10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
Осуществление основных производственных процессов транспортировки грузов и перемещения пассажиров – основная задача эксплуатационных организаций автомобильного транспорта. Условием положительной оценки деятельности АТП является выполнение задания по всем основным показателям и видам перевозок. Поэтому особое внимание должно уделяться анализу объёмов перевозок.
Основными задачами анализа перевозок грузов и пассажиров являются:
общая оценка выполнения плана перевозок и изменений в натуральных, стоимостных и относительных измерителях;
по перевозке грузов – определение степени удовлетворения потребностей клиентуры по номенклатуре перевозимых грузов и срокам их доставки;
по перевозке пассажиров – изучение количества и качества перевозок по видам, маршрутам и регулярности;
оценка изменения технико-эксплуатационных показателей и выявление причин, воздействующих на характеристики транспортного процесса;
изучение силы и направленности влияния отдельных факторов на выполнение объёмных показателей;
исследование потерь и выявление резервов роста объёмов перевозок;
оперативный контроль за перевозочным процессом, расчёт динамики и ритмичности перевозок;
разработка комплекса организационно-технических мероприятий по повышению конкурентоспособности АТО на рынке автотранспортных услуг, их количества и качества.
Таким образом, общие направления анализа выполнения плана перевозок таковы:
1) при перевозке грузов – оценка выполнения заданного объёма перевозок как в целом, так и по договорной клиентуре и срокам автомобильных перевозок;
при перевозке пассажиров автобусами – оценка выполнения плана по количеству перевезённых пассажиров и выполненных пассажиро-километров в целом по АТП и видам перевозок (городские, пригородные, междугородные, международные);
при перевозке пассажиров автомобилями-такси – оценка выполнения плана по количеству выполненных платных километров пробега.
2) оценка влияния отдельных факторов на выполнение заданного объёма перевозок
3) изучение потерь и резервов роста объёма перевозок;
4) разработка организационно-технических мероприятий по использованию резервов и устранению потерь.
При анализе выполнения плана перевозок грузов первоначально характеризуют общие итоги выполнения заданий по объёму перевозок, транспортной работе и числу отработанных авточасов (табл. 69):
Таблица 69
Выполнение объёма перевозок и грузооборота за год
Показатель | План | Факт | Абсолютное отклонение | Темп роста (снижения), % |
Объём перевозок, тыс. т. | 240,00 | 235,20 | -4,80 | 98,0 |
Грузооборот, тыс. т. км | 8112,00 | 8118,30 | 6,30 | 100,1 |
Число отработанных авточасов | 58410 | 58990 | 580 | 101,0 |
Кроме того, нужно сопоставить объёмы перевозок за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя. При этом следует установить причины, обусловившие ту или иную динамику объёма перевозок и грузооборота. Закономерным является непрерывное увеличение транспортной работы. Однако снижение темпов роста показателей не всегда свидетельствует об ухудшении работы организации, а может явиться следствием изменения числа автомобилей, структуры автомобильного парка, расстояния перевозок и некоторых других причин.
Наряду с изучение динамики объёма перевозок по годам анализируется динамика выполнения перевозок в течение года (например, по состоянию на сентябрь). Сведения представлены в табл. 70.
Таблица 70
Выполнение плана перевозок
Показатель | Объём перевозок, тыс. т. | В процентах | ||
план | факт | к плана соответствующего периода | к годовому итогу | |
1. По плану на год | 240,0 | - | - | - |
2. С начала года | 180,0 | 183,0 | 101,7 | 76,3 |
3. За отчётный квартал | 60,0 | 70,4 | 117,3 | 29,3 |
4. За отчётный месяц | 23,9 | 25,4 | 106,3 | 10,6 |
5. За квартал без учёта анализируемого месяца (п. 3 – п. 4) | 36,1 | 45,0 | 124,7 | 18,7 |
6. За год, без учёта анализируемого периода (п. 2 – п. 3) | 120,0 | 112,6 | 93,8 | 47,0 |
7. Задание за последний квартал (п. 1 – п. 2) | 60,0 | 57,0 | 95,0 | 23,8 |
Далее следует проанализировать выполнение заданных объёмов перевозок по номенклатуре грузов и обслуживаемой клиентуре. Необходимые сведения лучше представлять в табличной форме (прил. 15).
