logo
ucheb_posob_2005

12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли.

Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объёмов реализации, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж.

Исходя из этого, основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены к следующим вопросам:

Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота торгового предприятия проводится так же как и аналогичные направления анализа объёма производства и реализации на промышленных предприятиях. Однако такой анализ проводится не только за ряд лет, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени.

Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота изучается выполнение плана и его динамика по декадам, составляются графики выполнения плана, рассчитываются коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.

После изучения общего объёма розничного товарооборота переходят к анализу его состава по различным признакам.

Изучение состава товарооборота производится по организационным формам. Реализация товаров может осуществляться через:

1) стационарную торговую сеть, то есть торговую сеть, расположенную в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях;

  1. мелкорозничную торговую сеть (павильоны, киоски и палатки; передвижные средства развозной и разносной торговли);

  2. виртуальные магазины в информационной сети «Интернет»;

  3. посылочную торговлю – розничную торговлю, осуществляемую по заказам, выполняемым почтовыми отправлениями;

  4. комиссионную торговлю.

Кроме того, состав товарооборота может быть изучен по формам торгового обслуживания, среди которых различают □ индивидуальное обслуживание через прилавок; □ самообслуживание; □ индивидуальное обслуживание продавцом-консультантом в магазинах самообслуживания; □ салонное обслуживание; □ обслуживание по заказам; □ обслуживание по образцам; □ обслуживание через информационную сеть «Интернет»; □ обслуживание на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, в общественных местах, транспорте, на улицах.

Анализ состава товарооборота по товарным группам (35 продовольственных и 61 непродовольственная), видам, конкретным наименованиям товаров либо дополняет предыдущий анализ (изучение структуры по нескольким признакам сразу), либо проводится отдельно. Степень детализации зависит от масштабов деятельности предприятия, многообразия применяемых форм обслуживания, широты ассортимента, а также от автоматизации учётных и аналитических процессов на предприятии.

Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от четырёх основных групп факторов: 1) обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования; 2) обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников; 3) состояния, развития и эффективного использования материально-технической базы торговли; 4) качества обслуживания покупателей. Далее будут рассмотрены более подробно основные моменты анализа этих факторов.