10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
Эффективная и высококачественная работа АТО зависит не только от результатов перевозочной работы, но и от организации технической службы, обеспечивающей поддержание парка подвижного состава в работоспособном состоянии. Основой технической политики является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).
Под техническим обслуживанием (ТО) понимают комплекс операций по поддержанию работоспособного состояния и надлежащего внешнего вида подвижного состава; обеспечению надёжности и экономичности работы, безопасности движения, охране окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава путём восстановления или замены его отдельных агрегатов, узлов и деталей, достигших предельно допустимого состояния. Капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов проводится с целью регламентированного восстановления их работоспособности и обеспечения последующего межремонтного пробега.
Возможность выполнения производственной программы по перевозке грузов и пассажиров в значительной степени зависит от того, в каком техническом состоянии находится подвижной состав АТО. Система профилактического технического обслуживания предусматривает несколько видов технического обслуживания: ежедневное – ЕД, первое – ТО-1 и второе – ТО-2. Они характеризуются определённой периодичностью, перечнем типичных операций, определяющих трудоёмкость того или иного вида технического обслуживания.
Цель анализа выполнения плана ТО – выявление причин, мешающих своевременно и качественно выполнять все виды обслуживания, и разработка конкретных мероприятий, направленных на устранение недостатков, повышение качества обслуживания, выявление резервов лучшего использования производственной базы и изыскание путей её совершенствования.
Предварительно производится анализ выполнения норм пробега до ТО-1 и ТО-2. Периодичность ТО устанавливается с учётом типа подвижного состава и категории условий эксплуатации. Соблюдение принятых в АТО норм пробега до ТО является залогом правильной организации профилактического обслуживания подвижного состава.
На следующем этапе анализируется выполнение количества ТО различных видов путём сравнения отчётного и планового количества ТО по всем группам автомобилей АТО в эксплуатации: грузовым, автобусам, легковым и автомобилям хозяйственного назначения.
Далее внимание уделяется выполнению текущего ремонта. Количество ТР планом не предусматривается. Поэтому при анализе необходимо определить количество поданных и выполненных заявок, приходящихся на один списочный автомобиль, выявить объём ТР, рассчитать затраты на 1000 или на 1 км пробега и сравнить их с плановыми, а также с аналогичными отчётными данными за предыдущий квартал, год или в динамике за ряд предыдущих лет (табл.73).
Таблица 73
Количество заявок на текущий ремонт (за первое полугодие)
Месяцы
| Количество заявок | ||||||||
Общее | На один среднесписочный автомобиль | На 1000 км пробега | |||||||
Предшествующий год | Отчётный год | % к предшествующему году | Предшествующий год | Отчётный год | % к предшествующему году | Предшествующий год | Отчётный год | % к предшествующему году | |
Январь | 298 | 264 | 88,7 | 1,03 | 0,93 | 90,3 | 0,213 | 0,196 | 91,3 |
Февраль | 282 | 294 | 104,3 | 0,89 | 0,96 | 107,9 | 0,202 | 0,213 | 105,3 |
Март | 321 | 343 | 106,8 | 0,97 | 1,05 | 108,2 | 0,231 | 0,237 | 102,4 |
Апрель | 336 | 371 | 110,5 | 1,11 | 1,25 | 112,6 | 0,247 | 0,286 | 115,7 |
Май | 310 | 238 | 76,0 | 1,08 | 0,78 | 70,4 | 0,221 | 0,179 | 80,9 |
Июнь | 267 | 315 | 122,5 | 0,85 | 1,08 | 127,1 | 0,183 | 0,208 | 113,6 |
ИТОГО | 1804 | 1823 | 101,1 | 5,93 | 6,03 | 101,7 | 1,288 | 1,321 | 102,6 |
ТО и Р требуют больших трудовых затрат. Сложившуюся на практике среднюю трудоёмкость определённого вида технического воздействия (чел.-ч) ориентировочно можно рассчитать следующим образом:
,
где – средняя продолжительность рабочей смены, ч; nраб – число рабочих, занятых выполнением данного вида технического воздействия, чел.; Nm – количество технических воздействий того или иного вида, выполненных в среднем за сутки; kсм – число смен в сутки (коэффициент сменности).
Необходимо отметить, что анализ трудовых затрат на текущий ремонт проводить весьма сложно, так как большая часть таких ремонтов выполняется при ТО. Одним из главных условий, обеспечивающих повышение качества проведения работ ТО и позволяющих обеспечить ритмичность производства зон (цехов) профилактики, является строгая регламентация эксплуатационных ремонтов, выполняемых при ТО, особенно при ТО-2. Исходя из этого условия совместно с ТО целесообразно выполнять только те операции ТР, которые имеют малую трудоёмкость и технологически связаны с работами ТО.
На следующем этапе проводится анализ затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. В затраты, связанные с выполнением ТО и Р включают заработную плату рабочих, затраты на смазочные и обтирочные материалы, а также на те мелкие детали, замена которых предусмотрена при ТО (свечи зажигания, лампы, болты, гайки, шайбы, шплинты и т. п.).
