logo search
ucheb_posob_2005

10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок

Осуществление основных производственных процессов транспортировки грузов и перемещения пассажиров – основная задача эксплуатационных организаций автомобильного транспорта. Условием положительной оценки деятельности АТП является выполнение задания по всем основным показателям и видам перевозок. Поэтому особое внимание должно уделяться анализу объёмов перевозок.

Основными задачами анализа перевозок грузов и пассажиров являются:

Таким образом, общие направления анализа выполнения плана перевозок таковы:

1) при перевозке грузов – оценка выполнения заданного объёма перевозок как в целом, так и по договорной клиентуре и срокам автомобильных перевозок;

2) оценка влияния отдельных факторов на выполнение заданного объёма перевозок

3) изучение потерь и резервов роста объёма перевозок;

4) разработка организационно-технических мероприятий по использованию резервов и устранению потерь.

При анализе выполнения плана перевозок грузов первоначально характеризуют общие итоги выполнения заданий по объёму перевозок, транспортной работе и числу отработанных авточасов (табл. 69):

Таблица 69

Выполнение объёма перевозок и грузооборота за год

Показатель

План

Факт

Абсолютное отклонение

Темп роста (снижения), %

Объём перевозок, тыс. т.

240,00

235,20

-4,80

98,0

Грузооборот, тыс. т. км

8112,00

8118,30

6,30

100,1

Число отработанных авточасов

58410

58990

580

101,0

Кроме того, нужно сопоставить объёмы перевозок за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя. При этом следует установить причины, обусловившие ту или иную динамику объёма перевозок и грузооборота. Закономерным является непрерывное увеличение транспортной работы. Однако снижение темпов роста показателей не всегда свидетельствует об ухудшении работы организации, а может явиться следствием изменения числа автомобилей, структуры автомобильного парка, расстояния перевозок и некоторых других причин.

Наряду с изучение динамики объёма перевозок по годам анализируется динамика выполнения перевозок в течение года (например, по состоянию на сентябрь). Сведения представлены в табл. 70.

Таблица 70

Выполнение плана перевозок

Показатель

Объём перевозок,

тыс. т.

В процентах

план

факт

к плана соответствующего периода

к годовому итогу

1. По плану на год

240,0

-

-

-

2. С начала года

180,0

183,0

101,7

76,3

3. За отчётный квартал

60,0

70,4

117,3

29,3

4. За отчётный месяц

23,9

25,4

106,3

10,6

5. За квартал без учёта анализируемого месяца (п. 3 – п. 4)

36,1

45,0

124,7

18,7

6. За год, без учёта анализируемого периода (п. 2 – п. 3)

120,0

112,6

93,8

47,0

7. Задание за последний квартал (п. 1 – п. 2)

60,0

57,0

95,0

23,8

Далее следует проанализировать выполнение заданных объёмов перевозок по номенклатуре грузов и обслуживаемой клиентуре. Необходимые сведения лучше представлять в табличной форме (прил. 15).

В тех случаях, когда в целом план объёма перевозок выполнен, а в отношении отдельных клиентов и видов грузов имеется недовыполнение или перевыполнение, общий объём перевозок расчленяется на три группы: в пределах задания, сверх задания и объём, не предусмотренный заданием. Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения перевозок. Общий процент выполнения задания (бизнес-плана) представляет собой сумму процентов выполнения задания, объёмов перевозок сверх задания, перевозок для клиентов и по номенклатуре, не предусмотренных заданием. Производимые расчёты позволяют выявить структурные сдвиги – изменения соотношений отдельных частей в общем объёме данной совокупности.

Результаты работы парка подвижного состава любой АТО оцениваются системой технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), характеризующих количество и качество этой работы. Их можно условно разделить на две большие группы.

С помощью ТЭП первой группы оценивают степень использования подвижного состава. Они являются как бы первичными характеристиками транспортного процесса и включают следующие показатели: ■ коэффициенты технической готовности и выпуска автомобилей на линию; ■ грузоподъёмность подвижного состава; ■ коэффициенты статического и динамического использования грузоподъёмности; ■ средний пробег с грузом за ездку и среднее расстояние перевозки; ■ коэффициент использования пробега; ■ продолжительность работы автомобиля в наряде и простоя при погрузочно-разгрузочных работах; ■ средняя техническая и средняя эксплуатационная скорости движения.

Способы расчёта данных показателей представлены в прил.16.

Вторая группа показателей объединяет результативную информацию: число ездок, общий пробег и пробег с грузом, число отработанных авточасов, объём перевозок и грузооборот (транспортная работа).

После анализа уровня ТЭП определяют особенности их влияния на выполнение плана перевозок с помощью методов факторного анализа.

Степень выполнения плана перевозок в тоннах, тонно-километрах, авто-тонно-часах, пассажирах, пасажирокилометрах и платных километрах пробега зависит главным образом от списочного состава автомобильного парка (его количества и структуры) и эффективности его использования.

Объём грузовых перевозок (Qа) сначала определяют по каждой марке автомобиля отдельно:

Qгод ,

где Асп – среднесписочное количество автомобилей по отчёту; Qгод – выработка одного списочного автомобиля в год.

Эта модель может быть дальше уточнена следующим образом:

,

где αВ – коэффициент выпуска автомобиля на линию; Dк – календарные дни; Тн – время в наряде, часов; Qч – выработка одного списочного автомобиля в час.

Часовая выработка одного автомобиля зависит от среднетехнической скорости (VT), коэффициента использования пробега ( β ), грузоподъёмности по отчёту (q), коэффициента статического использования грузоподъёмности (γc) , среднего пробега с грузом за ездку по отчёту (ler), времени простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку (lп-р).

