logo
УЧЕБНИК-Шеремет

2.6. Анализ «затраты — объем — прибыль»

При планировании производственной деятельности часто исполь­зуют анализ «затраты — объем — прибыль». Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как ба­лансовую, так и чистую. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты — объем — прибыль» позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного процесса или несколько таких параметров.

Анализ «затраты — объем — прибыль» — анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. Это инструмент управленческого пла­нирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использо­вать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планиро­вания и оценки альтернативных решений.

Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль» легко выразить гра­фически или формулами. График показывает взаимосвязь выручки (до­ходов), затрат, объема продукции, прибыли (убытков). Здесь это фикси­рованные взаимосвязи. Если цена единицы продукции, затраты, производительность или другие условия изменятся, то модель следует пересмотреть.