5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
В качестве объектов калькулирования – носителей затрат выступают весь объём произведённой продукции, объём реализованной продукции, отдельные изделия, выпуск которых является целью деятельности предприятия. В тех случаях, когда использование количества продукции или её составных частей для внутреннего контроля экономичности производства и оценки эффективности принимаемых решений невозможно либо в значительной степени условно, в качестве объектов калькулирования могут выступать детали, узлы, отдельные виды производств, центры, отдельные технологические процессы и операции.
Особенностью группировки затрат по объектам калькулирования является их непосредственная зависимость от масштабов предприятия и уровня его специализации, характера производства.
При различных сочетаниях видов продукции и количества производимой продукции каждого вида, т. е. в зависимости от масштабов и уровня специализации возможны следующие типы производств:
единичное изготовление одного изделия (крупных уникальных объектов на заводах тяжёлого и энергетического машиностроения, в судостроении и т. п.);
массовое производство одного вида продукции (электроэнергия на гидроэлектростанциях, добыча угля и т. п.);
изготовление большого числа разновидностей (сортов) одного и того же изделия (различные профили проката на металлургическом заводе, производство пива различных сортов и наименований);
массовое изготовление различной продукции, то есть серийное производство (например, кондитерских и швейных изделий, галантерейных товаров, запасных частей и т. п.).
Перечисленные типы производств можно разделить на однородные и неоднородные, а по характеру связи продуктов между собой – на комплексные и некомплексные. К однородным производствам относятся предприятия с массовым и сортовым выпуском однотипной продукции, а к неоднородным – серийные и единичные производства.
Для предприятий с массовым характером производства объектом учёта и анализа может быть деталь. Так как их немного, можно учесть и проанализировать каждую деталь и производимый вид продукции. Это лучший и самый эффективный вариант.
При серийном производстве возрастает номенклатура, и невозможным становится подетальный учёт и, поэтому изучаются затраты на изделие-представитель или типовой узел.
При единичном производстве объектом учёта и, соответственно, анализа будет являться заказ.
Для всех типов производств обобщающим качественным показателем являются затраты на 1 руб. продукции.
Всё многообразие производств по технологическому признаку можно разделить на два основных типа:
производства, в которых конечная продукция получается путём последовательной обработки исходного сырья и материалов в ходе связанных между собой процессов, переделов и стадий изготовления (большинство химических производств, пищевых производств, изготовление кирпича и т. п.);
производства, в которых конечный продукт является результатом механического соединения отдельных частей (деталей, комплектующих изделий), изготавливаемых на этом же предприятии или приобретаемых в порядке кооперированных поставок (машиностроение, швейная промышленность и т. п.).
Различия в технологических признаках предполагают наличие разных объектов и использование разных методов калькулирования. Выделяют передельный (попроцессный) и позаказный метод.
Передельный (делительный) метод основывается на делении затрат на производство за определённый период по предприятию в целом либо в разрезе его технологических стадий, процессов, переделов на количество продукции или полуфабрикатов данного периода. Область его применения – массовые производства однородной продукции с относительно небольшой длительностью технологического процесса и малой величиной (отсутствием) незавершённого производства. Дифференциация затрат по обособленным объектам калькуляции при этом невозможна или нецелесообразна из-за значительной условности.
Позаказный метод или метод последовательного суммирования предполагает выделение из общей совокупности расходов на производство таких затрат, которые можно отнести прямо на объекты калькуляции. Остальные издержки включают в себестоимость отдельных изделий и услуг полностью или частично в виде дополнительных ставок (сумм), величина которых исчисляется после распределения косвенных расходов. Этот метод применяется в производствах неоднородной продукции, при изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства, при ремонтных и строительных работах. При этом все затраты считаются незавершённым производством вплоть до окончания заказа. Главный отличительный признак позаказного калькулирования – возможность отнести затраты или их часть на конкретные обособленные виды изделий и услуг.
Применение различных объектов и методов учёта затрат не только влияет на величину себестоимости продукции и тем самым на сумму полученной прибыли, но и накладывает определённые рамки на формируемую информационную базу. Это, в свою очередь, предопределяет направления и глубину проведения управленческого анализа и поиска резервов [7].
