12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
Торговая деятельность – это посредническая деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю. Торговая деятельность может осуществляться в оптовой и розничной форме, её сфера довольно обширна и достаточно специфична.
Этой отрасли присущи следующие основные особенности:
1. В торговле не производится добавленной стоимости, готового продукта. Торговые фирмы работают с уже завершёнными, готовыми к употреблению товарами и продвигают их от производителей к конечным потребителям без какой-либо существенной обработки. Соответственно, основным результатом деятельности будет товарооборот оптовый или розничный, а не выручка от реализации продукции.
2. Основные и оборотные средства функционируют в сфере обращения, а не производства и имеют структуру, отличную от промышленных предприятий. Наиболее важную роль для осуществления торговли из состава основных фондов играют торговые площади и торговое оборудование (витрины, холодильные установки, ККМ). Состав и структура оборотных активов может существенно варьироваться в зависимости от формы осуществления торговой деятельности, а также от взаимоотношений с контрагентами. Однако наиболее важной составляющей являются товарные ресурсы.
3. Неразрывно связана с предыдущей особенностью отличная от промышленных предприятий структура источников формирования средств. Для предприятий торговли характерны низкая величина и доля (как в совокупных пассивах, так и в собственных средствах компании) уставного капитала; отсутствие или крайне низкая абсолютная и относительная величина долгосрочных привлечённых средств; краткосрочные коммерческие кредиты и кредиторская задолженность поставщикам как две основные статьи текущих пассивов.
4. В торговых предприятиях (организациях) ассортимент и его широта может существенно варьироваться по видам, габаритам и ценам товаров. Соответственно и оборачиваемость у разных товаров может существенно отличаться, однако она будет выше, чем у оборотных активов в сфере производства.
Основная цель анализа деятельности торговой фирмы – поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности.
На основе изучения методик Л. И. Кравченко [9], В. А. Чернова [23], К. В. Щиборщ [27], в общем виде методику анализа деятельности торговой фирмы можно представить следующим образом:
Анализ розничного товарооборота:
анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по составу, видам, группам; анализ сезонность; анализ ритмичность продаж;
анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов (в том числе запасов товаров);
анализ поступления товаров; анализ выполнения договоров по поставке; анализ частоты завоза;
анализ состояния товарных запасов;
анализ эффективности товарных запасов и товарооборачиваемости;
оперативный и сравнительный анализ товарных запасов;
анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов;
анализ движения рабочей силы, её состава и структуры (в том числе доля торгово-оперативных работников);
взаимосвязь товарооборота, численности и состава работников: факторный анализ товарооборота на одного работника;
анализ эффективности и качества труда;
анализ состояния и развития и использования материально-технической базы (в том числе, торговых площадей);
анализ качества торгового обслуживания покупателей;
оперативный анализ розничного товарооборота, товарных и трудовых ресурсов.
Анализ оптового товарооборота торговой организации:
анализ выполнения плана и динамки оптового товарооборота;
анализ состава и структуры оптового товарооборота;
анализ рациональности товародвижения;
анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота;
оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота.
Анализ расчётных отношений торгового предприятия:
анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
анализ ускорения расчётов и повышения их эффективности.
Анализ издержек обращения в торговле:
анализ издержек обращения по общему объёму;
факторный анализ выполнения плана и динамики издержек обращения;
анализ отдельных статей издержек обращения в торговле;
сравнительный анализ издержек обращения в торговле;
оперативный анализ издержек обращения торгового предприятия.
Анализ финансовых результатов в торговле:
5.1 анализ валового дохода (в том числе факторный);
5.2. анализ безубыточности;
анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия;
сравнительный анализ финансовых результатов в торговле;
оперативный анализ финансовых результатов торгового предприятия;
анализ налогообложения, распределения и использования доходов и прибыли в торговле.
Анализ финансового состояния торгового предприятия.
Обобщение результатов анализа и разработка комплекса мероприятий по их освоению.
Для анализа торговой деятельности используют многочисленные и самые разнообразные источники информации: статистические данные о социально-экономических показателях региона деятельности; данные о структуре населения, его денежных доходах и покупательских способностях; данные о товарном обеспечении на рынке; данные бухгалтерского учёта и отчётности (товарные отчёты, учётные регистры о движении и остатках товаров и т. д.); формы статистической отчётности (форма №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», форма № 1- торговля «Обследование розничной продажи отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп», форма № 1 – торг (сеть) «Сведения о наличии сети оптовой и розничной торговли», форма № 1 – алкоголь (опт) «Сведения о продаже алкогольной продукции для оптовых предприятий», форма № 1 – прод (торг) «Сведения о продаже и запасах основных потребительских товаров», форма № 1 – конъюнктура (опт) «Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле», форма № 1 – конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле»).
