logo
УЧЕБНИК-Шеремет

14.3. Отчет о прибылях и убытках при маржинальном подходе

Использование различных методов учета затрат влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках. В соответствии с подходом на основе маржинальной прибыли и методом учета переменных затрат можно разработать новую форму отчета о прибылях и убытках, которая хорошо показывает изменяемость затрат и вклад продукта в прибыль. При маржинальном подходе затраты не подразделяются на производственные и непроизводственные; внима­ние фокусируется на разделении переменных и постоянных затрат.

Обратимся к рассмотренному выше примеру. Дополнительные данные: цена продажи единицы продукции (одной печи-гриля) составля­ет 24,50 ДЕ; переменные коммерческие расходы на единицу — 4,80 ДЕ; постоянные коммерческие расходы равны 48 210 ДЕ; постоянные адми­нистративные расходы — 82 430 ДЕ. В таблице, приведенной ниже, даны формы отчета о прибылях и убытках при маржинальном подходе (первая форма) и учете полных затрат (вторая форма).

Напомним, что маржинальная прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и всеми переменными затра­тами (включая коммерческие и административные).

Валовая прибыль — это разница между выручкой от реализации продукции и производственной себестоимостью реализованной продук­ции.

Отметим, что операционная прибыль на 3960 ДЕ меньше при мар­жинальном подходе, чем при учете полных затрат. Это есть часть посто­янных производственных затрат, которая включается в остатки готовой продукции на конец года при методе учета полных затрат.

Отчет о прибылях и убытках

Маржинальный подход

_______________________________________(ДЕ)

Выручка от реализации 539000

Переменная часть себестоимости реализованной

продукции

Переменная часть себестоимости товаров

для продажи 179872

минус конечные остатки готовой продукции 19272*

Переменная часть себестоимости реализованной продукции 160600

Продолжение

* Расчеты приведены в таблице в п.14.2.

Методы учета переменных затрат и маржинальный подход наибо­лее часто используются в процессе принятия краткосрочных решений, например, заменить или оставить старое оборудование, принять или от­клонить специальный заказ, производить или покупать комплектующие изделия, а также для определения структуры выпускаемой продукции в условиях ограниченных ресурсов (подробнее об этом мы будем говорить в следующей главе).