- О. В. Соловьева
- 1.2. Управленческий анализ как функция управления
- 1.3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- Направления и основные этапы управленческого анализа
- 1.5. Взаимодействие управленческого анализа и логистики
- 1.6. Управленческий анализ и контроллинг
- 2.2. Экономические, технико-организационные особенности предприятий разных отраслей (видов экономической деятельности)
- 3. Информационное обеспечение управленческого анализа
- 3.1. Классификация информационного обеспечения
- 3.2. Требования к информации для управленческого анализа
- 3.3. Управленческий учёт – основа информационной базы управленческого анализа
- 3.4. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа
- 3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
- 4. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 4.2. Анализ других условий производства
- 5. Методы учёта и анализа
- 5.1. Калькулирование и классификация затрат
- 5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 5.3. Полная и ограниченная себестоимость
- 5.4. Понятие релевантности затрат и его использование в управленческом анализе
- 6. Методы контроля, анализа и планирования себестоимости. Сметный конроль и планирование
- 6.1. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 6.2. Нормативный метод учёта затрат, система стандарт-кост и директ-кост
- 6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»
- 6.4. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 6.5. Внутренняя отчётность фирмы
- 7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 7.3. Специальные решения о цене реализации товара и прибыли
- 7.4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 7.5. Факторы ограничений в принятии решений
- 8. Экономический анализ капитального строительства
- 8.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 8.2. Анализ объёма, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 8.3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 8.4. Факторы изменения объёма строительно-монтажных работ
- 8.5. Анализ себестоимости строительной продукции
- 1. Специализированная фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства, это:
- 2. Строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта, это:
- 3. Ключевая фигура строительства, осуществляющая финансирование строительного объекта, это:
- 9. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 9.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий
- 9.3. Анализ уровня специализации, интенсификации и эффективности производства
- 9.4. Анализ продукции растениеводства
- 3.4 Сокращение потерь продукции при сборке урожая ((урожайность при сборе в оптимальный срок – урожайность сбора с опозданием) ▪ площадь сбора с опозданием).
- 9.5. Анализ производства продукции животноводства
- 9.6. Анализ использования земельных ресурсов
- 9.7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- 10. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа
- 10. 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ато
- 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
- 10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 10.5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- 11. Анализ деятельности предприятий связи
- 11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа
- 11.2. Анализ в системе маркетинга
- 11.3. Анализ продукции предприятий связи
- 11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- 12. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
- 12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 12.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 12.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, состояния, развития и использования материально-технической базы
- 12.5. Анализ качества торгового обслуживания покупателей
- 12.6. Анализ оптового товарооборота
- 12.7. Анализ расчётных отношений
- 12.8. Анализ издержек обращения
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа
- 12.11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- 5. Розничный товарооборот по формам торгового обслуживания делится наследующие составляющие:
- 13. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 13.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа
- 13.3. Анализ операций с клиентами туристической фирмы
- 13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок
- 13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение 1 показатели анализа оту
- Классификация затрат
- П риложение 3 приложение 4
- Приложение 5 Состав отклонений затрат
- Расчет влияния изменения объема и структуры смр на основную заработную плату рабочих
- П риложение 7 Блок-схема анализа производства продукции растениеводства приложение 8
- Блок-схема системы факторов объёма тракторных работ
- Расчет влияния факторов на валовой сбор продукции растениеводства
- Приложение 11 Расчет влияния структуры посевов зерновых культур на объем производства продукции растениеводства способом цепной подстановки
- Приложение 12 Расчет влияния структуры посевов на объем производства продукции растениеводства способом абсолютных разниц
- Приложение 13 Расчет влияния структуры посевов на сумму прибыли
- Приложение 15 Выполнение перевозок по номенклатуре и клиентуре
- Технико-эксплуатационные показатели автотранспортной организации
- Приложение 17
- Приложение 18
- Приложение 20 Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
- Расчёт влияния структуры товарооборота на издержки обращения
- Список сокращений
- Словарь терминов
- Соловьева Ольга Валерьевна управленческий анализ в отраслях