11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
Под себестоимостью услуг связи понимаются выраженные в денежной форме затраты на все виды ресурсов, которые несут телекоммуникационные предприятия в процессе оказания услуг потребителям.
Направления анализа себестоимости предприятий связи в общем соответствуют методике для промышленных предприятиях, однако состав затрат достаточно специфичен, что следует учитывать при проведении аналитической работы.
К основным относятся следующие затраты: ● расходы на аренду каналов; ● лизинговые и арендные платежи за оборудование сети; ● расходы на услуги транзитного оператора; ● расходы на услуги связи других операторов, включая роуминг; ● расходы на оплату радиочастотного ресурса; ● расходы на услуги надзирающих и контролирующих органов; ● амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, полное погашение стоимости нематериальных активов; расходы на эксплуатацию оборудования сети; ● затраты на оплату труда производственных работников (специалистов технических служб, отделов обслуживания абонентов, группы биллинговых расчётов) и отчисления на неё; ● вознаграждения дилерам и коммерческим представителям.
К накладным на предприятиях связи относятся следующие затраты: ● затраты на оплату труда управленческого персонала, административно-хозяйственной службы и отчисления; ● расходы на содержание собственных и арендованных помещений; ● стоимость конторских и хозяйственных материалов; ● расходы на покупку ГСМ и содержание транспорта; ● командировочные, рекламные и представительские расходы; ● расходы на оплату аудиторских, юридических, банковских и охранных услуг; ● расходы на консультационные и информационные услуги; ● расходы на обучение и повышение квалификации персонала; ● расходы на оплату труда, технику безопасности и страхование имущества.
В силу специфики производства услуг связи рассчитать себестоимость каждой предоставляемой услуги практически невозможно, причём объект калькулирования должен совпадать с объектом продаж. В связи с этим в отрасли рассчитывают как полную себестоимость всех оказанных услуг, так и относительный стоимостной показатель, соответствующий себестоимости на 1 р. доходов (т. е. сколько текущих затрат потребовалось для получения 1 р. доходов).
На уровень и динамику изменения затрат в составе себестоимости услуг операторов связи оказывают влияние общеэкономические, отраслевые и внутрихозяйственные факторы.
Общеэкономические факторы не зависят от деятельности предприятий, их влияние на себестоимость имеет одинаковую направленность во всех сферах деятельности (отраслях экономики).
Особую роль играют отраслевые факторы, такие, как эффективность взаиморасчётов между операторами сети, удалённость от транзитного центра коммутации, размер отчислений за присвоение и использование радиочастот, платежи надзирающим органам за контроль лицензируемой деятельности.
Внутрихозяйственные факторы предопределяются особенностями функционирования каждого конкретного предприятия и содержат наибольшие резервы снижения себестоимости.
Вопросы для закрепления материала
Назовите основные сегменты современного рынка связи и его особенности.
Каковы цель, направления и источники информации анализа деятельности предприятий связи?
Почему для операторов связи особенно важен маркетинговый анализ? Каковы его основные направления?
В чём состоит специфика анализа продукции предприятий связи?
Как осуществляется управление затратами и себестоимостью продукции связи?
Тесты:
1. Производство услуг связи:
а) материалоемкое;
б) фондоемкое;
в) наукоемкое;
г) трудоемкое.
Услугам связи присущи:
а) неосязаемость;
б) неотделимость;
в) непостоянство;
г) несохраняемость;
д) все вышеперечисленные.
3. Объем произведённых услуг связи характеризуется:
а) количеством соединений абонентов;
б) объемом доходов, полученных от оказания этих услуг;
в) общим количеством минут, задействованных всеми активными коммерческим абонентами;
г) все вышеперечисленное.
4. Объем валовой продукции предприятия связи:
а) больше товарной и реализованной продукции;
б) меньше товарной и реализованной продукции;
в) больше товарной, но меньше реализованной продукции;
г) равен товарной и реализованной продукции.
5. Общее количество минут, задействованных всеми активными коммерческими абонентами, это:
а) роуминг;
б) трафик;
в) биллинг;
г) ни один ответ не верен.
6. Абонентская база оператора сотовой связи складывается из следующих составляющих:
а) активные и заблокированные коммерческие абоненты;
б) коммерческие и некоммерческие абоненты;
в) служебные и льготные абоненты;
г) а и б;
д) а и в;
е) б и в.
7. Доход от основной деятельности оператора сотовой связи складывается из:
а) дохода от продажи первоначального пакета, включающего абонентское оборудование и подключение к сети;
б) дохода от периодических услуг (абонентской платы, детализации и доставки счета, голосовой почты, переадресации вызовов, междугороднего и международного доступа, других услуг связи);
в) дохода от трафика;
г) все вышеперечисленное.
8. Снижение отношения оттока абонентов к количеству активных абонентов:
а) свидетельствует о положительных изменениях в качественном составе абонентской базы;
б) свидетельствует о негативных изменениях в качественном составе абонентской базы;
в) не характеризует качественный состав абонентской базы.
9. Увеличение отношения заблокированных коммерческих абонентов к количеству всех абонентов:
а) свидетельствует о положительных изменениях в качественном составе абонентской базы;
б) свидетельствует о негативных изменениях в качественном составе абонентской базы;
в) не характеризует качественный состав абонентской базы.
Задача 11.1
Определить на основе исходных данных (табл. 84) объем трафика оператора сотовой связи за февраль и март 2004 года, оценить влияние на него изменения количества абонентов, количества приведенных дней в месяце и количества минут на одного абонента в среднеприведенный день. Сделать выводы.
