушения чистоты воды. Уменьшение штрафов свидетельствует о правильной работе в деле охраны и рационального использования водных ресурсов.

Автомобильный транспорт, как известно, является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха. При анализе особое внимание должно быть уделено снижению токсичности отработавших газов подвижного состава.

Концентрация вредных веществ в воздухе зависит от типа двигателя, грузоподъёмности автомобиля, организации движения, технических параметров дорожной сети, технического состояния автомобилей, квалификации и опыта водителей и ремонтных рабочих, организации ТО и ТР, качества контрольно-измерительных приборов, топлива и т. д.

Отношение фактического количества токсичных веществ к их нормативному значению характеризует уровень загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами.

Анализ состава этих газов будет полным лишь в том случае, если контролю постоянно подвергаются все автомобили. Это позволит не только выявить неисправный подвижной состав, но и установить неотрегулированные системы автомобиля, а также уточнить «неблагополучные» зоны, цехи, участки и рабочие места.

Анализ токсичности отработавших газов должен проходить в неразрывной связи с анализом технического состояния автомобильного парка, уровня организации ТО и Р.

Снижению токсичности отработавших газов кроме того способствует внедрение автомобильных газовых нейтрализаторов, перевод автомобилей на дизельное и газообразное топливо.

Перераспределение перевозок автомобилями с применением прогрессивных видов топлива, учёт дорожных условий при планировании перевозок также приводят к снижению отрицательного влияния автомобильного транспорта на экологию городов.

Анализу следует подвергать не только сумму вредных веществ или отдельных ингредиентов в отработавших газах, но и их совместное влияние на человека.

Экологически анализ, проводимый в АТО, является составной частью общегосударственной программы контроля за состоянием окружающей среды.

Вопросы для закрепления материала

  1. Назовите особенности транспортной отрасли.

  2. Охарактеризуйте цель, задачи, направления и источники информации анализа деятельности АТО.

  3. В чём проявляется специфика деятельности при общей оценке экономического и финансового состояния транспортной организации?

  4. Как проводится анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок?

  5. Раскройте основные аспекты анализа деятельности технической службы транспортной организации.

  6. В чём заключаются особенности анализа организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов?

  7. Как целесообразно анализировать трудовые ресурсы и эффективность их использования в АТО?

  8. Почему при оценке деятельности транспортных организаций уделяется внимание охране природы и использованию природных ресурсов? По каким направлениям должен проводиться такой анализ?

Тесты:

1. Транспорт существенно зависит от:

а) природно-климатических условий;

б) географических условий;

в) социально- экономических факторов;

г) а и в;

д) б и в;

2. Основными средствами труда на транспорте являются:

а) транспортные средства;

б) силовые машины и оборудование;

в) земля;

г) внутрихозяйственные дороги.

3. Результаты работы подвижного состава транспортной организации оценивают с помощью:

а) технико-экономических показателей;

б) технико-эксплуатационных показателей;

в) показателей экстенсивной и интенсивной загрузки;

г) интегральных показателей работы транспортных средств.

4. Комплекс операций по поддержанию работоспособного состояния и надлежащего внешнего вида подвижного состава, обеспечению надёжности и экономичности работы, безопасности движения, охране окружающей среды, уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, предупреждению отказов и неисправностей это:

а) технический ремонт;

б) техническое обслуживание;

в) капитальный ремонт;

г) текущий ремонт.

5. Работы по обеспечению работоспособного состояния подвижного состава путем восстановления или замены его отдельных агрегатов, узлов и деталей, достигших предельно допустимого состояния, это:

а) технический ремонт;

б) техническое обслуживание;

в) капитальный ремонт;

г) текущий ремонт.

6. Работы с целью регламентированного восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и обеспечения их последующего межремонтного пробега это:

а) технический ремонт;

б) техническое обслуживание;

в) капитальный ремонт;

г) текущий ремонт.

7. Уровень загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами определяется как:

а) отношение фактического количества токсичных веществ к их нормативному значению;

б) отношение нормативного значения токсичных веществ к их фактическому количеству;

в) отношение мощности автомобиля к предельно-допустимой концентрации отработавших газов;

г) произведение пробега транспортного средства и норматива токсичных веществ.

8. Анализ деятельности автотранспортных предприятий:

а) проводится по схеме, разработанной для промышленных предприятий;

б) проводится по отраслевой методике, учитывающей специфику вида деятельности.

9. При проведении анализа деятельности воздушного, железнодорожного, морского, речного и других видов транспорта:

а) используется схема анализа деятельности автотранспортных средств без корректировок с учётом специфики вида транспорта;

б) используется общая схема, но с некоторой долей условности и с учётом специфики каждого вида перевозок;

в) используется общеотраслевая методика.