В тех случаях, когда в целом план объёма перевозок выполнен, а в отношении отдельных клиентов и видов грузов имеется недовыполнение или перевыполнение, общий объём перевозок расчленяется на три группы: в пределах задания, сверх задания и объём, не предусмотренный заданием. Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения перевозок. Общий процент выполнения задания (бизнес-плана) представляет собой сумму процентов выполнения задания, объёмов перевозок сверх задания, перевозок для клиентов и по номенклатуре, не предусмотренных заданием. Производимые расчёты позволяют выявить структурные сдвиги – изменения соотношений отдельных частей в общем объёме данной совокупности.
Результаты работы парка подвижного состава любой АТО оцениваются системой технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), характеризующих количество и качество этой работы. Их можно условно разделить на две большие группы.
С помощью ТЭП первой группы оценивают степень использования подвижного состава. Они являются как бы первичными характеристиками транспортного процесса и включают следующие показатели: ■ коэффициенты технической готовности и выпуска автомобилей на линию; ■ грузоподъёмность подвижного состава; ■ коэффициенты статического и динамического использования грузоподъёмности; ■ средний пробег с грузом за ездку и среднее расстояние перевозки; ■ коэффициент использования пробега; ■ продолжительность работы автомобиля в наряде и простоя при погрузочно-разгрузочных работах; ■ средняя техническая и средняя эксплуатационная скорости движения.
Способы расчёта данных показателей представлены в прил.16.
Вторая группа показателей объединяет результативную информацию: число ездок, общий пробег и пробег с грузом, число отработанных авточасов, объём перевозок и грузооборот (транспортная работа).
После анализа уровня ТЭП определяют особенности их влияния на выполнение плана перевозок с помощью методов факторного анализа.
Степень выполнения плана перевозок в тоннах, тонно-километрах, авто-тонно-часах, пассажирах, пасажирокилометрах и платных километрах пробега зависит главным образом от списочного состава автомобильного парка (его количества и структуры) и эффективности его использования.
Объём грузовых перевозок (Qа) сначала определяют по каждой марке автомобиля отдельно:
Qгод ,
где Асп – среднесписочное количество автомобилей по отчёту; Qгод – выработка одного списочного автомобиля в год.
Эта модель может быть дальше уточнена следующим образом:
,
где αВ – коэффициент выпуска автомобиля на линию; Dк – календарные дни; Тн – время в наряде, часов; Qч – выработка одного списочного автомобиля в час.
Часовая выработка одного автомобиля зависит от среднетехнической скорости (VT), коэффициента использования пробега ( β ), грузоподъёмности по отчёту (q), коэффициента статического использования грузоподъёмности (γc) , среднего пробега с грузом за ездку по отчёту (ler), времени простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку (lп-р).
Таким образом, общий для всего парка автомобилей объём грузовых перевозок определяется следующим образом:
.
Анализа выполнения плана перевозок пассажиров автобусами по существу мало отличается от анализа выполнения плана перевозок грузов.
Первоначально проводят сравнение общих базисных итогов и отчётных данных о числе перевезённых пассажиров и пассажирообороте, оценивая влияние выполнения задания на отдельных маршрутах на общие результаты организации (табл. 71).
