10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
Выполнение производственной программы по перевозкам, ТО и Р подвижного состава, а также другим видам работ и услуг зависит от обеспеченности АТО рабочей силой и правильного её использования, постоянного повышения производительности труда.
Целью анализа трудовых ресурсов и производительности труда является установление возможностей увеличения объёмов перевозок и других транспортных услуг за счёт рационального использования персонала организации и рабочего времени, роста производительности труда, выявления и устранения непроизводительных выплат.
К основным задачам этого направления анализа можно отнести следующие:
изучение численности, состава и структуры рабочей силы, а также использования рабочего времени;
оценка изменения уровня производительности труда в АТО в целом и её отдельных подразделениях;
анализ факторов, влияющих на производительность труда, выявление резервов дальнейшего её повышения.
При решении первой задачи анализ производится по тем же направлениям, что и на промышленных предприятиях.
Показатели производительности труда АТО специфичны, поэтому заслуживают особого внимания. Услуги транспорта (а соответственно и производительность труда) измеряются количеством тоннокилометров, пассажирокилометров и платных километров пробега. На производительность труда в натуральных единицах влияет целый ряд факторов: структура автомобильного парка, номенклатура и структура объёма перевозок, расстояния перевозки – при перевозках грузов; структура автобусного парка, соотношение между объёмом перевозок пассажиров в городе, пригороде и междугородном сообщении, расстояние поездки пассажиров – при перевозке пассажиров автобусами; расстояние поездки пассажиров, удельные показатели перевозок по маршрутам, обслуживаемым автомобилями-такси – при таксомоторных перевозках. В результате этого показатели производительности в натуральном выражении трудно сравнивать не только по отдельным АТО, но и по отдельным группам работников. В настоящее время наиболее распространённым и принятым на автомобильном транспорте способом измерения производительности является стоимостной, хотя он несколько условный и обладающий некоторыми недостатками.
На изменение уровня производительности труда в стоимостном измерении в целом по АТО влияют две группы факторов: вызвавшие изменение доходов организации и отклонение среднесписочной численности персонала. Исходные данные для анализа могут быть сгруппированы в виде табл. 76.
Таблица 76
Исходные данные для анализа производительности труда
Показатели | План | Факт | Отклонение | Темп роста (снижения), % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Доходы (Д), тыс. р., всего в том числе: | 6660,0 | 6740,2 | 80,2 | 101,2 |
От грузовых автомобилей: - «сдельных» | 5747,5 | 5593,7 | -153,8 | 97,3 |
- «почасовых» | 259,8 | 378,7 | 118,9 | 145,8 |
От автобусов | 167,2 | 132,3 | -34,9 | 79,1 |
От автомобилей хозяйственного назначения | 71,3 | 69,4 | -1,9 | 97,3 |
От прочих услуг и работ | 414,2 | 566,1 | 151,9 | 136,7 |
Численность персонала (Ч), чел., всего в том числе: | 71 | 68 | -3 | 95,8 |
водители | 44 | 42 | -2 | 95,5 |
ремонтные рабочие | 18 | 17 | -1 | 94,4 |
руководители, специалисты и служащие | 9 | 9 | - | 100,0 |
Средняя ставка дохода, р. 1 т км | 3,4 | 3,3 | -0,1 | 97,1 |
1 пасс.-км | 2,2 | 2,4 | 0,2 | 109,1 |
1 авточас | 92,1 | 113,9 | 21,8 | 123,7 |
Продолжение табл.76 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Грузооборот, тыс. т · км | 1690,4 | 1659,1 | -31,3 | 100,2 |
Пассажирооборот, тыс. пасс.-км | 76,0 | 55,1 | -20,9 | 72,5 |
Авточасы работы, тыс. | 2,82 | 3,32 | 0,5 | 117,9 |
Производительность труда одного работника, (ПТ) р. | 93803 | 99121 | 5318 | 105,65 |
Изменение производительности труда под влиянием факторов первого порядка можно рассчитать следующим образом:
.
Для всесторонней и полной оценки уровня производительности труда после получения общих итогов анализа следует проанализировать её при различных видах перевозок. Численность персонала рекомендуется распределять по видам перевозок следующим образом:
а) водители распределяются пропорционально отработанным на линии авточасам;
б) ремонтный персонал – пропорционально общему пробегу парка, так как за исключением ежедневного обслуживания все виды ОТ и Р зависят от пробега;
в) весь прочий персонал может быть распределён по видам перевозок пропорционально списочному составу парка;
г) персонал, обслуживающий только один вид перевозок (кондукторы, работники автовокзалов и т. д.) учитываются по соответствующему виду перевозок.
