10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
Автотранспорт является одним из наиболее значительных источников загрязнения окружающей среды в Российской Федерации. На его долю приходится 43% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 3% сбросов вредных веществ со сточными водами, около 90% шумового воздействия на городское население.
Для автотранспорта соответствующими документами установлены обязательные нормативы содержания вредных веществ в отработавших газах. Поэтому анализ деятельности транспортных организаций включает в себя блок экологического анализа.
При анализе состояния окружающей среды исходным моментом является сравнение фактических показателей загрязненности с нормативными. В случае анализа исполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов определяют процент выполнения запланированных мероприятий, своевременности их реализации, сравнивают фактический и ожидаемый эффекты. В результате проведения экологического анализа должны быть выявлены не только факторы воздействия на окружающую среду, но и размер затрат на устранение отрицательных последствий.
При анализе охраны и рационального использования водных ресурсов особое внимание уделяется применению прогрессивных направлений водопотребления и водоотделения для сокращения забора воды из естественных подземных и поверхностных источников, расширению систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, снижению потерь воды, прекращению сброса загрязнённых сточных вод и их полную очистку.
Анализ начинают с изучения показателя «Забор воды». В него включается суммарный объём воды, забираемый собственными силами из всех источников водных ресурсов (поверхностные, подземные, городской водопровод и др.). Разница между объёмом забираемой воды и фактически поступающей в АТО показывает потери при его транспортировке. Эти потери должны быть по возможности минимальными. Поступающая в АТО вода («Водопотребление») используется для собственных целей на производственные нужды, хозяйственно-бытовые и коммунальные нужды работников АТО, а также для передачи другим организациям. В каждый из этих показателей включены объёмы питьевой, свежей технической, оборотной и повторно-последовательно используемой воды. Чем больше удельный вес последних двух видов воды в общем объёме потребления, тем рациональнее с точки зрения охраны водных ресурсов налажено производство. Следует обратить особое внимание на показатель «Повторно-последовательное использование воды». Он включает в себя объёмы оборотной и очищенной воды, вторично используемой в производстве, а также дождевых и других сточных вод, направляемых в систему водоснабжения. На величину этого показателя оказывают влияние качество и производительность очистных сооружений.
Сброс сточных вод (показатель «Водоотведение») включает в себя суммарный объём воды, который выводится из системы водоснабжения и водообеспечения АТО непосредственно в водоёмы. Необходимо установить наличие и количество загрязнителей в сточных водах. Содержание загрязнителей не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), а сами сбрасываемые воды должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам.
За нарушение установленных правил сброса воды АТО подвергаются штрафным санкциям. Размер штрафов анализируют по причинам, видам и виновникам нарушения чистоты воды. Уменьшение штрафов свидетельствует о правильной работе в деле охраны и рационального использования водных ресурсов.
Автомобильный транспорт, как известно, является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха. При анализе особое внимание должно быть уделено снижению токсичности отработавших газов подвижного состава.
Концентрация вредных веществ в воздухе зависит от типа двигателя, грузоподъёмности автомобиля, организации движения, технических параметров дорожной сети, технического состояния автомобилей, квалификации и опыта водителей и ремонтных рабочих, организации ТО и ТР, качества контрольно-измерительных приборов, топлива и т. д.
Отношение фактического количества токсичных веществ к их нормативному значению характеризует уровень загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами.
Анализ состава этих газов будет полным лишь в том случае, если контролю постоянно подвергаются все автомобили. Это позволит не только выявить неисправный подвижной состав, но и установить неотрегулированные системы автомобиля, а также уточнить «неблагополучные» зоны, цехи, участки и рабочие места.
Анализ токсичности отработавших газов должен проходить в неразрывной связи с анализом технического состояния автомобильного парка, уровня организации ТО и Р.
Снижению токсичности отработавших газов кроме того способствует внедрение автомобильных газовых нейтрализаторов, перевод автомобилей на дизельное и газообразное топливо.
Перераспределение перевозок автомобилями с применением прогрессивных видов топлива, учёт дорожных условий при планировании перевозок также приводят к снижению отрицательного влияния автомобильного транспорта на экологию городов.
Анализу следует подвергать не только сумму вредных веществ или отдельных ингредиентов в отработавших газах, но и их совместное влияние на человека.
