7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
Руководство производственных подразделений предприятий часто сталкивается с проблемой: производить самим или покупать на стороне отдельные или все части производимого продукта. Это наиболее общая проблема всех производств, требующих сборочных операций. Для решения проблемы «производить или покупать» может быть использован маржинальный анализ. Главное в данной ситуации – определить все элементы затрат и доходов, релевантные к такого рода решению. При этом целесообразно продумать следующие моменты [20, c. 369] (рис.4).
Рис. 4. Существенные моменты при выборе производства или покупки
При принятии решения такого типа необходимо сравнить затраты при вариантах собственного производства и покупки.
Стоимость приобретённых деталей можно выразить следующим образом:
,
где p – цена одной детали; x – требуемое количество деталей в год.
Себестоимость производства деталей будет включать постоянные (а) и переменные затраты на ед. (b):
.
Потребность в деталях, при которой стоимость их производства и приобретения совпадает, может быть определена из уравнения:
.
Целесообразно сопоставить расчётные затраты на оба варианта (на примере 10000 деталей) по следующей схеме (табл.8):
Таблица 8
Сравнительный анализ затрат, р.
Релевантные показатели | Всего затрат | Затраты на 1 деталь | ||
производить | купить | производить | купить | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Затраты на покупку | - | 240000 | - | 24,0 |
Основные материалы | 15000 | - | 1,5 | - |
Прямые трудозатраты | 120000 | - | 12,0 | - |
Переменные общепроизводственные расходы | 60000 | - | 6,0 | - |
|
|
|
|
|
Продолжение табл.8 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Постоянные общепроизводственные расходы, без которых можно обойтись в случае выбора «купить» | 30000 | - | 3,0 | - |
ИТОГО затрат | 225000 | 240000 | 22,5 | 24,0 |
Разница в пользу «производить» | 15000 | - | 1,5 | - |
[20, c. 370]
Для окончательного принятия решения нужно учитывать такие факторы, как мощность предприятия, качество продукции, колебания объёмов, создание или сокращение рабочих мест и т. д.
Если при производстве необходимо будет нанять на работу дополнительную рабочую силу, приобрести материалы, то эти затраты будут релевантными, значимыми для принятия решения.
Если у предприятия наблюдается ситуация избыточной рабочей силы, и производство может быть организовано путём упорядочения использования имеющихся рабочих, то в этом случае затраты на оплату труда будут нерелевантными.
Если производство требуемого продукта будет производиться из остаточных отходов основного вида деятельности, то материальные затраты в этом случае будут также нерелевантными.
Постоянные накладные расходы при выборе варианта решения не изменятся, то есть будут в любом случае нерелевантными.
Если предприятие располагает ограниченным производственным потенциалом, то следует рассчитать, какой вид продукции и насколько придётся сократить в процессе производства для того, чтобы организовать выпуск нужного изделия собственными силами. При этом должна быть рассчитана упущенная выгода или возможное увеличение прибыли. В этом случае при расчете итоговой величины затрат на производство собственными силами должны быть учтены вменённые затраты.
В ситуации принятия решения о покупке на стороне или самостоятельном производстве комплектующих изделий должны быть предусмотрены альтернативы использования высвобождаемого при этом оборудования и других производственных ресурсов. Пример оценки по чистым релевантным затратам представлен в табл. 9.
Таблица 9
Оценка чистых релевантных затрат для разных вариантов
Показатели | Варианты | |||
Производить | Покупать и не использовать оборудование | Покупать и использовать оборудование для производства другой продукции | Покупать и сдавать оборудование в аренду | |
Доход от арендной платы | - | - | - | 8 |
Маржинальная прибыль от производства другой продукции | - | - | 28 | - |
Затраты на деталь, узел | 225 | 240 | 240 | 240 |
Чистые релевантные затраты | 225 | 240 | 212 | 232 |
[20, c. 371]
Оптимальным для предприятия будет тот вариант, при котором чистые релевантные затраты находятся на минимальном уровне.