Таким образом, общий для всего парка автомобилей объём грузовых перевозок определяется следующим образом:

.

Анализа выполнения плана перевозок пассажиров автобусами по существу мало отличается от анализа выполнения плана перевозок грузов.

Первоначально проводят сравнение общих базисных итогов и отчётных данных о числе перевезённых пассажиров и пассажирообороте, оценивая влияние выполнения задания на отдельных маршрутах на общие результаты организации (табл. 71).

Таблица 71

Выполнение плана перевозок пассажиров автобусами на

отдельных маршрутах и в целом по предприятию

Номер маршрута

Число перевезённых пассажиров, тыс. чел.

плановое

отчётное

всего

в пределах плана

сверх

плана

не предусмотрено планом

1

950,2

942,7

942,7

-

-

2

1122,7

1122,7

1122,7

-

-

3

899,4

917,3

899,4

17,9

-

4

1211,6

1187,9

1187,9

-

-

5

1005,3

839,7

839,7

-

-

6

1081,0

1089,9

1081,0

8,9

-

7

-

254,1

-

-

254,1

ИТОГО

6270,2

6354,3

6073,4

26,8

254,1

То же в % к плану

100,0

101,3

96,9

0,4

4,0

Далее проводят анализ соответствия маршрутному расписанию автобусов (табл.72):

Таблица 72

Выполнение запланированных рейсов

Номер маршрута

План

Отчёт

Общее количество

Процент выполнения плана

В том числе по расписанию

количество

процент выполнения

1

19004

17140

90,2

17022

89,6

2

22454

21590

96,2

20790

92,6

3

17988

17988

100,0

17900

99,5

4

24232

22844

94,3

22800

94,1

5

20106

15550

77,3

12240

60,9

6

21620

22234

102,9

21600

99,9

7

-

4887

-

4880

-

ИТОГО

125404

122240

97,5

117232

93,5

После этого оценивают уровни показателей, характеризующих использование автобусов, и результаты перевозочного обслуживания, а затем определяют степень их влияния на пассажирооборот (Рп) в соответствии со следующей факторной моделью:

,

где Асп – среднесписочное количество автобусов; αВ – коэффициент выпуска автобусов на линию; Dк – календарные дни за анализируемый период; Тн – время в наряде, часов; VЭ – эксплуатационная скорость; Β – коэффициент использования пробега; q – вместимость автобуса, число пассажиров; γв – коэффициент использования вместимости.

Анализ работы маршрутных такси проводится аналогично анализу работы автобусов, т. е. сначала изучают результаты выполнения плана по платному пробегу (Lпл) для каждого маршрута такси, а затем уровень показателей, характеризующих использование автомобилей. Влияние показателей на выполнение плана по платному пробегу определяют методами факторного анализа в соответствии со следующей моделью:

,

где Ат – среднесписочное число автомобилей-такси.

Для автомобилей-такси важное значение имеет рост коэффициента использования пробега как одного из основных факторов, способствующих увеличению платного пробега и доходов. Поэтому при анализе нужно выяснить, что предпринималось в АТО для повышения этого показателя: изучался ли спрос населения на поездки в автомобилях-такси на обслуживаемой территории по сезонам года, дням недели и временам суток; проводился ли анализ правильности размещения стоянок автомобилей-такси, рациональности их выпуска на линию в соответствии со спросом населения и эффективности работы диспетчерского аппарата.

Соблюдение планового ритма перевозок на любом транспортном предприятии способствует выполнению плана, поэтому должно подвергаться постоянному оперативному анализу и контролю.

Один из способов оценки ритмичности работы транспортной организации основан на сопоставлении отчётных данных нарастающим итогом с базовыми заданиями. Анализ должен производиться ежедневно, подекадно, ежемесячно, поквартально и в целом за год по отдельным исполнителям, производственным участкам (службам, автоколоннам, зонам, цехам, бригадам) и всей организации.

При проведении анализа рассчитываются коэффициенты ритмичности и аритмичности.

Анализ выполнения перевозок обязательно должен включать в себя анализ их качества. Постоянное повышение качества транспортного обслуживания вместе с ростом объёмов перевозок положительно сказывается на конкурентоспособности АТО на рынке транспортных услуг.

Говоря о качестве перевозки грузов автомобильным транспортом, необходимо обращать внимание на выполнение договорных обязательств; полноту перевозок (по объёму, времени, номенклатуре, клиентуре); сохранность количества и качества перевозимых грузов; своевременность транспортного процесса, начала и окончания перевозок; экономичность перевозок и экспедиционных у слуг; информационное и технологическое удобство пользования перевозками; безвредность (безопасность, экологическую чистоту, бесшумность, отсутствие повреждающего эффекта на дорожное покрытие).

Пассажирские перевозки в зависимости от назначения должны обладать следующими свойствами: надёжность транспортного обслуживания, которая характеризуется движением строго по расписанию (точность, частота, регулярность); комфортность, удобство подхода и удобство поездки, безопасность перевозки, скорость и приемлемая стоимость поездки.

Выбор анализируемых свойств может проводиться по результатам опроса независимых экспертов и заинтересованных лиц, а выявленные свойства должны соответствовать интересам стратегического и текущего развития АТО.

Качество перевозок следует анализировать по отдельным ездкам, водителям, дням, маршрутам, обслуживаемой клиентуре и т. д.

По итогам анализа должны быть разработаны мероприятия, позволяющие освоить выявленные резервы увеличения объёмов перевозок.