Экологически анализ, проводимый в АТО, является составной частью общегосударственной программы контроля за состоянием окружающей среды.
Вопросы для закрепления материала
Назовите особенности транспортной отрасли.
Охарактеризуйте цель, задачи, направления и источники информации анализа деятельности АТО.
В чём проявляется специфика деятельности при общей оценке экономического и финансового состояния транспортной организации?
Как проводится анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок?
Раскройте основные аспекты анализа деятельности технической службы транспортной организации.
В чём заключаются особенности анализа организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов?
Как целесообразно анализировать трудовые ресурсы и эффективность их использования в АТО?
Почему при оценке деятельности транспортных организаций уделяется внимание охране природы и использованию природных ресурсов? По каким направлениям должен проводиться такой анализ?
Тесты:
1. Транспорт существенно зависит от:
а) природно-климатических условий;
б) географических условий;
в) социально- экономических факторов;
г) а и в;
д) б и в;
2. Основными средствами труда на транспорте являются:
а) транспортные средства;
б) силовые машины и оборудование;
в) земля;
г) внутрихозяйственные дороги.
3. Результаты работы подвижного состава транспортной организации оценивают с помощью:
а) технико-экономических показателей;
б) технико-эксплуатационных показателей;
в) показателей экстенсивной и интенсивной загрузки;
г) интегральных показателей работы транспортных средств.
4. Комплекс операций по поддержанию работоспособного состояния и надлежащего внешнего вида подвижного состава, обеспечению надёжности и экономичности работы, безопасности движения, охране окружающей среды, уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, предупреждению отказов и неисправностей это:
а) технический ремонт;
б) техническое обслуживание;
в) капитальный ремонт;
г) текущий ремонт.
5. Работы по обеспечению работоспособного состояния подвижного состава путем восстановления или замены его отдельных агрегатов, узлов и деталей, достигших предельно допустимого состояния, это:
а) технический ремонт;
б) техническое обслуживание;
в) капитальный ремонт;
г) текущий ремонт.
6. Работы с целью регламентированного восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и обеспечения их последующего межремонтного пробега это:
а) технический ремонт;
б) техническое обслуживание;
в) капитальный ремонт;
г) текущий ремонт.
7. Уровень загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами определяется как:
а) отношение фактического количества токсичных веществ к их нормативному значению;
б) отношение нормативного значения токсичных веществ к их фактическому количеству;
в) отношение мощности автомобиля к предельно-допустимой концентрации отработавших газов;
г) произведение пробега транспортного средства и норматива токсичных веществ.
8. Анализ деятельности автотранспортных предприятий:
а) проводится по схеме, разработанной для промышленных предприятий;
б) проводится по отраслевой методике, учитывающей специфику вида деятельности.
9. При проведении анализа деятельности воздушного, железнодорожного, морского, речного и других видов транспорта:
а) используется схема анализа деятельности автотранспортных средств без корректировок с учётом специфики вида транспорта;
б) используется общая схема, но с некоторой долей условности и с учётом специфики каждого вида перевозок;
в) используется общеотраслевая методика.
Задача 10.1
На основании данных табл. 77 составить факторную модель и с помощью методов факторного анализа определить неиспользованные резервы увеличения объема грузооборота. Сделать выводы.
Таблица 77
Показатели использования грузового автотранспорта
Показатели | 2003 г. | 2004 г. |
Среднегодовое количество машин | 35 | 33 |
Общий тоннаж, т. | 140 | 138,6 |
Средняя грузоподъемность машин, т. | 4 | 4,2 |
Автомобиле-дни нахождения машин в хозяйстве в том числе в ремонте | 12775
1050 | 12045
1428 |
в работе | 9450 | 8514 |
Отработано одной машиной за год, дней | 270 | 258 |
Коэффициент технической готовности машин |
|
|
Коэффициент использования машин в работе |
|
|
Время нахождения машин, ч |
|
|
в наряде | 75600 | 68112 |
в пробеге | 52920 | 44273 |
Коэффициент использования рабочего времени |
|
|
Общий пробег машин, тыс. км. в том числе с грузом | 2266,7 1360 | 2001 1120,6 |
Коэффициент использования пробега |
|
|
Объем грузооборота, тыс. км. |
|
|
Средняя загруженность машины, т. | 3,5 | 3,7 |
Коэффициент использования грузоподъемности машин |
|
|
Средняя техническая скорость движения, км/ч | 42,83 | 45,23 |
Объем перевозимых грузов, тыс. т. | 190 | 188 |
Среднее расстояние перевозки грузов, км. | 25 | 22 |
Выработка на один автомобиле-тонно-день нахождения в хозяйстве, ткм. |
|
|
Грузооборот зависит от среднегодового количества машин, количества отработанных дней в среднем одной машиной за год, средней продолжительности рабочего дня, коэффициента использования рабочего времени, среднетехнической скорости движения, коэффициента использования пробега, средней грузоподъемности машины, и коэффициента использования грузоподъемности машин.
