11.3. Анализ продукции предприятий связи
Для предприятий связи конечный результат производственной деятельности выступает как продукция, а для потребителей – как услуга. Объём произведённых услуг связи характеризуется объёмом доходов, полученных от оказания этих услуг. Так как процесс производства услуг связи неотделим от процесса их потребления, то объём валовой продукции на предприятиях связи равен объёму товарной и реализованной продукции.
Существующие методические подходы к определению доходов по традиционным видам услуг обусловлены формой создаваемой услуги (в форме обмена или в форме канала), зависимостью тарифа от группы пользователей (население или предприятия), индивидуальной особенностью услуги (обычные, срочные или льготные тарифы), методами ценообразования тарифов (регулируемые или свободные).
Доход от основной деятельности оператора сотовой связи складывается из следующих потоков:
дохода от продажи первоначального пакета, включающего абонентское оборудование и подключение к сети;
дохода от периодических услуг (абонентской платы, детализации и доставки счёта, голосовой почты, переадресации, междугороднего и международного доступа, других услуг связи);
дохода от обмена (трафика) (отдельно учитывается доход от роумингового обмена – предоставления услуг абонентам одного оператора на территории другого).
Первоначально анализу подвергается общая величина доходов оператора сотовой связи, их состав, структура и динамика.
Далее изучаются влияющие на доходы факторы, и определяется величина их влияния.
Сначала производится качественный анализ абонентской базы.
Абонентская база оператора сотовой связи складывается из активных коммерческих, заблокированных коммерческих, служебных и льготных абонентов. При проведении анализа рассчитываются показатели в виде отношения оттока абонентов к количеству активных абонентов, а также в виде отношения заблокированных коммерческих абонентов к количеству всех абонентов. Снижение этих показателей говорит о положительных изменениях в качественном составе абонентской базы.
На прирост абонентской базы оказывают влияние следующие факторы: ►стоимость первоначального пакета, доля рынка; ► проникновение (охват населения, пользующегося конкретной услугой связи); ► охват каждого сегмента потенциальных потребителей; ► длительность периода продаж первоначального пакета по определённой цене; ► число отказов от покупки; ► сезонность; ► количество рабочих и выходных дней.
На следующем этапе оценивается общее количество обмена.
Понятие обмена (трафика) включает общее количество минут, задействованных всеми активными коммерческими абонентами в течение анализируемого периода. За единицу обмена принимается количество минут на абонента в среднеприведённый день с учётом рабочих и выходных дней. Общее количество обмена (минут) в месяц (О) можно определить следующим образом:
,
где А – количество абонентов; Д – количество приведённых дней в месяце; М – количество минут на одного абонента в среднеприведённый день.
Для определения Д сначала отдельно подсчитывается количество минут по рабочим и выходным дням в месяце, затем определяется промежуточный коэффициент К, который равен соотношению количества минут в выходные и рабочие дни.
Расчёт приведённых дней в месяце связан с неравномерностью нагрузки по рабочим и выходным дням и осуществляется следующим образом:
,
где Р – количество рабочих дней; В – количество выходных дней.
Каждый оператор имеет индивидуальную структуру распределения трафика по направлениям. Этому вопросу при проведении анализа должно быть уделено отдельное внимание (табл. 83).
Таблица 83
Распределение трафика по направлениям
Направление обмена | Количество, тыс. мин. | Доля в общем объёме, % |
Местная связь, в том числе входящие | 1619 | 56,7 |
исходящие на мобильные в сети оператора | 130 | 4,5 |
исходящие на центр региона и на других операторов связи | 786 | 27,4 |
исходящие в другие города региона | 60 | 2,0 |
исходящие на Москву | 114 | 4,0 |
Междугородняя связь | 67 | 2,3 |
Международная | 6 | 0,2 |
Перенаправление вызова (роуминг) | 83 | 2,9 |
ИТОГО | 2864 | 100,0 |
Большое влияние на структуру трафика имеет близость оператора к столичным городам, курортным местам, оживлённым транспортным магистралям.
Ещё одним важным направлением работы является анализ тарифов на услуги связи. При небольшом количестве услуг, действующих в течение длительного времени, рекомендуется следующий подход. Сначала вычисляется цена j-го вида услуг (средняя доходная такса) для i-ой группы пользователей в отчётном периоде как отношение доходов за j-ый вид услуг от i-ой группы пользователей к количеству услуг j-го вида, предоставленных пользователям i-ой группы. На планируемый период средняя доходная такса определяется путём умножения её величины за отчётный период на коэффициент эластичности, учитывающий изменение средней доходности услуг оператора сотовой связи за счёт объективных факторов.
При планировании новых видов услуг связи используется усреднённый тарифный план.
С каждым годом всё возрастают требования потребителей к качеству услуг связи, поэтому вопросы качества становятся важнейшими для обеспечения эффективной деятельности операторов. Искажение содержания и задержка сообщений снижают эффект их передачи во времени и пространстве, информация теряет свою полезность и ценность для управления, производства, бизнеса, потребителей частного сектора, а продукт связи – свою потребительскую стоимость.
