logo search
ucheb_posob_2005

6.3. Анализ «затраты – объём – прибыль»

При планировании производственной деятельности часто используют анализ «затраты – объём – прибыль». [20, c. 45]. Этот анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объёма производства и прибыли, базируется на Маржинальной концепции себестоимости. Основными категориями данной концепции являются постоянные и переменные затраты, маржинальный доход (маржинальная прибыль), критическая точка (безубыточности).

Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объёма производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причём прибыль организации равна нулю.

При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются один или несколько параметров производственного процесса. Таким образом, данный метод формирует основную модель финансовой деятельности и позволяет менеджерам использовать результаты анализа для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Однако полученные сведения будут точны и полезны, если выполняются предположения (допущения), лежащие в основе этой концепции [20, c. 50]:

  1. Поведение постоянных и переменных затрат можно измерить точно.

  2. Затраты и выручка от реализации имеют линейную зависимость от уровня производства.

  3. Производительность внутри релевантного уровня активности не меняется.

  4. Переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования.

  5. Структура продукции не меняется в течение планового периода.

  6. Объём продаж и объём производства приблизительно равны.

Если одно (или более) из данных допущений отсутствует, применение анализа «затраты – объём – прибыль» может привести к ошибкам.