18.7. Предпосылки адаптации опыта западных фирм по системе внутрихозяйственной отчетности к условиям предприятий России
Изучение опыта западных предприятий в области внутрихозяйственной отчетности не было для нас самоцелью. Наша цель состояла в том, чтобы наметить пути адаптации этого опыта к российским условиям. Бесспорно, использование опыта внутрифирменного управления, который прошел проверку временем и доказал свою эффективность на предприятиях экономически развитых стран, позволит ускорить и облегчить путь российских предприятий к рынку. А если учесть, что в методике и организации внутрихозяйственной отчетности фокусируются основополагающие принципы управленческого учета, то она может быть использована как система координат для решения проблем адаптации управленческого учета в целом.
Для адаптации любого явления необходимы предпосылки.
Существуют лив экономике России предпосылки для адаптации зарубежного опыта в области внутрихозяйственной отчетности, т.е. те объективные условия, в которых на Западе происходило становление и развитие управленческого учета? Ответ может быть только один — существуют.
Промышленность России исторически была представлена крупными хозяйственными комплексами. Если по уровню индустриализации дореволюционная Россия резко отставала от ведущих европейских стран и США, то по уровню концентрации промышленного производства она занимала одно из первых мест. То же самое было и после революции. Новостройки конца 20—30-х годов, т.е. периода индустриализации в СССР,— это гигантские многопрофильные монопредприятия, на балансе которых нередко находилась вся инфраструктура города, возводимого вокруг предприятия.
Для предприятий-гигантов характерна жесткая централизация всех функций управления, вертикальная организационная структура и административно-командный стиль управления из центра всеми параметрами производственного процесса, т.е. система управления, которая сложилась на средних предприятиях с простой организационной структурой. В условиях машинного производства конца 20-х — начала 30-х годов эта система уже не позволяла эффективно управлять подразделениями предприятия, где непосредственно протекал процесс производства и закладывались основы рентабельности всего предприятия. В результате предприятия становились неуправляемыми системами. Однако сами по себе эти обстоятельства не привели бы к изменению внутрифирменного управления.
Толчком к изменению внутрифирменного управления на отечественных предприятиях явилась экономическая реформа, означавшая переход к новой экономической политике (НЭП). Так, дополнительно к управленческой потребности децентрализации внутрифирменного управления возникла потребность экономическая. Для управления затратами, контроля их уровня необходимо было передать на нижние уровни предприятия, т.е. на уровни, где создается экономия и возникает перерасход средств, определенные полномочия, ответственность за надлежащее выполнение этих полномочий. В результате были сделаны первые шаги к формированию принципиально новой системы внутрифирменного управления, которая в отечественной литературе и хозяйственной практике получила название внутризаводского (внутрипроизводственного, внутреннего) хозрасчета.
Внутрихозяйственный расчет — крупная проблема, которая требует в условиях перехода российской экономики к рынку нового осмысления и оценки. Однако эта задача выходит далеко за рамки стоящей перед нами частной задачи. Поэтому отметим только, что внутрихозяйственный расчет как подсистема внутрифирменного управления начал складываться на отечественных предприятиях в конце 20-х — начале 30-х годов и с видоизменениями используется до настоящего времени. Перевод подразделений предприятия на внутренний хозрасчет придал им статус, аналогичный статусу центров ответственности. Хозрасчетным подразделениям делегировались определенные права и устанавливалась ответственность за результаты их деятельности. Организационно это находило свое выражение в том, что хозрасчетным подразделениям выдавались наряды-заказы, в которых указывалось, какие работы и в каком объеме должны быть выполнены, в какой сумме могут быть при этом произведены расходы, т.е. аналог рассмотренных нами плановых смет для центров ответственности. По результатам деятельности хозрасчетных подразделений составлялись месячные, квартальные и годовые отчеты, базирующиеся на трансфертных, внутренних ценах.
Таким образом, для использования зарубежного опыта в области внутрихозяйственной отчетности на отечественных предприятиях имеются не только предпосылки, но и оригинальный опыт, о чем ни в коей мере нельзя забывать.