Качество услуг связи можно оценить, используя две группы показателей, характеризующих качество обслуживания и качество услуг связи.
Качество обслуживания абонентов определяется следующими факторами: ◊ величиной охвата территории, на которой оператор предоставляет услуги; ◊ количеством прогрессивных форм и методов обслуживания абонентов; ◊ уровнем охвата населения.
Качество услуг связи характеризуют показатели самых важных свойств: □ скорость передачи информации; □ точность передачи и воспроизведения, достоверность и сохранность сообщений; □ конфиденциальность передачи информации, тайна связи; □ надёжность и устойчивость действия технических средств и систем связи; □ доступность услуг связи; □ удобство пользования, эстетичность и экологическая безопасность и др.
Конкуренцию среди операторов можно выдержать, имея правильную позицию и поведение, отвечающие пожеланиям потребителей. Причём объём оказанных услуг и соответственно прибыль оператор может увеличить именно за счёт улучшения качества, а не за счёт повышения цен на услуги.
- О. В. Соловьева
- 1.2. Управленческий анализ как функция управления
- 1.3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- Направления и основные этапы управленческого анализа
- 1.5. Взаимодействие управленческого анализа и логистики
- 1.6. Управленческий анализ и контроллинг
- 2.2. Экономические, технико-организационные особенности предприятий разных отраслей (видов экономической деятельности)
- 3. Информационное обеспечение управленческого анализа
- 3.1. Классификация информационного обеспечения
- 3.2. Требования к информации для управленческого анализа
- 3.3. Управленческий учёт – основа информационной базы управленческого анализа
- 3.4. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа
- 3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
- 4. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 4.2. Анализ других условий производства
- 5. Методы учёта и анализа
- 5.1. Калькулирование и классификация затрат
- 5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 5.3. Полная и ограниченная себестоимость
- 5.4. Понятие релевантности затрат и его использование в управленческом анализе
- 6. Методы контроля, анализа и планирования себестоимости. Сметный конроль и планирование
- 6.1. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 6.2. Нормативный метод учёта затрат, система стандарт-кост и директ-кост
- 6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»
- 6.4. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 6.5. Внутренняя отчётность фирмы
- 7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 7.3. Специальные решения о цене реализации товара и прибыли
- 7.4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 7.5. Факторы ограничений в принятии решений
- 8. Экономический анализ капитального строительства
- 8.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 8.2. Анализ объёма, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 8.3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 8.4. Факторы изменения объёма строительно-монтажных работ
- 8.5. Анализ себестоимости строительной продукции
- 1. Специализированная фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства, это:
- 2. Строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта, это:
- 3. Ключевая фигура строительства, осуществляющая финансирование строительного объекта, это:
- 9. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 9.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий
- 9.3. Анализ уровня специализации, интенсификации и эффективности производства
- 9.4. Анализ продукции растениеводства
- 3.4 Сокращение потерь продукции при сборке урожая ((урожайность при сборе в оптимальный срок – урожайность сбора с опозданием) ▪ площадь сбора с опозданием).
- 9.5. Анализ производства продукции животноводства
- 9.6. Анализ использования земельных ресурсов
- 9.7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- 10. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа
- 10. 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ато
- 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
- 10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 10.5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- 11. Анализ деятельности предприятий связи
- 11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа
- 11.2. Анализ в системе маркетинга
- 11.3. Анализ продукции предприятий связи
- 11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- 12. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
- 12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 12.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 12.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, состояния, развития и использования материально-технической базы
- 12.5. Анализ качества торгового обслуживания покупателей
- 12.6. Анализ оптового товарооборота
- 12.7. Анализ расчётных отношений
- 12.8. Анализ издержек обращения
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа
- 12.11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- 5. Розничный товарооборот по формам торгового обслуживания делится наследующие составляющие:
- 13. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 13.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа
- 13.3. Анализ операций с клиентами туристической фирмы
- 13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок
- 13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение 1 показатели анализа оту
- Классификация затрат
- П риложение 3 приложение 4
- Приложение 5 Состав отклонений затрат
- Расчет влияния изменения объема и структуры смр на основную заработную плату рабочих
- П риложение 7 Блок-схема анализа производства продукции растениеводства приложение 8
- Блок-схема системы факторов объёма тракторных работ
- Расчет влияния факторов на валовой сбор продукции растениеводства
- Приложение 11 Расчет влияния структуры посевов зерновых культур на объем производства продукции растениеводства способом цепной подстановки
- Приложение 12 Расчет влияния структуры посевов на объем производства продукции растениеводства способом абсолютных разниц
- Приложение 13 Расчет влияния структуры посевов на сумму прибыли
- Приложение 15 Выполнение перевозок по номенклатуре и клиентуре
- Технико-эксплуатационные показатели автотранспортной организации
- Приложение 17
- Приложение 18
- Приложение 20 Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
- Расчёт влияния структуры товарооборота на издержки обращения
- Список сокращений
- Словарь терминов
- Соловьева Ольга Валерьевна управленческий анализ в отраслях