- О. В. Соловьева
- 1.2. Управленческий анализ как функция управления
- 1.3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- Направления и основные этапы управленческого анализа
- 1.5. Взаимодействие управленческого анализа и логистики
- 1.6. Управленческий анализ и контроллинг
- 2.2. Экономические, технико-организационные особенности предприятий разных отраслей (видов экономической деятельности)
- 3. Информационное обеспечение управленческого анализа
- 3.1. Классификация информационного обеспечения
- 3.2. Требования к информации для управленческого анализа
- 3.3. Управленческий учёт – основа информационной базы управленческого анализа
- 3.4. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа
- 3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
- 4. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 4.2. Анализ других условий производства
- 5. Методы учёта и анализа
- 5.1. Калькулирование и классификация затрат
- 5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 5.3. Полная и ограниченная себестоимость
- 5.4. Понятие релевантности затрат и его использование в управленческом анализе
- 6. Методы контроля, анализа и планирования себестоимости. Сметный конроль и планирование
- 6.1. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 6.2. Нормативный метод учёта затрат, система стандарт-кост и директ-кост
- 6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»
- 6.4. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 6.5. Внутренняя отчётность фирмы
- 7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 7.3. Специальные решения о цене реализации товара и прибыли
- 7.4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 7.5. Факторы ограничений в принятии решений
- 8. Экономический анализ капитального строительства
- 8.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 8.2. Анализ объёма, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 8.3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 8.4. Факторы изменения объёма строительно-монтажных работ
- 8.5. Анализ себестоимости строительной продукции
- 1. Специализированная фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства, это:
- 2. Строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта, это:
- 3. Ключевая фигура строительства, осуществляющая финансирование строительного объекта, это:
- 9. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 9.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий
- 9.3. Анализ уровня специализации, интенсификации и эффективности производства
- 9.4. Анализ продукции растениеводства
- 3.4 Сокращение потерь продукции при сборке урожая ((урожайность при сборе в оптимальный срок – урожайность сбора с опозданием) ▪ площадь сбора с опозданием).
- 9.5. Анализ производства продукции животноводства
- 9.6. Анализ использования земельных ресурсов
- 9.7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- 10. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа
- 10. 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ато
- 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
- 10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 10.5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- 11. Анализ деятельности предприятий связи
- 11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа
- 11.2. Анализ в системе маркетинга
- 11.3. Анализ продукции предприятий связи
- 11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- 12. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
- 12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 12.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 12.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, состояния, развития и использования материально-технической базы
- 12.5. Анализ качества торгового обслуживания покупателей
- 12.6. Анализ оптового товарооборота
- 12.7. Анализ расчётных отношений
- 12.8. Анализ издержек обращения
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа
- 12.11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- 5. Розничный товарооборот по формам торгового обслуживания делится наследующие составляющие:
- 13. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 13.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа
- 13.3. Анализ операций с клиентами туристической фирмы
- 13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок
- 13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение 1 показатели анализа оту
- Классификация затрат
- П риложение 3 приложение 4
- Приложение 5 Состав отклонений затрат
- Расчет влияния изменения объема и структуры смр на основную заработную плату рабочих
- П риложение 7 Блок-схема анализа производства продукции растениеводства приложение 8
- Блок-схема системы факторов объёма тракторных работ
- Расчет влияния факторов на валовой сбор продукции растениеводства
- Приложение 11 Расчет влияния структуры посевов зерновых культур на объем производства продукции растениеводства способом цепной подстановки
- Приложение 12 Расчет влияния структуры посевов на объем производства продукции растениеводства способом абсолютных разниц
- Приложение 13 Расчет влияния структуры посевов на сумму прибыли
- Приложение 15 Выполнение перевозок по номенклатуре и клиентуре
- Технико-эксплуатационные показатели автотранспортной организации
- Приложение 17
- Приложение 18
- Приложение 20 Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
- Расчёт влияния структуры товарооборота на издержки обращения
- Список сокращений
- Словарь терминов
- Соловьева Ольга Валерьевна управленческий анализ в отраслях