Однако принципиальное единство внутрихозяйственной отчетности, составляемой на западных и отечественных предприятиях, не означает их тождества. Особенностей много, предопределены они тем, что западные предприятия работают в условиях развитой рыночной экономики. Рынок как экономическая среда обитания предприятия опосредованно влияет на выбор методов и инструментов внутрифирменного управления. Более того, рынок постоянно принуждает ориентировать внутрифирменное управление на достижение внешних целей предприятия как субъекта рынка. Данное обстоятельство постоянно побуждает предприятие совершенствовать внутрифирменное управление, контролировать процесс внедрения и использования новых приемов и методов управления.
Что касается внутрихозяйственного расчета в целом и внутрихозяйственной отчетности в частности, то они в условиях централизованной плановой экономики не были полностью востребованы той экономической средой, в которой существовало предприятие. Оно было не столько самостоятельно хозяйствующим субъектом, сколько объектом государственного планового управления. В итоге предприятия лишь формально могли самостоятельно решать вопросы внутрифирменного управления, особенно те проблемы, которые касались социально-экономической стороны их деятельности. Это привело к тому, что внутрихозяйственный расчет в целом и внутрихозяйственная отчетность в частности были лишены надлежащего информационного обеспечения.
Результаты деятельности хозрасчетных подразделений должны были отражаться в единой системе бухгалтерского учета предприятия. В итоге учет становился громоздким, не фиксировались многие параметры работы хозрасчетных подразделений, а отчетность об их деятельности поступала к пользователю в конце месяца, следующего за отчетным. Именно эта ситуация самим фактом своего существования ставила вопрос о разделении системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. Однако это шло вразрез с учетной политикой Минфина СССР, Госплана СССР и отраслевых министерств, которые рассматривали системный бухгалтерский учет в качестве единственной информационной базы, обеспечивающей принятие управленческих решений как по централизованному плановому управлению деятельностью предприятия, так и в области внутрифирменного управления. Двойственное положение предприятия, в результате которого оно одновременно выступало в качестве объекта государственного централизованного планового управления и субъекта управления деятельностью своих хозрасчетных подразделений, делало проблему информационного обеспечения внутрихозяйственного расчета в целом, внутрихозяйственной отчетности в частности практически неразрешимой.
Таким образом, главным препятствием на пути адаптации опыта западных фирм в области внутрихозяйственной отчетности является отсутствие на отечественных предприятиях системы управленческого учета и его обязательного элемента - учета по центрам ответственности. Подчеркнем, что отсутствует именно система управленческого учета, так как отдельные его элементы активно применяются на российских предприятиях, поскольку без их использования нельзя управлять предприятием приобъективно обусловленной децентрализации управления.
Резюме
Данная глава посвящена методике и организации внутренней отчетности предприятия, которая является основным источником информации для принятия управленческих решений по оценке деятельности центров ответственности и их менеджеров (управляющих), а также по оптимизации-деятельности структурных подразделений и других сегментов предприятия.
Содержание внутренней отчетности определяется объемом полномочий передаваемых конкретному центру ответственности, а также отраслевой или географической принадлежностью сегментов. Исчисление конкретных показателей отчетности в значительной степени зависит от организационно-технологических особенностей, присущих конкретному предприятию и его структурным подразделениям. Поэтому все вопросы, связанные с внутренней отчетностью (в отличие от внешней, финансовой отчетности), и на Западе, и в России отнесены к компетенции предприятия. В нашу задачу в первую очередь входит выявление того общего, что присуще внутренней отчетности каждого предприятия.
Внутренняя отчетность относится к тем элементам управленческого учета, которые широко применяются на отечественных предприятиях в рамках системы внутрихозяйственного расчета. Причем многие вопросы в области методики и организации внутренней отчетности на отечественных предприятиях решаются аналогично тому, как они решаются на Западе. В основном это те решения, которые обусловлены закономерностями внутрифирменного управления в условиях современного машинного производства.
Однако внутренней отчетности западных предприятий присущи и существенные различия, обусловленные фактором работы этих предприятий в условиях рыночной экономики. Выявление этих особенностей, анализ необходимости и возможности их использования в российских условиях на этапе перехода к рыночной экономике, а также определение основных условий их адаптации на отечественных предприятиях и составляет тему данной главы.
Исходя из поставленной цели необходимо последовательно решить такие задачи:
• определить место внутренней отчетности в системе управленческого учета;
• изучить методику составления внутренней отчетности в западных компаниях;
• обобщить практику составления и использования внутренней отчетности на предприятиях России;
• наметить направление адаптации зарубежного опыта в области внутренней отчетности, который прошел проверку временем в условиях рынка, на российских предприятиях.
