logo
УЧЕБНИК-Шеремет

18.6. Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности Функции трансфертных цен

Как мы уже говорили в предыдущей главе, трансфертная цена (ТЦ) — это условная цена на продукцию (услуги) одного подразделения (центра) ответственности, передаваемую (продаваемые) другому подраз­делению (центру ответственности) того же предприятия. Обычно имеется в виду крупное централизованное предприятие с достаточно самостоятельными подразделениями, имеющими статус центров прибыли или цен­тров инвестиций (иногда сюда также включают центры затрат). ТЦ пони­мается в более узком смысле, чем отечественные внутренние цены, как цены передачи промежуточной продукции (а также цены на услуги обслу­живающих подразделений), и не включает в себя внутренних цен на по­купные полуфабрикаты, цен, в которых оценивается объем изготовления нового оборудования, капитального ремонта, капитального строительства и др.

В случае, когда продукция (услуги) подразделения полностью по­требляется внутри предприятия, величина ТЦ чисто учетная и не влияет на финансовое положение предприятия в целом. Проблема заключается в установлении «справедливой» цены, по которой будет составляться отчетность, чтобы результаты деятельности были правильно измерены и эценены.

Использование ТЦ в случаях, когда подразделения имеют право са­мостоятельно выходить со своей продукцией на внешних покупателей, сами определять объемы и цены реализации, заставляет совершенно по­лному взглянуть на природу и содержание ТЦ. Этот аспект анализа внутренних цен принципиально новый для нашей теории и практики, поэтому, думается, введение в оборот термина «трансфертная цена» не будет лишь подражанием Западу. Важно отметить, что в условиях, когда подразделе­ния имеют свободу покупать и продавать на внешнем рынке, когда суще­ствуют незагруженные мощности, ТЦ перестает быть чисто учетным инст­рументом, обретает реальный экономический смысл и выражает отноше­ния подразделений не только между собой, но и с предприятием в целом.

В идеале ТЦ должна содержать в себе информацию, которая за­ставляла бы менеджеров подразделений (центров ответственности) при­нимать оптимальные для всего предприятия решения. В качестве показа­теля оптимальности широко используется максимизируемый совокупный маржинальный доход организации. Принципиально задачу можно сфор­мулировать следующим образом: свобода рыночных операций должна предоставляться подразделениям в рамках соблюдения ими ограниченных условий, которые представляют собой максимум суммарного маржи­нального дохода подразделений из всех возможных комбинаций внутрен­них и внешних продаж промежуточных продуктов. Другими словами, предприятие в целом должно максимум выиграть и минимум проигрывать на рыночных операциях подразделений. Именно этот критерий должен быть положен в основу оценки деятельности менеджеров подразделений.