Задача 10.1

На основании данных табл. 77 составить факторную модель и с помощью методов факторного анализа определить неиспользованные резервы увеличения объема грузооборота. Сделать выводы.

Таблица 77

Показатели использования грузового автотранспорта

Показатели

2003 г.

2004 г.

Среднегодовое количество машин

35

33

Общий тоннаж, т.

140

138,6

Средняя грузоподъемность машин, т.

4

4,2

Автомобиле-дни нахождения машин в хозяйстве

в том числе

в ремонте

12775

1050

12045

1428

в работе

9450

8514

Отработано одной машиной за год, дней

270

258

Коэффициент технической готовности машин

Коэффициент использования машин в работе

Время нахождения машин, ч

в наряде

75600

68112

в пробеге

52920

44273

Коэффициент использования рабочего времени

Общий пробег машин, тыс. км.

в том числе с грузом

2266,7

1360

2001

1120,6

Коэффициент использования пробега

Объем грузооборота, тыс. км.

Средняя загруженность машины, т.

3,5

3,7

Коэффициент использования грузоподъемности машин

Средняя техническая скорость движения, км/ч

42,83

45,23

Объем перевозимых грузов, тыс. т.

190

188

Среднее расстояние перевозки грузов, км.

25

22

Выработка на один автомобиле-тонно-день нахождения в хозяйстве, ткм.

Грузооборот зависит от среднегодового количества машин, количества отработанных дней в среднем одной машиной за год, средней продолжительности рабочего дня, коэффициента использования рабочего времени, среднетехнической скорости движения, коэффициента использования пробега, средней грузоподъемности машины, и коэффициента использования грузоподъемности машин.

Задача 10.2

Охарактеризуйте общие итоги выполнения заданий по объёму перевозок, транспортной работе и числу отработанных авточасов (табл. 78):

Таблица 78

Выполнение объёма перевозок и грузооборота за год

Показатель

План

Факт

Объём перевозок, тыс. т.

495,00

577,72

Грузооборот, тыс. т. км

11123,20

11020,13

Число отработанных авточасов

77101

77858

Задача 10.3

Проанализируйте динамику выполнения перевозок в течение года (по состоянию на сентябрь). Сведения представлены в табл. 79.

Таблица 79

Выполнение плана перевозок

Показатель

Объём перевозок,

тыс. т.

В процентах

план

факт

к плану соответствующего периода

к годовому итогу

1. По плану на год

343,20

-

-

-

2. С начала года

257,40

272,25

3. За отчётный квартал

89,10

88,44

4. За отчётный месяц

33,00

38,94

5. За квартал без учёта анализируемого месяца

(п. 3 – п. 4)

6. За год, без учёта анализируемого периода

(п. 2 – п. 3)

7. Задание за последний квартал (п. 1 – п. 2)

Задача 10.4

Оценить влияние выполнения задания на отдельных маршрутах на общие результаты работы организации транспорта (табл. 80).

Таблица 80

Выполнение плана перевозок пассажиров автобусами на отдельных маршрутах и в целом по предприятию

Номер маршрута

Число перевезённых пассажиров, тыс. чел.

плановое

отчётное

всего

в пределах плана

сверх плана

6

840,2

942,7

8

10122,7

11000,7

20

18099,4

917,3

27

5211,6

1187,9

28

9005,3

839,7

47

7681,0

1089,9

56

7562,5

254,1

ИТОГО

То же в % к плану

Задача 10.5

Провести анализ соответствия маршрутному расписанию автобусов (табл.81):

Таблица 81

Выполнение запланированных рейсов

Номер маршрута

План

Отчёт

Общее количество

Процент выполнения плана

В том числе по расписанию

количество

процент выполнения

6

17005

17240

17022

8

20454

21850

21800

20

15000

19654

17900

27

20000

21200

20800

28

25106

25050

22640

47

28620

28234

27600

56

30000

29996

24880

ИТОГО

Задача 10.6

Определить степень влияния на пассажирооборот среднесписочного количества автобусов, коэффициента выпуска автобусов на линию, календарных дней за анализируемый период, времени в наряде, эксплуатационной скорости, коэффициента использования пробега, вместимости автобуса, числа пассажиров, коэффициента использования вместимости по данным табл. 82:

Таблица 82

Исходные данные

Показатели

2003 год

2004 год

1. Среднесписочное количество автобусов

200

241

2. Коэффициент выпуска автобусов на линию

1,00

0,98

3. Календарные дни за анализируемый период

365

366

4. Время в наряде, часов

10,0

10,2

5. Эксплуатационная скорость

58,3

59,0

6. Коэффициент использования пробега

0,86

0,90

7. Вместимость автобуса, чел.

114

121

8. Коэффициента использования вместимости

1,012

0,998

9. Пассажирооборот