Анализ выполняется по общей сумме затрат (ЗТОиТР) на единицу определённого вида обслуживания на 1000 км пробега с использованием следующей модели:
,
где Lсут – среднесуточный пробег на автомобили одной модели, км; Зн – норма затрат на ТО и ТР на 1000 км пробега, р.
Систематическому повышению качества ТО и ТР и своевременному их выполнению способствует оперативный анализ и контроль. Основными объективными показателями, характеризующими качество ТО и Р подвижного состава, являются вынужденные остановки на линии из-за технической неисправности; опоздания с выездом на работу из-за технической неподготовленности; преждевременный возврат в гараж вследствие технической неисправности.
Сокращение указанных потерь времени – одна из основных задач каждодневного и еженедельного анализа. Строгий учёт и анализ позволяют обеспечить контроль качества проведения ТО и Р автомобилей. Для повышения эффективности анализа учёт желательно проводить по каждому случаю заезда автомобиля на ремонт или обслуживание.
- О. В. Соловьева
- 1.2. Управленческий анализ как функция управления
- 1.3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- Направления и основные этапы управленческого анализа
- 1.5. Взаимодействие управленческого анализа и логистики
- 1.6. Управленческий анализ и контроллинг
- 2.2. Экономические, технико-организационные особенности предприятий разных отраслей (видов экономической деятельности)
- 3. Информационное обеспечение управленческого анализа
- 3.1. Классификация информационного обеспечения
- 3.2. Требования к информации для управленческого анализа
- 3.3. Управленческий учёт – основа информационной базы управленческого анализа
- 3.4. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа
- 3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
- 4. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 4.2. Анализ других условий производства
- 5. Методы учёта и анализа
- 5.1. Калькулирование и классификация затрат
- 5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 5.3. Полная и ограниченная себестоимость
- 5.4. Понятие релевантности затрат и его использование в управленческом анализе
- 6. Методы контроля, анализа и планирования себестоимости. Сметный конроль и планирование
- 6.1. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 6.2. Нормативный метод учёта затрат, система стандарт-кост и директ-кост
- 6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»
- 6.4. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 6.5. Внутренняя отчётность фирмы
- 7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 7.3. Специальные решения о цене реализации товара и прибыли
- 7.4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 7.5. Факторы ограничений в принятии решений
- 8. Экономический анализ капитального строительства
- 8.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 8.2. Анализ объёма, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 8.3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 8.4. Факторы изменения объёма строительно-монтажных работ
- 8.5. Анализ себестоимости строительной продукции
- 1. Специализированная фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства, это:
- 2. Строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта, это:
- 3. Ключевая фигура строительства, осуществляющая финансирование строительного объекта, это:
- 9. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 9.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий
- 9.3. Анализ уровня специализации, интенсификации и эффективности производства
- 9.4. Анализ продукции растениеводства
- 3.4 Сокращение потерь продукции при сборке урожая ((урожайность при сборе в оптимальный срок – урожайность сбора с опозданием) ▪ площадь сбора с опозданием).
- 9.5. Анализ производства продукции животноводства
- 9.6. Анализ использования земельных ресурсов
- 9.7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- 10. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа
- 10. 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ато
- 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
- 10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 10.5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- 11. Анализ деятельности предприятий связи
- 11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа
- 11.2. Анализ в системе маркетинга
- 11.3. Анализ продукции предприятий связи
- 11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- 12. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
- 12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 12.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 12.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, состояния, развития и использования материально-технической базы
- 12.5. Анализ качества торгового обслуживания покупателей
- 12.6. Анализ оптового товарооборота
- 12.7. Анализ расчётных отношений
- 12.8. Анализ издержек обращения
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа
- 12.11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- 5. Розничный товарооборот по формам торгового обслуживания делится наследующие составляющие:
- 13. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 13.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа
- 13.3. Анализ операций с клиентами туристической фирмы
- 13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок
- 13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение 1 показатели анализа оту
- Классификация затрат
- П риложение 3 приложение 4
- Приложение 5 Состав отклонений затрат
- Расчет влияния изменения объема и структуры смр на основную заработную плату рабочих
- П риложение 7 Блок-схема анализа производства продукции растениеводства приложение 8
- Блок-схема системы факторов объёма тракторных работ
- Расчет влияния факторов на валовой сбор продукции растениеводства
- Приложение 11 Расчет влияния структуры посевов зерновых культур на объем производства продукции растениеводства способом цепной подстановки
- Приложение 12 Расчет влияния структуры посевов на объем производства продукции растениеводства способом абсолютных разниц
- Приложение 13 Расчет влияния структуры посевов на сумму прибыли
- Приложение 15 Выполнение перевозок по номенклатуре и клиентуре
- Технико-эксплуатационные показатели автотранспортной организации
- Приложение 17
- Приложение 18
- Приложение 20 Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
- Расчёт влияния структуры товарооборота на издержки обращения
- Список сокращений
- Словарь терминов
- Соловьева Ольга Валерьевна управленческий анализ в отраслях