- Серия «академия бухгалтера и менеджера» Управленческий учет
- Москва ид фбк пресс
- О серии «академия бухгалтера и менеджера»
- Карел Ван Хюлле
- 1.1. Сущность и назначение управленческого учета
- 1.2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета
- Обязательность ведения учета
- Цель ведения учета
- Пользователи информации
- Базисная структура
- Основные правила
- Привязки ко времени
- Объект отчетности
- Ответственность за правильность ведения учета
- Сходные характеристики управленческого и финансового учета
- 1.3. Виды информации для управленческого учета
- 1.4. Организационные аспекты управленческого учета
- Основные факторы выбора подсистемы управленческого учета и признаки классификации этих подсистем
- 2. Классификация и поведение затрат
- 2.1. Характеристика и классификация затрат
- Классификация затрат в зависимости от группировочных признаков
- Основные затраты и накладные расходы
- Переменные затраты
- Постоянные затраты
- Полупеременные затраты
- Другие виды затрат
- Примеры переменных, постоянных и полупеременных затрат
- 2.2. Производственные мощности
- Теоретическая мощность
- Практическая мощность
- Нормальная мощность
- 2.3. Линейная зависимость и релевантные уровни
- Часы использования компьютера Человеко-часы
- Линейная аппроксимация и релевантный уровень
- Постоянные общепроизводственные затраты
- 2.4. Элементы производственных затрат
- Прямые материальные затраты
- Прямые трудовые затраты
- Общепроизводственные расходы
- 2.5. Себестоимость продукции и расходы отчетного периода
- Определение затрат на продукт
- Определение полной себестоимости продукции
- 2.6. Анализ «затраты — объем — прибыль»
- Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»
- Анализ величин в критической точке
- Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»
- Оптимальная цена
- Маржинальная прибыль
- Планирование прибыли
- Допущения анализа «затраты — объем — прибыль»
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 3. Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции
- 3.1. Распределение затрат
- Финансовый отчет при использовании метода полного включения затрат
- Финансовый отчет при использовании метода включения переменных затрат («директ-костинг»)
- 3.2. Позаказный метод калькулирования себестоимости
- Материалы
- Затраты на оплату труда
- Общепроизводственные расходы
- Учет готовой продукции
- Учет реализованной продукции
- Корректировка не полностью или излишне списанных общепроизводственных расходов
- Взаимосвязь синтетических счетов при позаказном методе калькулирования себестоимости
- 3.3. Попроцессный метод калькулирования себестоимости
- Особенности попроцессного метода калькулирования себестоимости
- Условная единица продукции
- Методы усреднения и фифо
- Применение попроцессного метода
- Расчет условного объема производства продукции
- Расчет себестоимости единицы продукции
- Итоговая себестоимость
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 4. Планирование
- 4.1. Основы планирования
- 4.2. Программирование
- Текущие программы
- Предлагаемые новые программы
- Формальная система программирования
- 4.3. Бюджетное планирование
- Функции бюджета
- 4.4. Общий бюджет
- Оперативный бюджет
- Финансовый бюджет
- Общий бюджет
- 4.5. Смета (бюджет) денежных средств
- Структура и задачи сметы (бюджета) денежных средств
- Взаимосвязь общего бюджета и сметы (бюджета) денежных средств
- Смета (бюджет) денежных средств компании лвс на 31 декабря 19х1 г.
- Трудности планирования объема продаж
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- Сколько денег получено от продаж в кредит в сентябре?
- Какую сумму необходимо дополнительно привлечь в бюджетном периоде?
- 5. Нормативный учет и анализ отклонений
- 5.1. Понятие нормативных затрат и система «стандарт-пост»
- Нормативные затраты основных материалов
- Нормативные прямые затраты труда
- Общепроизводственные нормативные расходы
- 5.2. Использование нормативов затрат в калькулировании себестоимости продукции
- 5.3. Анализ отклонений как средство контроля затрат. Гибкий бюджет
- Анализ выполнения плана Компания abc Отчет о выполнении бюджета за год на 31 декабря 19х3 г.
- Анализ выполнения плана с использованием гибкого бюджета Компания лвс. Отчет о выполнении бюджета за год на 31 декабря 19х3 г.
