logo search
ucheb_posob_2005

11.3. Анализ продукции предприятий связи

Для предприятий связи конечный результат производственной деятельности выступает как продукция, а для потребителей – как услуга. Объём произведённых услуг связи характеризуется объёмом доходов, полученных от оказания этих услуг. Так как процесс производства услуг связи неотделим от процесса их потребления, то объём валовой продукции на предприятиях связи равен объёму товарной и реализованной продукции.

Существующие методические подходы к определению доходов по традиционным видам услуг обусловлены формой создаваемой услуги (в форме обмена или в форме канала), зависимостью тарифа от группы пользователей (население или предприятия), индивидуальной особенностью услуги (обычные, срочные или льготные тарифы), методами ценообразования тарифов (регулируемые или свободные).

Доход от основной деятельности оператора сотовой связи складывается из следующих потоков:

Первоначально анализу подвергается общая величина доходов оператора сотовой связи, их состав, структура и динамика.

Далее изучаются влияющие на доходы факторы, и определяется величина их влияния.

Сначала производится качественный анализ абонентской базы.

Абонентская база оператора сотовой связи складывается из активных коммерческих, заблокированных коммерческих, служебных и льготных абонентов. При проведении анализа рассчитываются показатели в виде отношения оттока абонентов к количеству активных абонентов, а также в виде отношения заблокированных коммерческих абонентов к количеству всех абонентов. Снижение этих показателей говорит о положительных изменениях в качественном составе абонентской базы.

На прирост абонентской базы оказывают влияние следующие факторы: ►стоимость первоначального пакета, доля рынка; ► проникновение (охват населения, пользующегося конкретной услугой связи); ► охват каждого сегмента потенциальных потребителей; ► длительность периода продаж первоначального пакета по определённой цене; ► число отказов от покупки; ► сезонность; ► количество рабочих и выходных дней.

На следующем этапе оценивается общее количество обмена.

Понятие обмена (трафика) включает общее количество минут, задействованных всеми активными коммерческими абонентами в течение анализируемого периода. За единицу обмена принимается количество минут на абонента в среднеприведённый день с учётом рабочих и выходных дней. Общее количество обмена (минут) в месяц (О) можно определить следующим образом:

,

где А – количество абонентов; Д – количество приведённых дней в месяце; М – количество минут на одного абонента в среднеприведённый день.

Для определения Д сначала отдельно подсчитывается количество минут по рабочим и выходным дням в месяце, затем определяется промежуточный коэффициент К, который равен соотношению количества минут в выходные и рабочие дни.

Расчёт приведённых дней в месяце связан с неравномерностью нагрузки по рабочим и выходным дням и осуществляется следующим образом:

,

где Р – количество рабочих дней; В – количество выходных дней.

Каждый оператор имеет индивидуальную структуру распределения трафика по направлениям. Этому вопросу при проведении анализа должно быть уделено отдельное внимание (табл. 83).

Таблица 83

Распределение трафика по направлениям

Направление обмена

Количество, тыс. мин.

Доля в общем объёме, %

Местная связь, в том числе

входящие

1619

56,7

исходящие на мобильные в сети оператора

130

4,5

исходящие на центр региона и на других операторов связи

786

27,4

исходящие в другие города региона

60

2,0

исходящие на Москву

114

4,0

Междугородняя связь

67

2,3

Международная

6

0,2

Перенаправление вызова (роуминг)

83

2,9

ИТОГО

2864

100,0

Большое влияние на структуру трафика имеет близость оператора к столичным городам, курортным местам, оживлённым транспортным магистралям.

Ещё одним важным направлением работы является анализ тарифов на услуги связи. При небольшом количестве услуг, действующих в течение длительного времени, рекомендуется следующий подход. Сначала вычисляется цена j-го вида услуг (средняя доходная такса) для i-ой группы пользователей в отчётном периоде как отношение доходов за j-ый вид услуг от i-ой группы пользователей к количеству услуг j-го вида, предоставленных пользователям i-ой группы. На планируемый период средняя доходная такса определяется путём умножения её величины за отчётный период на коэффициент эластичности, учитывающий изменение средней доходности услуг оператора сотовой связи за счёт объективных факторов.

При планировании новых видов услуг связи используется усреднённый тарифный план.

С каждым годом всё возрастают требования потребителей к качеству услуг связи, поэтому вопросы качества становятся важнейшими для обеспечения эффективной деятельности операторов. Искажение содержания и задержка сообщений снижают эффект их передачи во времени и пространстве, информация теряет свою полезность и ценность для управления, производства, бизнеса, потребителей частного сектора, а продукт связи – свою потребительскую стоимость.

Качество услуг связи можно оценить, используя две группы показателей, характеризующих качество обслуживания и качество услуг связи.

Качество обслуживания абонентов определяется следующими факторами: ◊ величиной охвата территории, на которой оператор предоставляет услуги; ◊ количеством прогрессивных форм и методов обслуживания абонентов; ◊ уровнем охвата населения.

Качество услуг связи характеризуют показатели самых важных свойств: □ скорость передачи информации; □ точность передачи и воспроизведения, достоверность и сохранность сообщений; □ конфиденциальность передачи информации, тайна связи; □ надёжность и устойчивость действия технических средств и систем связи; □ доступность услуг связи; □ удобство пользования, эстетичность и экологическая безопасность и др.

Конкуренцию среди операторов можно выдержать, имея правильную позицию и поведение, отвечающие пожеланиям потребителей. Причём объём оказанных услуг и соответственно прибыль оператор может увеличить именно за счёт улучшения качества, а не за счёт повышения цен на услуги.