logo
УЧЕБНИК-Шеремет

Анализ величин в критической точке

Анализ величин в критической точке основан на взаимосвязи «за­траты — объем — прибыль», и очень часто такой анализ называют ана­лизом величин в критической точке. Как показано на графике, крити­ческая точка это точка, в которой суммарный объем выручки от реализации продукции равен суммарным затратам. Таким образом, кри­тической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль.

Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализа­ции становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю. Величина в критической точке может быть выражена единицей продажи или долларами продажи. Основное уравнение нахождения критической точки:

ВР=ПЗ+ФЗ.

Пример. Нахождение критической точки.

Компания выпускает столы. Переменные затраты составляют 50 ДЕ на единицу, постоянные затраты — 20 000 ДЕ за год. Продажная цена — 90 ДЕ за единицу. Используя эту информацию и обозначив через Х объем единиц продаж, мы можем написать уравнение

90Х=50Х+20000;

40Х=20000;

Х=500,

или в ДЕ:

90.500=45000.

Можно сделать грубую оценку величин в критической точке, построив график для рассматриваемой компании. Критическая точка на графике лежит на пересечении линий суммарных затрат и суммарных доходов (выручки) от реализации, в этой точке выручка равна затратам.