Таблица 84
Исходные данные
Показатели | Февраль 2004 г. | Март 2004 г. |
1. Количество абонентов, тыс. чел. | 100,00 | 102,500 |
2. Количество рабочих дней | 19 | 22 |
3. Количество выходных дней | 10 | 8 |
4. Промежуточный коэффициент приведения | 1,100 | 1,125 |
5. Количество приведённых дней в месяце |
|
|
6. Общий объем трафика за месяц |
|
|
Задача 11.2
Оценить структуру распределения трафика оператора сотовой связи по направлениям (табл. 85). Сделать выводы.
Таблица 85
Распределение трафика по направлениям
Направление обмена | Количество, тыс. мин. | Доля в общем объёме, % |
Местная связь, в том числе входящие | 29856 |
|
исходящие на мобильные в сети оператора | 20560 |
|
исходящие на центр региона и на других операторов связи | 8025 |
|
исходящие в другие города региона | 160 |
|
исходящие на Москву | 114 |
|
Междугородняя связь | 267 |
|
Международная | 80 |
|
Перенаправление вызова (роуминг) | 830 |
|
ИТОГО | 2864 | 100,0 |
Задача 11.3
Определить конкурентные позиции предприятий на рынке сотовой связи используя метод рейтингования. Возможные критерии представлены в прил. 17. Самостоятельно дополнить представленный ряд критериев.
- О. В. Соловьева
- 1.2. Управленческий анализ как функция управления
- 1.3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- Направления и основные этапы управленческого анализа
- 1.5. Взаимодействие управленческого анализа и логистики
- 1.6. Управленческий анализ и контроллинг
- 2.2. Экономические, технико-организационные особенности предприятий разных отраслей (видов экономической деятельности)
- 3. Информационное обеспечение управленческого анализа
- 3.1. Классификация информационного обеспечения
- 3.2. Требования к информации для управленческого анализа
- 3.3. Управленческий учёт – основа информационной базы управленческого анализа
- 3.4. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа
- 3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
- 4. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 4.2. Анализ других условий производства
- 5. Методы учёта и анализа
- 5.1. Калькулирование и классификация затрат
- 5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 5.3. Полная и ограниченная себестоимость
- 5.4. Понятие релевантности затрат и его использование в управленческом анализе
- 6. Методы контроля, анализа и планирования себестоимости. Сметный конроль и планирование
- 6.1. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 6.2. Нормативный метод учёта затрат, система стандарт-кост и директ-кост
- 6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»
- 6.4. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 6.5. Внутренняя отчётность фирмы
- 7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 7.3. Специальные решения о цене реализации товара и прибыли
- 7.4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 7.5. Факторы ограничений в принятии решений
- 8. Экономический анализ капитального строительства
- 8.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 8.2. Анализ объёма, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 8.3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 8.4. Факторы изменения объёма строительно-монтажных работ
- 8.5. Анализ себестоимости строительной продукции
- 1. Специализированная фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства, это:
- 2. Строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта, это:
- 3. Ключевая фигура строительства, осуществляющая финансирование строительного объекта, это:
- 9. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 9.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий
- 9.3. Анализ уровня специализации, интенсификации и эффективности производства
- 9.4. Анализ продукции растениеводства
- 3.4 Сокращение потерь продукции при сборке урожая ((урожайность при сборе в оптимальный срок – урожайность сбора с опозданием) ▪ площадь сбора с опозданием).
- 9.5. Анализ производства продукции животноводства
- 9.6. Анализ использования земельных ресурсов
- 9.7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- 10. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа
- 10. 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ато
- 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
- 10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 10.5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- 11. Анализ деятельности предприятий связи
- 11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа
- 11.2. Анализ в системе маркетинга
- 11.3. Анализ продукции предприятий связи
- 11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- 12. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
- 12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 12.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 12.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, состояния, развития и использования материально-технической базы
- 12.5. Анализ качества торгового обслуживания покупателей
- 12.6. Анализ оптового товарооборота
- 12.7. Анализ расчётных отношений
- 12.8. Анализ издержек обращения
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа
- 12.11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- 5. Розничный товарооборот по формам торгового обслуживания делится наследующие составляющие:
- 13. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 13.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа
- 13.3. Анализ операций с клиентами туристической фирмы
- 13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок
- 13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение 1 показатели анализа оту
- Классификация затрат
- П риложение 3 приложение 4
- Приложение 5 Состав отклонений затрат
- Расчет влияния изменения объема и структуры смр на основную заработную плату рабочих
- П риложение 7 Блок-схема анализа производства продукции растениеводства приложение 8
- Блок-схема системы факторов объёма тракторных работ
- Расчет влияния факторов на валовой сбор продукции растениеводства
- Приложение 11 Расчет влияния структуры посевов зерновых культур на объем производства продукции растениеводства способом цепной подстановки
- Приложение 12 Расчет влияния структуры посевов на объем производства продукции растениеводства способом абсолютных разниц
- Приложение 13 Расчет влияния структуры посевов на сумму прибыли
- Приложение 15 Выполнение перевозок по номенклатуре и клиентуре
- Технико-эксплуатационные показатели автотранспортной организации
- Приложение 17
- Приложение 18
- Приложение 20 Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
- Расчёт влияния структуры товарооборота на издержки обращения
- Список сокращений
- Словарь терминов
- Соловьева Ольга Валерьевна управленческий анализ в отраслях