Задача 10.2
Охарактеризуйте общие итоги выполнения заданий по объёму перевозок, транспортной работе и числу отработанных авточасов (табл. 78):
Таблица 78
Выполнение объёма перевозок и грузооборота за год
Показатель | План | Факт |
Объём перевозок, тыс. т. | 495,00 | 577,72 |
Грузооборот, тыс. т. км | 11123,20 | 11020,13 |
Число отработанных авточасов | 77101 | 77858 |
Задача 10.3
Проанализируйте динамику выполнения перевозок в течение года (по состоянию на сентябрь). Сведения представлены в табл. 79.
Таблица 79
Выполнение плана перевозок
Показатель | Объём перевозок, тыс. т. | В процентах | ||
план | факт | к плану соответствующего периода | к годовому итогу | |
1. По плану на год | 343,20 | - | - | - |
2. С начала года | 257,40 | 272,25 |
|
|
3. За отчётный квартал | 89,10 | 88,44 |
|
|
4. За отчётный месяц | 33,00 | 38,94 |
|
|
5. За квартал без учёта анализируемого месяца (п. 3 – п. 4) |
|
|
|
|
6. За год, без учёта анализируемого периода (п. 2 – п. 3) |
|
|
|
|
7. Задание за последний квартал (п. 1 – п. 2) |
|
|
|
|
Задача 10.4
Оценить влияние выполнения задания на отдельных маршрутах на общие результаты работы организации транспорта (табл. 80).
Таблица 80
Выполнение плана перевозок пассажиров автобусами на отдельных маршрутах и в целом по предприятию
Номер маршрута | Число перевезённых пассажиров, тыс. чел. | |||
плановое | отчётное | |||
всего | в пределах плана | сверх плана | ||
6 | 840,2 | 942,7 |
|
|
8 | 10122,7 | 11000,7 |
|
|
20 | 18099,4 | 917,3 |
|
|
27 | 5211,6 | 1187,9 |
|
|
28 | 9005,3 | 839,7 |
|
|
47 | 7681,0 | 1089,9 |
|
|
56 | 7562,5 | 254,1 |
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
То же в % к плану |
|
|
|
|
Задача 10.5
Провести анализ соответствия маршрутному расписанию автобусов (табл.81):
Таблица 81
Выполнение запланированных рейсов
Номер маршрута | План | Отчёт | |||
Общее количество | Процент выполнения плана | В том числе по расписанию | |||
количество | процент выполнения | ||||
6 | 17005 | 17240 |
| 17022 |
|
8 | 20454 | 21850 |
| 21800 |
|
20 | 15000 | 19654 |
| 17900 |
|
27 | 20000 | 21200 |
| 20800 |
|
28 | 25106 | 25050 |
| 22640 |
|
47 | 28620 | 28234 |
| 27600 |
|
56 | 30000 | 29996 |
| 24880 |
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
Задача 10.6
Определить степень влияния на пассажирооборот среднесписочного количества автобусов, коэффициента выпуска автобусов на линию, календарных дней за анализируемый период, времени в наряде, эксплуатационной скорости, коэффициента использования пробега, вместимости автобуса, числа пассажиров, коэффициента использования вместимости по данным табл. 82:
Таблица 82
Исходные данные
Показатели | 2003 год | 2004 год |
1. Среднесписочное количество автобусов | 200 | 241 |
2. Коэффициент выпуска автобусов на линию | 1,00 | 0,98 |
3. Календарные дни за анализируемый период | 365 | 366 |
4. Время в наряде, часов | 10,0 | 10,2 |
5. Эксплуатационная скорость | 58,3 | 59,0 |
6. Коэффициент использования пробега | 0,86 | 0,90 |
7. Вместимость автобуса, чел. | 114 | 121 |
8. Коэффициента использования вместимости | 1,012 | 0,998 |
9. Пассажирооборот |
|
|
- О. В. Соловьева
- 1.2. Управленческий анализ как функция управления
- 1.3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- Направления и основные этапы управленческого анализа
- 1.5. Взаимодействие управленческого анализа и логистики
- 1.6. Управленческий анализ и контроллинг
- 2.2. Экономические, технико-организационные особенности предприятий разных отраслей (видов экономической деятельности)
- 3. Информационное обеспечение управленческого анализа
- 3.1. Классификация информационного обеспечения
- 3.2. Требования к информации для управленческого анализа
- 3.3. Управленческий учёт – основа информационной базы управленческого анализа
- 3.4. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа
- 3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
- 4. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 4.2. Анализ других условий производства
- 5. Методы учёта и анализа
- 5.1. Калькулирование и классификация затрат
- 5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 5.3. Полная и ограниченная себестоимость
- 5.4. Понятие релевантности затрат и его использование в управленческом анализе
- 6. Методы контроля, анализа и планирования себестоимости. Сметный конроль и планирование