- О. В. Соловьева
- 1.2. Управленческий анализ как функция управления
- 1.3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- Направления и основные этапы управленческого анализа
- 1.5. Взаимодействие управленческого анализа и логистики
- 1.6. Управленческий анализ и контроллинг
- 2.2. Экономические, технико-организационные особенности предприятий разных отраслей (видов экономической деятельности)
- 3. Информационное обеспечение управленческого анализа
- 3.1. Классификация информационного обеспечения
- 3.2. Требования к информации для управленческого анализа
- 3.3. Управленческий учёт – основа информационной базы управленческого анализа
- 3.4. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа
- 3.5. Влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа
- 4. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 4.2. Анализ других условий производства
- 5. Методы учёта и анализа
- 5.1. Калькулирование и классификация затрат
- 5.2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 5.3. Полная и ограниченная себестоимость
- 5.4. Понятие релевантности затрат и его использование в управленческом анализе
- 6. Методы контроля, анализа и планирования себестоимости. Сметный конроль и планирование
- 6.1. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 6.2. Нормативный метод учёта затрат, система стандарт-кост и директ-кост
- 6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»
- 6.4. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 6.5. Внутренняя отчётность фирмы
- 7.2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 7.3. Специальные решения о цене реализации товара и прибыли
- 7.4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 7.5. Факторы ограничений в принятии решений
- 8. Экономический анализ капитального строительства
- 8.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 8.2. Анализ объёма, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 8.3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 8.4. Факторы изменения объёма строительно-монтажных работ
- 8.5. Анализ себестоимости строительной продукции
- 1. Специализированная фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства, это:
- 2. Строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта, это:
- 3. Ключевая фигура строительства, осуществляющая финансирование строительного объекта, это:
- 9. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 9.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий
- 9.3. Анализ уровня специализации, интенсификации и эффективности производства
- 9.4. Анализ продукции растениеводства
- 3.4 Сокращение потерь продукции при сборке урожая ((урожайность при сборе в оптимальный срок – урожайность сбора с опозданием) ▪ площадь сбора с опозданием).
- 9.5. Анализ производства продукции животноводства
- 9.6. Анализ использования земельных ресурсов
- 9.7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- 10. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа
- 10. 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ато
- 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок
- 10.4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 10.5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 10.6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 10.7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- 11. Анализ деятельности предприятий связи
- 11.1. Особенности функционирования отрасли связи и основные направления её анализа
- 11.2. Анализ в системе маркетинга
- 11.3. Анализ продукции предприятий связи
- 11.4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- 12. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 12.1. Особенности торговой деятельности и основные направления её анализа
- 12.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 12.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 12.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, состояния, развития и использования материально-технической базы
- 12.5. Анализ качества торгового обслуживания покупателей
- 12.6. Анализ оптового товарооборота
- 12.7. Анализ расчётных отношений
- 12.8. Анализ издержек обращения
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа
- 12.11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- 5. Розничный товарооборот по формам торгового обслуживания делится наследующие составляющие:
- 13. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 13.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа
- 13.3. Анализ операций с клиентами туристической фирмы
- 13.4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлечённого транспорта для турпоездок
- 13.5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение 1 показатели анализа оту
- Классификация затрат
- П риложение 3 приложение 4
- Приложение 5 Состав отклонений затрат
- Расчет влияния изменения объема и структуры смр на основную заработную плату рабочих
- П риложение 7 Блок-схема анализа производства продукции растениеводства приложение 8
- Блок-схема системы факторов объёма тракторных работ
- Расчет влияния факторов на валовой сбор продукции растениеводства
- Приложение 11 Расчет влияния структуры посевов зерновых культур на объем производства продукции растениеводства способом цепной подстановки
- Приложение 12 Расчет влияния структуры посевов на объем производства продукции растениеводства способом абсолютных разниц
- Приложение 13 Расчет влияния структуры посевов на сумму прибыли
- Приложение 15 Выполнение перевозок по номенклатуре и клиентуре
- Технико-эксплуатационные показатели автотранспортной организации
- Приложение 17
- Приложение 18
- Приложение 20 Расчет влияния факторов на величину товарных запасов
- Расчёт влияния структуры товарооборота на издержки обращения
- Список сокращений
- Словарь терминов
- Соловьева Ольга Валерьевна управленческий анализ в отраслях