Таблица 71
Выполнение плана перевозок пассажиров автобусами на
отдельных маршрутах и в целом по предприятию
Номер маршрута | Число перевезённых пассажиров, тыс. чел. | ||||
плановое | отчётное | ||||
всего | в пределах плана | сверх плана | не предусмотрено планом | ||
1 | 950,2 | 942,7 | 942,7 | - | - |
2 | 1122,7 | 1122,7 | 1122,7 | - | - |
3 | 899,4 | 917,3 | 899,4 | 17,9 | - |
4 | 1211,6 | 1187,9 | 1187,9 | - | - |
5 | 1005,3 | 839,7 | 839,7 | - | - |
6 | 1081,0 | 1089,9 | 1081,0 | 8,9 | - |
7 | - | 254,1 | - | - | 254,1 |
ИТОГО | 6270,2 | 6354,3 | 6073,4 | 26,8 | 254,1 |
То же в % к плану | 100,0 | 101,3 | 96,9 | 0,4 | 4,0 |
Далее проводят анализ соответствия маршрутному расписанию автобусов (табл.72):
Таблица 72
Выполнение запланированных рейсов
Номер маршрута | План | Отчёт | |||
Общее количество | Процент выполнения плана | В том числе по расписанию | |||
количество | процент выполнения | ||||
1 | 19004 | 17140 | 90,2 | 17022 | 89,6 |
2 | 22454 | 21590 | 96,2 | 20790 | 92,6 |
3 | 17988 | 17988 | 100,0 | 17900 | 99,5 |
4 | 24232 | 22844 | 94,3 | 22800 | 94,1 |
5 | 20106 | 15550 | 77,3 | 12240 | 60,9 |
6 | 21620 | 22234 | 102,9 | 21600 | 99,9 |
7 | - | 4887 | - | 4880 | - |
ИТОГО | 125404 | 122240 | 97,5 | 117232 | 93,5 |
После этого оценивают уровни показателей, характеризующих использование автобусов, и результаты перевозочного обслуживания, а затем определяют степень их влияния на пассажирооборот (Рп) в соответствии со следующей факторной моделью:
,
где Асп – среднесписочное количество автобусов; αВ – коэффициент выпуска автобусов на линию; Dк – календарные дни за анализируемый период; Тн – время в наряде, часов; VЭ – эксплуатационная скорость; Β – коэффициент использования пробега; q – вместимость автобуса, число пассажиров; γв – коэффициент использования вместимости.
Анализ работы маршрутных такси проводится аналогично анализу работы автобусов, т. е. сначала изучают результаты выполнения плана по платному пробегу (Lпл) для каждого маршрута такси, а затем уровень показателей, характеризующих использование автомобилей. Влияние показателей на выполнение плана по платному пробегу определяют методами факторного анализа в соответствии со следующей моделью:
,
где Ат – среднесписочное число автомобилей-такси.
Для автомобилей-такси важное значение имеет рост коэффициента использования пробега как одного из основных факторов, способствующих увеличению платного пробега и доходов. Поэтому при анализе нужно выяснить, что предпринималось в АТО для повышения этого показателя: изучался ли спрос населения на поездки в автомобилях-такси на обслуживаемой территории по сезонам года, дням недели и временам суток; проводился ли анализ правильности размещения стоянок автомобилей-такси, рациональности их выпуска на линию в соответствии со спросом населения и эффективности работы диспетчерского аппарата.
Соблюдение планового ритма перевозок на любом транспортном предприятии способствует выполнению плана, поэтому должно подвергаться постоянному оперативному анализу и контролю.
Один из способов оценки ритмичности работы транспортной организации основан на сопоставлении отчётных данных нарастающим итогом с базовыми заданиями. Анализ должен производиться ежедневно, подекадно, ежемесячно, поквартально и в целом за год по отдельным исполнителям, производственным участкам (службам, автоколоннам, зонам, цехам, бригадам) и всей организации.
При проведении анализа рассчитываются коэффициенты ритмичности и аритмичности.
Анализ выполнения перевозок обязательно должен включать в себя анализ их качества. Постоянное повышение качества транспортного обслуживания вместе с ростом объёмов перевозок положительно сказывается на конкурентоспособности АТО на рынке транспортных услуг.
Говоря о качестве перевозки грузов автомобильным транспортом, необходимо обращать внимание на выполнение договорных обязательств; полноту перевозок (по объёму, времени, номенклатуре, клиентуре); сохранность количества и качества перевозимых грузов; своевременность транспортного процесса, начала и окончания перевозок; экономичность перевозок и экспедиционных у слуг; информационное и технологическое удобство пользования перевозками; безвредность (безопасность, экологическую чистоту, бесшумность, отсутствие повреждающего эффекта на дорожное покрытие).
Пассажирские перевозки в зависимости от назначения должны обладать следующими свойствами: надёжность транспортного обслуживания, которая характеризуется движением строго по расписанию (точность, частота, регулярность); комфортность, удобство подхода и удобство поездки, безопасность перевозки, скорость и приемлемая стоимость поездки.
Выбор анализируемых свойств может проводиться по результатам опроса независимых экспертов и заинтересованных лиц, а выявленные свойства должны соответствовать интересам стратегического и текущего развития АТО.