- 5.4. Вычисление отклонений и их анализ
- Техника управления по отклонениям
- Отклонения затрат основных материалов
- Анализ отклонений по основным материалам
- Отклонения прямых трудовых затрат
- Анализ отклонений прямых трудовых затрат
- Отклонения общепроизводственных расходов
- 5.5. Запись отклонений в учетных регистрах
- Проводки для операций по приобретению и использованию основных материалов
- Проводки для операций, связанных с учетом труда и заработной платы
- Распределение общепроизводственных расходов
- Оприходование готовой продукции
- Реализация готовой продукции
- Закрытие счетов отклонений в конце периода
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- СплавШ 7де за1кг
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 6. Управленческие решения
- 6.1. Процесс принятия управленческих решений
- Определение целей и задач
- Поиск альтернативных курсов (вариантов) действий
- Выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов
- Осуществление выбранного варианта
- Сравнение полученных и планируемых результатов
- 6.2. Примеры принятия управленческих решений
- 6.3. Анализ «затраты — объем — прибыль» в процессе принятия решения
- Принятие решения о прекращении или продолжении работы с группой товаров
- Принятие решения о комплектующих изделиях
- Принять или отклонить специальный заказ
- 6.4. Принятие решения об инвестировании средств организации в реальные проекты
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 7. Анализ эффективности деятельности организации
- 7.1. Место анализа хозяйственной деятельности в управленческом учете и управлении организацией Субъекты анализа и их цели
- Характеристика основных интересов и целей анализа хозяйственной деятельности участников коммерческого дела
- Направления анализа хозяйственной деятельности
- Направления управленческого и финансового анализа хозяйственной деятельности организации
- 7.2. Информационная база управленческого анализа эффективности хозяйственной деятельности
- Комплексный анализ
- 7.3. Качественный анализ эффективности хозяйственной деятельности
- Факторы, показатели и конечные результаты интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности
- Классификация факторов экстенсивного и интенсивного развития производства
- 7.4. Количественный анализ эффективности хозяйственной деятельности
- Расчет показателей интенсификации использования ресурсов по предприятию за 2 года
- Сводный анализ показателей интенсификации
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- Частьii. Практика ведения управленческого учёта введение. Организационные аспекты управленческого учета
- Перечень счетов финансового и управленческого учета для варианта 1
- Перечень хозяйственных операций
- В управленческой и финансовой бухгалтерии для варианта 1
- 8. Хозяйственный механизм коммерческой организации
- 8.1. Принципы рыночной экономики и роль коммерческой организации в обществе
- 8.2. Цель и функции коммерческого предприятия и их информационное обеспечение
- Упрощенная схема организационной структуры компании обрабатывающей промышленности сша
- Пользователи бухгалтерской информации в сша
- 8.3. Модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли
- Модель хозяйственного механизма коммерческого предприятия, основанная на налогообложении прибыли
- 8.4. Формы организаций (предприятий) в России
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 9. Экономический анализ как база принятия управленческих решений
- 9.1. Управленческий учет и отчетность как база управленческого анализа
- 9.2. Виды управленческого анализа и их роль в управлении производством
- Информационные связи между управляющей и управляемой подсистемами системы управления
- Экономический анализ деятельности предприятия
- 9.3. Перспективный анализ и стратегические решения Сущность, цели и задачи перспективного анализа
- Соотношение перспективного и ретроспективного анализа
- Методы перспективного анализа
- 9.4. Оперативный анализ и тактические решения
- Выполнение оперативного финансового плана предприятия
- Выполнение оперативного финансового плана предприятия
- 9.5. Текущий анализ и контроль хозяйственной деятельности
- Нормативы затрат на единицу изделия
- Расчет производственной программы расхода материала и трудовых затрат
- Оперативный анализ выполнения производственной программы
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 10. Система комплексного анализа деятельности предприятия
- 10.1. Системный подход к анализу экономики предприятия
- 10.2. Система формирования экономических показателей как пример качественных (эвристических) методов анализа
- Формирование финансовых показателей в условиях рыночной экономики
- 10.3. Классификация факторов эффективности хозяйственной деятельности и резервов ее повышения
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 11. Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений
- 11.1. Общая характеристика и классификация количественных методов анализа
- Примерная классификация экономико-математических методов в анализе хозяйственной деятельности
- 11.2. Детерминированное моделирование факторных систем хозяйственной деятельности
