logo
УЧЕБНИК-Шеремет

2. Классификация и поведение затрат

Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции — один из важнейших разделов управленческого учета. Именно себестои­мость производства единицы продукции является основой для принятия большого числа управленческих решений, например:

• выпуск какой продукции продолжать или прекратить;

• производить или покупать комплектующие изделия;

• какую установить цену на продукцию;

• покупать ли новое оборудование;

• менять ли технологию и организацию производства.

Планирование и контроль цен на продукцию, операционных (текущих) затрат, определение величины предполагаемой прибыли очень важны для любых организаций. Но прежде чем анализировать до­стигнутые результаты или составлять планы на будущие периоды, необ­ходимо понять классификацию затрат, процесс формирования себестоимости продукции.

В данном разделе подробно рассмотрены основные учетные тер­мины, классификация затрат; определены понятия прямых и постоян­ных, переменных и косвенных затрат, основных затрат и накладных рас­ходов; особое внимание уделено поведению затрат, т.е. тому, как они изменяются при изменении уровня деловой активности.

Анализ соотношения прибыли и объема продукции (затрат и объема производства) привлекает внимание людей, изучающих ме­неджмент. Он позволяет понять цели планирования, служит основой для принятия краткосрочных и долгосрочных управленческих решений.