logo search
ucheb_posob_2005

12.9. Анализ финансовых результатов в торговле

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность.

Основным источником формирования прибыли торговых организаций являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам – торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли предоставлено право самостоятельно определять торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек обращения и оптимальных уровней рентабельности (с учётом установленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) с добавлением торговой и оптовой надбавок в установленных торговым предприятием размерах.

Кроме реализованных торговых надбавок предприятия торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, продажи товаров и имущества на аукционах, по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации ценных бумаг и т. п. Однако основной составляющей доходов торговых организаций являются реализованные торговые надбавки (валовой доход).

Цель анализа финансовых результатов – выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей.

В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на финансовые результаты хозяйственной и другой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.

Для решения вышеназванных задач используются приёмы и методы, характерные для анализа прибыли промышленных предприятий, поэтому будут рассмотрены лишь основные моменты, характеризующие специфику финансовых результатов в торговле.

Анализ финансовых результатов деятельности розничных торговых предприятий обычно начинают с изучения валового дохода как по сумме, так и по уровню (в процентах к обороту). В частности, определяют степень выполнения плана по валовому доходу, анализируют его динамику, измеряют влияние факторов на сумму и уровень реализованных торговых надбавок.

Общая сумма валового дохода торгового предприятия находится в пропорциональной зависимости от изменения объёма розничного товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приёмом абсолютных разниц.

Далее изучают влияние факторов на средний уровень валового дохода. Он может изменяться в связи с изменением следующих факторов: ► состава и структуры товарооборота, ► размеров торговых надбавок на отдельные товары, ► звенности товародвижения, ► наличия товарных потерь, ► уценки и прочего расхода товаров.

Анализ валового дохода должен проводится в сравнении с рядом предыдущих лет, по кварталам и полугодиям, по каждому подразделению торгового предприятия.

Анализ прибыли и рентабельности принципиальных отличий от методики, применяемой на промышленных предприятиях, не имеет.