logo
УЧЕБНИК-Шеремет

3.1. Распределение затрат

Прямые затраты, как трудовые, так и материальные, могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид продукции или услуг, об­щепроизводственные расходы могут быть распределены по видам про­дукции только при помощи специальных методов,

Распределение затрат— процесс отнесения понесенных затрат к определенным объектам затрат.

Объект затрат организационное подразделение, контракт или другая учетная единица, по которой собираются данные о затратах и из­меряется стоимость процессов, продукции, работ, проектов капитало­вложений и т.д.

По объектам затрат обычно выделяют методы распределения за­трат при массовом и серийном производстве (по деталям, изделиям, процессам, переделам) и при индивидуальном и мелкосерийном произ­водстве (по заказам). В России используют попроцессный, попередельный и позаказный методы калькулирования себестоимости. В данном разделе рассмотрены позаказный и попроцессный методы. Разновид­ностью последнего является попередельный метод. Эти методы освеще­ны с точки зрения западного бухгалтерского учета, описаны их особен­ности.

Другой важной категорией процесса распределения затрат явля­ется центр затрат. Центр затрат—организационная единица или об­ласть деятельности, где целесообразно накапливать информацию об из­держках на приобретение активов (входящие в затраты) и расходах (затраты на выходе). Чаще всего это структурные подразделения низ­шего уровня, не обладающие относительной самостоятельностью, та­кие, как производственный участок, бригада, цех.

Все группировки затрат предназначены для принятия управлен­ческих решений. В системе управленческого учета затраты должны рас­пределяться по двум главным группам объектов: подразделениям и про­дукции.

Процесс осуществляется в два этапа:

1. Сбор затрат по центрам ответственности.

2. Отнесение их на конкретную продукцию, обрабатываемую в дан­ном цехе (или другую калькуляционную единицу).

При расчете себестоимости готовой продукции прибегают к кальку­лированию затрат с включением всех затрат или только их части — пе­ременных затрат. Второй метод называется «директ-костинг».

Основное различие этих методов заключается в порядке распре­деления постоянных расходов. В первом случае все затраты распреде­ляются между реализованной продукцией и остатками готовой продук­ции. При втором методе постоянные расходы полностью относят на реализацию.

Методы калькулирования себестоимости влияют на форму финан­совой отчетности.

В финансовом отчете (см. таблицу на с. 60) при использовании ме­тода включения затрат представлен расчет операционной прибыли в два этапа:

1. Рассчитывают валовую прибыль (маржу) как разность между выручкой от реализации и всеми производственными затратами.

2. Рассчитывают операционную прибыль как разность между вало­вой прибылью и коммерческими и административными расходами.