logo search
УЧЕБНИК-Шеремет

Пользователи бухгалтерской информации в сша

Глубокий анализ ретроспективы, оценка неиспользованных резервов, выявление и обоснование необходимых средств достижения намечае­мых результатов деятельности — прерогатива предпланового анализа. Всестороннее аналитико-экономическое предплановое исследование хозяйственной деятельности предприятия начинается с расчета ожидае­мого выполнения текущих производственных заданий. Здесь использу­ются не только методы текущего анализа, но и методы прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

При разработке перспективы для предприятия проводят анализ динамики показателей хозяйственной деятельности, выявляют объек­тивные закономерности (тенденции) развития хозяйственных процессов, определяют возможные результаты хозяйственного развития и способы их достижения, оценивают реалистичность тех или иных хозяйственных решений.

Экономический анализ тесно связан с организацией производ­ства. Конечная цель организации производства — превратить рутинные процессы хозяйственной деятельности в научно ведомые. Экономичес­кий анализ, определяя количественные характеристики взаимодействия основных производственных факторов (средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов) и условий осуществления хозяйственных процессов, создает необходимые предпосылки для рационализации организацион­ной деятельности.

Функция регулирования тесно связана с оперативным анализом сделанного. Оперативное вмешательство в ход производственного про­цесса необходимо для поддержания заданного ритма работы, соблюде­ния нормативного режима расходования средств. Включая экономичес­кий анализ в практику повседневного руководства, можно добиться своевременного предупреждения перерасхода средств, уменьшить по­следствия неэффективных решений.

Экономическое стимулирование труда можно рассматривать и как метод управления, и как самостоятельную функцию управления. Большое значение для реализации этой функции имеет экономический анализ. Роль экономического анализа здесь связана с точным определе­нием вклада отдельных коллективов (и отдельных работников) в общие результаты работы, с определением размеров и направлений стимули­рования, а также степени воздействия различных стимулов на результа­ты хозяйственной деятельности.

Экономический анализ является обязательным атрибутом функ­ции контроля. Контроль это проверка исполнения. В системе управ­ления функция контроля реализуется посредством наблюдения и про­верки соответствия параметров функционирования объекта определен­ным нормам в форме управленческих решений, законов, директив, приказов и т.п. При помощи экономического анализа результаты соответствующих проверок получают экономическое обоснование и оценку. Оценивается ущерб от невыполненных решений, выявляются скрытые причины откло­нений. При выполнении задач контроля непосредственно используются и приемы анализа (сравнение, балансовая увязка, детализация и т.д.), и результаты аналитического исследования хозяйственных процессов и явлений. Многогранность связей экономического анализа с другими функциями управления значительно усложняет проектирование систе­мы аналитического обеспечения управления, требует комплексного под­хода к анализу всех информационных процессов.

Система аналитического обеспечения позволяет органам управ­ления совершить качественный скачок от учетной и другой первичной информации к глубинному пониманию хозяйственных явлений и процес­сов. На основе концентрации и логического обобщения учетных данных формируется качественно новая аналитическая информация об объекте хозяйствования, которая является основой формирования и принятия управленческих решений.

Таким образом, анализ хозяйственной деятельности в практике уп­равления предприятиями представляет собой естественное целенаправ­ленное завершение и обобщение различной информации о хозяйственной деятельности для выработки управляющих воздействий. Информация о хо­зяйственной деятельности может служить целям управления лишь в том случае, когда раскрыты ее смысл и значение, выявлена взаимная связь одних сведений с другими, если она поступает своевременно именно тому субъекту управления, который ответствен за принятие решений на данном уровне.