- 6.1. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 6.2. Нормативный метод учёта затрат, система стандарт-кост и директ-кост
- 6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»
- 6.4. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 6.5. Внутренняя отчётность фирмы
- 7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 7.3. Специальные решения о цене реализации товара и прибыли
- 7.4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 7.5. Факторы ограничений в принятии решений
- 8. Экономический анализ капитального строительства
- 8.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 8.2. Анализ объёма, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 8.3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 8.4. Факторы изменения объёма строительно-монтажных работ
- 8.5. Анализ себестоимости строительной продукции
- 1. Специализированная фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства, это:
- 2. Строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта, это:
- 3. Ключевая фигура строительства, осуществляющая финансирование строительного объекта, это:
- 9. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 9.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий
- 9.3. Анализ уровня специализации, интенсификации и эффективности производства
- 9.4. Анализ продукции растениеводства
- 3.4 Сокращение потерь продукции при сборке урожая ((урожайность при сборе в оптимальный срок – урожайность сбора с опозданием) ▪ площадь сбора с опозданием).
- 9.5. Анализ производства продукции животноводства
- 9.6. Анализ использования земельных ресурсов
- 9.7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- 10. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа
- 10. 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ато
- 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
- 10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 10.5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- 11. Анализ деятельности предприятий связи
- 11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа
- 11.2. Анализ в системе маркетинга
- 11.3. Анализ продукции предприятий связи
- 11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- 12. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
- 12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 12.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 12.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, состояния, развития и использования материально-технической базы
- 12.5. Анализ качества торгового обслуживания покупателей
- 12.6. Анализ оптового товарооборота
- 12.7. Анализ расчётных отношений
- 12.8. Анализ издержек обращения
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа
- 12.11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- 5. Розничный товарооборот по формам торгового обслуживания делится наследующие составляющие:
- 13. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 13.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа
- 13.3. Анализ операций с клиентами туристической фирмы
- 13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок
- 13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение 1 показатели анализа оту
- Классификация затрат
- П риложение 3 приложение 4
- Приложение 5 Состав отклонений затрат
- Расчет влияния изменения объема и структуры смр на основную заработную плату рабочих
- П риложение 7 Блок-схема анализа производства продукции растениеводства приложение 8
- Блок-схема системы факторов объёма тракторных работ
- Расчет влияния факторов на валовой сбор продукции растениеводства
- Приложение 11 Расчет влияния структуры посевов зерновых культур на объем производства продукции растениеводства способом цепной подстановки
- Приложение 12 Расчет влияния структуры посевов на объем производства продукции растениеводства способом абсолютных разниц
- Приложение 13 Расчет влияния структуры посевов на сумму прибыли
- Приложение 15 Выполнение перевозок по номенклатуре и клиентуре
- Технико-эксплуатационные показатели автотранспортной организации
- Приложение 17
- Приложение 18
- Приложение 20 Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
- Расчёт влияния структуры товарооборота на издержки обращения
- Список сокращений
- Словарь терминов
- Соловьева Ольга Валерьевна управленческий анализ в отраслях