При проведении анализа изучают влияние производительности труда на выполнение заданий по доходам и объёмам перевозок.
- О. В. Соловьева
- 1.2. Управленческий анализ как функция управления
- 1.3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- Направления и основные этапы управленческого анализа
- 1.5. Взаимодействие управленческого анализа и логистики
- 1.6. Управленческий анализ и контроллинг
- 2.2. Экономические, технико-организационные особенности предприятий разных отраслей (видов экономической деятельности)
- 3. Информационное обеспечение управленческого анализа
- 3.1. Классификация информационного обеспечения
- 3.2. Требования к информации для управленческого анализа
- 3.3. Управленческий учёт – основа информационной базы управленческого анализа
- 3.4. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа
- 3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
- 4. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 4.2. Анализ других условий производства
- 5. Методы учёта и анализа
- 5.1. Калькулирование и классификация затрат
- 5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 5.3. Полная и ограниченная себестоимость
- 5.4. Понятие релевантности затрат и его использование в управленческом анализе
- 6. Методы контроля, анализа и планирования себестоимости. Сметный конроль и планирование
- 6.1. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 6.2. Нормативный метод учёта затрат, система стандарт-кост и директ-кост
- 6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»
- 6.4. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 6.5. Внутренняя отчётность фирмы
- 7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 7.3. Специальные решения о цене реализации товара и прибыли
- 7.4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 7.5. Факторы ограничений в принятии решений
- 8. Экономический анализ капитального строительства
- 8.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 8.2. Анализ объёма, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 8.3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 8.4. Факторы изменения объёма строительно-монтажных работ
- 8.5. Анализ себестоимости строительной продукции
- 1. Специализированная фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства, это:
- 2. Строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта, это:
- 3. Ключевая фигура строительства, осуществляющая финансирование строительного объекта, это:
- 9. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 9.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий
- 9.3. Анализ уровня специализации, интенсификации и эффективности производства
- 9.4. Анализ продукции растениеводства
- 3.4 Сокращение потерь продукции при сборке урожая ((урожайность при сборе в оптимальный срок – урожайность сбора с опозданием) ▪ площадь сбора с опозданием).
- 9.5. Анализ производства продукции животноводства
- 9.6. Анализ использования земельных ресурсов
- 9.7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- 10. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа
- 10. 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ато
- 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
- 10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 10.5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- 11. Анализ деятельности предприятий связи
- 11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа
- 11.2. Анализ в системе маркетинга
- 11.3. Анализ продукции предприятий связи
- 11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- 12. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
- 12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 12.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 12.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, состояния, развития и использования материально-технической базы
- 12.5. Анализ качества торгового обслуживания покупателей
- 12.6. Анализ оптового товарооборота
- 12.7. Анализ расчётных отношений
- 12.8. Анализ издержек обращения
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа
- 12.11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- 5. Розничный товарооборот по формам торгового обслуживания делится наследующие составляющие:
- 13. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 13.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа
- 13.3. Анализ операций с клиентами туристической фирмы
- 13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок
- 13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение 1 показатели анализа оту
- Классификация затрат
- П риложение 3 приложение 4
- Приложение 5 Состав отклонений затрат
- Расчет влияния изменения объема и структуры смр на основную заработную плату рабочих
- П риложение 7 Блок-схема анализа производства продукции растениеводства приложение 8
- Блок-схема системы факторов объёма тракторных работ
- Расчет влияния факторов на валовой сбор продукции растениеводства
- Приложение 11 Расчет влияния структуры посевов зерновых культур на объем производства продукции растениеводства способом цепной подстановки
- Приложение 12 Расчет влияния структуры посевов на объем производства продукции растениеводства способом абсолютных разниц
- Приложение 13 Расчет влияния структуры посевов на сумму прибыли
- Приложение 15 Выполнение перевозок по номенклатуре и клиентуре
- Технико-эксплуатационные показатели автотранспортной организации
- Приложение 17
- Приложение 18
- Приложение 20 Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
- Расчёт влияния структуры товарооборота на издержки обращения
- Список сокращений
- Словарь терминов
- Соловьева Ольга Валерьевна управленческий анализ в отраслях