logo search
ucheb_posob_2005

10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Транспортной отрасли присущи определённые особенности, которые необходимо учитывать при проведении анализа:

1. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка.

2. Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем.

3. Единая транспортная система включает разные виды (железнодорожный, автомобильный (в том числе автобусный, таксомоторный), трамвайный, троллейбусный, авиационный, трубопроводный, морской и речной транспорт, метрополитены), каждый из которых выполняет определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

4. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства; городских поселений; направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей; расположением крупных курортных и туристических объектов.

5. Основными активными средствами труда являются транспортные средства; производство – фондоёмкое.

Цель анализа производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций (АТО) состоит в выявлении и оценке социально-экономических результатов всех сторон деятельности организации, вскрытии резервов использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также в подготовке и повышении обоснованности стратегических и текущих управленческих решений.

Основные задачи анализа производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий нацелены на следующие моменты:

Методика анализа деятельности автотранспортных предприятий, разработанная А. А. Бачуриным [2], предполагает следующие направления работы:

  1. Общее ознакомление с производственно-хозяйственной деятельностью и финансовым состоянием предприятия.

  2. Анализ выполнения плана и динамики перевозок:

    1. общий анализ выполнения плана и динамики перевозок грузов;

    2. анализ технико-эксплуатационных показателей;

    3. факторный анализ влияния технико-эксплуатационных показателей на выполнение плана по перевозке грузов;

    4. анализ выполнения плана перевозок пассажиров автобусами (маршрутными такси);

    5. оперативный анализ хода выполнения плана перевозок;

    6. анализ качества перевозок.

  3. Анализ выполнения плана технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) подвижного состава:

    1. анализ выполнения плана технического обслуживания;

    2. анализ выполнения плана по ремонту автомобилей;

    3. оперативный анализ выполнения плана технического обслуживания и эксплуатационного ремонта.

  4. Анализ технического развития и организации производства.

  5. Анализ использования материальных ресурсов:

    1. анализ расхода топлива и материалов на эксплуатацию подвижного состава;

    2. анализ расхода материалов на ремонт автомобилей;

    3. анализ выполнения плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива и материалов.

  6. Анализ труда и заработной платы.

  7. Анализ показателей повышения экономической эффективности производства.

  8. Анализ себестоимости перевозок:

    1. анализ общей суммы затрат на эксплуатацию подвижного состава;

    2. анализ влияния на себестоимость изменения затрат и объёма выполненной работы;

    3. анализ доли переменных, постоянных расходов и доли заработной платы водителей в себестоимости.

9. Анализ прибыли и рентабельности предприятия.

10. Анализ выполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов:

10.1 анализ охраны воздушного бассейна;

10.2 анализ охраны и рационального использования водных ресурсов.

11. Обобщение резервов и разработка путей их освоения.

Необходимо отметить, что при проведении анализа деятельности воздушного, железнодорожного, морского (речного) транспорта общая схема с некоторой долей условности может использоваться, однако необходимо учитывать специфику каждого вида перевозок.

Источниками информации являются план перевозок и отчёт о его выполнении, сведения о движении списочного состава автомобильного парка, плановые и отчётные данные об уровне технико-экс-плуатационных показателей, данные оперативного учёта и статистической отчётности.