logo
УЧЕБНИК-Шеремет

12.2. Информационное обеспечение инвестиционных решений

Инвестиционная деятельность требует учета множества внешних и внутренних данных, что предполагает использование для ее регулиро­вания внешней и внутренней информационно-аналитической системы.

Внешняя информационно-аналитическая система аккумулирует следующие данные:

• нормативно-правовую информацию федеральных органов уп­равления экономикой (законы, указы, постановления), стратегическая задача которых—формировать благоприятный инвестиционный климат в стране в первую очередь за счет создания макроэкономических и пра­вовых условий для инвесторов. Задача инвестиционных менеджеров — отслеживать тенденции в данной сфере и пытаться вписаться в эту поли­тику. На сегодняшний день наиболее важными направлениями здесь яв­ляются создание финансово-промышленных групп и использование финан­сового лизинга в инвестиционной деятельности. (Это означает возмож­ность получения инвестором определенных льгот в этих случаях.);

• нормативно-правовую информацию субъектов Федерации — именно здесь приходится решать конкретные проблемы: создание и под­держание рабочих мест, строительство жилья, охрана окружающей сре­ды. Это требует создания местного благоприятного инвестиционного климата через местные налоговые льготы, программы поддержки от­дельных предприятий, производства отдельных социально значимых то­варов. Для этого прежде всего используют возможности льготного нало­гового режима. Так, в мае 1995 г. Законодательное собрание Тверской области приняло специальный Закон о льготном налогообложении мест­ных промышленных предприятий, на которых доля средств, привлечен­ных из-за пределов области (в объеме освоенных за год капиталовложе­ний), превышает 30%. Для них устанавливались льготы по налогу на прибыль, имущество и землю (в пределах платежей в местный бюджет). Такая политика характерна для администраций ряда регионов России и ведет к формированию своеобразных островков, где инвесторы чувству­ют себя относительно благоприятно;

• информацию межотраслевого характера, например об экологи­ческих аспектах инвестиционной деятельности. С 1993 г. в России дей­ствует Положение о государственной экологической экспертизе, в соот­ветствии с которым такой экспертизе подлежат в обязательном порядке технико-экономические обоснования и проекты на строительство, ре­конструкцию, модернизацию, техническое перевооружение независимо от их сметной стоимости и принадлежности. Сюда же относится инфор­мация о порядке согласования проектной документации с теми или ины­ми организациями, получении права на осуществление деятельности и т.д. Полезность такой информации состоит в том, что она порождает уверенность в полноте данных и снижает вероятность возникновения до­полнительных затрат в будущем — в процессе реализации или эксплуа­тации проекта;

• налоговое законодательство и инструкции налоговых и финан­совых органов о порядке уплаты налогов, пошлин, платежей и сборов. Налоговая среда имеет особое значение, поэтому информация о всей системе налогов важна для правильной оценки эффективности инвестиционных решений. По действующей системе необходимо учесть следую­щие основные типы налогов: налог с продаж (НДС), налог на прибыль, налоги на активы (имущество, землю и т.д.), налоги на природные ресур­сы, налоги на заработную плату. По оценкам экспертов из Бюджетного комитета Государственной Думы России, сейчас приходится платить 23 федеральных налога и примерно такое же количество федеральных сборов, а также более 180 различных налогов и сборов, введенных ре­гиональными и местными органами власти. Поэтому важно принять во внимание соотношение между налогами разного уровня — от федераль­ного до местного, учесть возможные льготы по налогообложению и вари­анты его оптимизации;

• нормативно-методологическую информацию—стандарты (пра­вила) подготовки инвестиционных проектов или их бизнес-планов (опи­сание принятых в современной практике принципов и методов расчетов показателей эффективности, формы расчетных и итоговых таблиц и т.д.). Главным нормативным документом в данной сфере являются Мето­дические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных про­ектов и их отбору для финансирования. Этот документ вводит в практику инвестиционного анализа следующие главные моменты:

— моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

— анализ рынка, финансового состояния предприятия, претендую­щего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проек­та, влияния реализации проекта на окружающую природную среду и т.д.;

— определение эффекта сопоставлением предстоящих результа­тов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал и других показателей;

— приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном пе­риоде;

— учет воздействия инфляции, задержек платежей и других фак­торов, влияющих на ценность используемых денежных средств;

— учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.

Здесь учтены не только черты рыночного хозяйства как такового, но и реалии переживаемого страной переходного периода (в том числе инфляция). Естественно, что в прежних методиках, предназначенных для централизованно планируемой экономики, не было таких понятий, как анализ рынка, доход на капитал, степень доверия к руководителям проекта или, скажем, интересы участников проекта. Главное в этом блоке информации — возможность грамотно, на основе современных подходов разработать и обосновать эффективность инвестиционного решения;

• стандарты внешней финансовой (бухгалтерской) и статистичес­кой отчетности как формы отражения будущих результатов реализации и осуществления проекта.

Часть данных из внешней информационно-аналитической среды (прежде всего нормативная информация на уровне федеральных орга­нов управления экономикой, налоговое законодательство) аккумулиру­ется в справочных системах (Консультант-плюс, Гарант), что облегчает деятельность менеджера по ее формированию и пополнению. Важно от­метить, что постепенно информация такого рода из регионов России так­же начинает появляться в справочных системах. Другую часть подбира­ет и обновляет менеджер.

Внутренняя информационно-аналитическая система — это сово­купность данных о предприятии: его организационно-техническом уров­не, кадрах, организации снабжения и положении на рынке, состоянии экономики и финансов.

Вся совокупность внешней и внутренней информации использует­ся для разработки плана инвестирования средств — бизнес-плана инве­стиционного проекта.