Качество перевозок следует анализировать по отдельным ездкам, водителям, дням, маршрутам, обслуживаемой клиентуре и т. д.
По итогам анализа должны быть разработаны мероприятия, позволяющие освоить выявленные резервы увеличения объёмов перевозок.
- О. В. Соловьева
- 1.2. Управленческий анализ как функция управления
- 1.3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- Направления и основные этапы управленческого анализа
- 1.5. Взаимодействие управленческого анализа и логистики
- 1.6. Управленческий анализ и контроллинг
- 2.2. Экономические, технико-организационные особенности предприятий разных отраслей (видов экономической деятельности)
- 3. Информационное обеспечение управленческого анализа
- 3.1. Классификация информационного обеспечения
- 3.2. Требования к информации для управленческого анализа
- 3.3. Управленческий учёт – основа информационной базы управленческого анализа
- 3.4. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа
- 3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
- 4. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 4.2. Анализ других условий производства
- 5. Методы учёта и анализа
- 5.1. Калькулирование и классификация затрат
- 5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 5.3. Полная и ограниченная себестоимость
- 5.4. Понятие релевантности затрат и его использование в управленческом анализе
- 6. Методы контроля, анализа и планирования себестоимости. Сметный конроль и планирование
- 6.1. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 6.2. Нормативный метод учёта затрат, система стандарт-кост и директ-кост
- 6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»
- 6.4. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 6.5. Внутренняя отчётность фирмы
- 7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 7.3. Специальные решения о цене реализации товара и прибыли
- 7.4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 7.5. Факторы ограничений в принятии решений
- 8. Экономический анализ капитального строительства
- 8.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 8.2. Анализ объёма, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 8.3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 8.4. Факторы изменения объёма строительно-монтажных работ
- 8.5. Анализ себестоимости строительной продукции
- 1. Специализированная фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства, это:
- 2. Строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта, это:
- 3. Ключевая фигура строительства, осуществляющая финансирование строительного объекта, это:
- 9. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 9.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий
- 9.3. Анализ уровня специализации, интенсификации и эффективности производства
- 9.4. Анализ продукции растениеводства
- 3.4 Сокращение потерь продукции при сборке урожая ((урожайность при сборе в оптимальный срок – урожайность сбора с опозданием) ▪ площадь сбора с опозданием).
- 9.5. Анализ производства продукции животноводства
- 9.6. Анализ использования земельных ресурсов
- 9.7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- 10. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа
- 10. 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ато
- 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
- 10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 10.5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- 11. Анализ деятельности предприятий связи
- 11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа
- 11.2. Анализ в системе маркетинга
- 11.3. Анализ продукции предприятий связи
- 11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- 12. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
- 12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 12.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 12.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, состояния, развития и использования материально-технической базы
- 12.5. Анализ качества торгового обслуживания покупателей
- 12.6. Анализ оптового товарооборота
- 12.7. Анализ расчётных отношений
- 12.8. Анализ издержек обращения
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа
- 12.11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- 5. Розничный товарооборот по формам торгового обслуживания делится наследующие составляющие:
- 13. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 13.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа
- 13.3. Анализ операций с клиентами туристической фирмы
- 13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок
- 13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение 1 показатели анализа оту
- Классификация затрат
- П риложение 3 приложение 4
- Приложение 5 Состав отклонений затрат
- Расчет влияния изменения объема и структуры смр на основную заработную плату рабочих
- П риложение 7 Блок-схема анализа производства продукции растениеводства приложение 8
- Блок-схема системы факторов объёма тракторных работ
- Расчет влияния факторов на валовой сбор продукции растениеводства
- Приложение 11 Расчет влияния структуры посевов зерновых культур на объем производства продукции растениеводства способом цепной подстановки
- Приложение 12 Расчет влияния структуры посевов на объем производства продукции растениеводства способом абсолютных разниц
- Приложение 13 Расчет влияния структуры посевов на сумму прибыли
- Приложение 15 Выполнение перевозок по номенклатуре и клиентуре
- Технико-эксплуатационные показатели автотранспортной организации
- Приложение 17
- Приложение 18
- Приложение 20 Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
- Расчёт влияния структуры товарооборота на издержки обращения
- Список сокращений
- Словарь терминов
- Соловьева Ольга Валерьевна управленческий анализ в отраслях