logo search
ucheb_posob_2005

11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа

Недостаточный объём информации, её искажение, несвоевременность поступления приводят к нарушению связи между производителями и потребителями, возникновению диспропорций, большим финансовым потерям, общему снижению темпов экономического развития. Поэтому высококачественная связь является важнейшей составляющей инфраструктуры рынка, мощным катализатором рыночных отношений, коммерческого успеха, и именно телекоммуникации служат основой экономики информационного общества.

Отрасль связи предоставляет всем отраслям общественного производства и населению услуги по сбору, обработке, передаче и доставке информации и обладает всеми чертами, присущими материальному производству. Услуги связи включают почтовую и курьерскую деятельность, а также деятельность по передаче звука, изображения, данных и прочей информации через системы кабельной, релейной или спутниковой связи, включая телефонную и телеграфную

В настоящее время российский телекоммуникационный рынок состоит из трёх основных сегментов: фиксированной связи (местной, регулируемой государством, и дальней, ещё не открытой для свободной конкуренции), мобильной связи и Интернета.

Современному рынку связи России присущи определённые особенности:

1. В данной отрасли создаётся специфический продукт, не имеющий вещественной формы, представляющий конечный результат передачи информации от отправителя получателю.

2. Услугам связи присущи такие свойства, как неосязаемость, неотделимость, непостоянство и несохраняемость. Конечный результат производственной деятельности отрасли не может храниться в запасе, изыматься из сферы производства и поступать в сферу обращения для реализации.

3. Структура производственных ресурсов характеризуется существенным преобладанием основных производственных фондов (примерно 93%) и малой долей оборотных средств. Это обусловлено тем, что строгое соблюдение качества услуг связи достигается применением только сертифицированного оборудования, современных систем защиты информации от посторонних воздействий, внедрением прогрессивных технологий и методов организации на всех стадиях производственного процесса

4. Сравнительно стабильная структура базовой сети существенно влияет на технологический процесс производства услуг связи. Изменение технологии и организации предоставления услуг (характера производства) сильно влияет на величину издержек (так как производство фондоёмкое), социально-экономические характеристики и функции услуг.

5. Неравномерная по времени нагрузка, обусловленная ритмом деловой и личной жизни людей, требует для высококачественного обслуживания потребителей наличия дополнительных мощностей, которые в периоды спада используются с низкой отдачей или простаивают. Предприятия связи должны стремиться к оптимальному соотношению объёмов резервных мощностей, затрат и эффективности производства.

6. Информация может подвергаться только пространственному перемещению, поэтому отраслевой принцип предложения услуг связи сочетается с преимущественно территориальным способом их предоставления.

7. Процесс передачи информации всегда является двусторонним между отправителем и получателем информации, и для его осуществления необходимо наличие надёжной и разветвлённой сети связи. Она состоит из предприятий, соединённых между собой линиями и каналами связи, которые действуют в едином технологическом процессе, обеспечивая передачу информации. Отдельное предприятие связи не всегда является единственным производителем услуг, а выполняет определённые производственные функции на конкретных этапах (исходящем, транзитном, входящем) технологической цепочки. Это обуславливает необходимость введения системы взаиморасчётов между предприятиями связи за взаимно предоставляемые сетевые ресурсы и услуги по пропуску трафика.

8. Существование множества технологических стандартов, особенно на рынке сотовой связи; регулирование государственными органами частотных ресурсов и назначение платы за их использование.

9. Номенклатура услуг связи сравнительно устойчива вследствие лицензионного характера деятельности, однако существует широкий диапазон тарифов на эти услуги в зависимости от категорий потребителей и их предпочтений.

Основная цель управленческого анализа предприятия связи – выявление всех факторов, обеспечивающих увеличение объема оказанных услуг в на­туральном и стоимостном выражении, при постоянном улучшении ка­чества услуг и обслуживания потребителей, способствующем увели­чению рентабельности его работы.

Представленная ниже методика системного анализа, разработанная Е. Н. Дадеркиной под руководством А. Д. Шеремета [25], более всего учитывает специфику сотовой связи (нового перспективного, динамично развивающегося бизнеса), однако общая схема может быть применена с некоторыми изменениями для анализа деятельности предприятий, осуществляющих и другие услуги связи:

  1. Анализ технико-организационного уровня предприятия связи:

    1. изучение регулирующих и нормативных документов отрасли;

    2. анализ условий лицензии;

    3. анализ используемой схемы связи;

    4. анализ стандартов связи;

    5. анализ технических характеристик используемого оборудования;

    6. анализ выделенного частотного ресурса.

  2. Анализ в системе маркетинга.

  3. Анализ использования основных производственных средств, материальных и трудовых ресурсов.

  4. Анализ объёма, структуры и качества услуг:

    1. анализ состава, структуры и динамики объёма услуг связи;

    2. анализ общего количества и прироста абонентов;

    3. анализ общего количества обмена (трафика);

    4. анализ распределения трафика по направлениям;

    5. анализ тарифов на услуги связи;

    6. анализ качества обслуживания и услуг связи.

  5. Анализ себестоимости услуг связи.

  6. Маржинальный анализ объёма, затрат и прибыли услуг связи.

  7. Анализ финансовых результатов и рентабельности.

  8. Анализ финансового состояния и платёжеспособности.

  9. Комплексная аналитическая оценка эффективности работы предприятия связи.

10. Обобщение резервов и разработка мероприятий по улучшению деятельности.

Источниками информации для проведения анализа будут являться данные бизнес-плана, техническая и лицензионная документация, регулирующие и нормативные документы отрасли, данные маркетинговых исследований, текущего оперативного учёта, внутренней, бухгалтерской и статистической отчётности.