- 1. Аддитивные модели:
- 11.3. Методы количественной оценки влияния факторов на результативный показатель
- 11.4. Стохастическое моделирование факторных систем хозяйственной деятельности
- 11.5. Корреляционно-регрессионный анализ
- 11.6. Методы комплексной оценки хозяйственной деятельности
- Выполнение плана по основным показателям деятельности предприятий ао
- Показатели комплексной оценки при расчете по различным методам для предприятий ао
- Приложение 1. Домашние упражнения
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 12. Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
- 12.1. Сущность инвестиционных решений
- 12.2. Информационное обеспечение инвестиционных решений
- 12.3. Подготовка бизнес-плана инвестиционного проекта
- 12.4. Анализ эффективности инвестиций
- Статические методы оценки эффективности инвестиций
- Динамические методы оценки эффективности инвестиций
- 12.5. Оценка эффективности инвестиций. Анализ рисков
- Качественный анализ эффективности инвестиций
- Количественный анализ эффективности инвестиций
- 12.6. Анализ критериев эффективности инвестиций
- Приложение 1. Домашнее упражнение
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 13. Принятие ценовых решений
- 13.1. Ценовая политика
- 13.2. Концепция ценообразования с позиций микроэкономики
- 13.3.Факторы, влияющие на ценовые решения
- 13.4. Методы ценообразования
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Переменные производственные затраты 1 530 000
- Прямые трудовые затраты 425 000
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 14. Использование данных бухгалтерского учета и отчетности для принятия краткосрочных решений
- 14.1. Методы учета полных и переменных затрат для принятия управленческих решений
- 14.2. Влияние метода учета затрат на величину себестоимости
- 14.3. Отчет о прибылях и убытках при маржинальном подходе
- 14.4. Приростный анализ в принятии краткосрочных решений
- Приложение 1. Домашние упражнения
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 15. Принятие решений в оперативном управлении
- 15.1. Релевантный подход в управлении
- 15.2. Релевантный подход к типичным хозяйственным ситуациям Специальный заказ
- Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора
- Решения о прекращении деятельности неприбыльного сегмента
- Приростный анализ выручки и затрат вред приятия abc
- Решение купить или производить самим
- Модернизация оборудования
- Приложение 1. Домашние упражнения
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 16. Модели линейного программирования в управленческом учете
- 16.1. Предположения, лежащие в основе модели линейного программирования
- 16.2. Этапы решения проблемы линейного программирования
- 16.3. Метод проб и ошибок и графический метод в определении оптимального решения
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 17. Стратегическое планирование и управленческий контроль
- 17.1. Условия и элементы стратегического анализа
- 17.2. Информация для стратегического планирования
- 17.3. Управленческий контроль Сфера управленческого контроля*
- Процесс управленческого контроля
- Субъективные факторы управленческого контроля
- Основные причины возникновения некачественной первичной информации
- Характеристика отклонений в процессе производства и функции контроля в их выявлении и оценке
- Процедуры первичного контроля
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 18. Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- 18.1. Понятие и виды отчетности
- 18.2. Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета
- Объективная необходимость децентрализации управления
- Организационная структура предприятия
- Учет и отчетность по центрам ответственности
- 18.3. Отчетность по уровням управления Отчет об исполнении сметы центром затрат
- Отчет центра прибыли
- Отчет центра инвестиций
- 18.4. Отчетность по сегментам бизнеса Сегменты бизнеса и их виды
- Отчетность об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса
- 18.5. Пользователи внутрихозяйственной отчетности и периоды ее представления
- 18.6. Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности Функции трансфертных цен
- Методы исчисления трансфертных цен
- 18.7. Предпосылки адаптации опыта западных фирм по системе внутрихозяйственной отчетности к условиям предприятий России
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 19. Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии
- 19.1. Бухгалтерские счета и двойная запись
- 19.2. Учетные регистры
- Мемориально-ордерная форма учета
- Журнально-ордерная форма учета
- Журнал-Главная
- 19.3. Основные информационные потоки Учет расчетов с персоналом по оплате труда
- Учет основных средств
- Учет производственных запасов
- Общая схема учета затрат на производство
- Учет реализации продукции (работ, услуг)
- 19.4. Компьютерные технологии бухгалтерского учета
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 20. Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике
- 20.1. «Директ-костинг» как важнейшая подсистема управленческого учета
- 20.2. Управленческий учет и контроллинг. Проблемы терминологии
- 20.3. Учетная политика предприятия Элементы учетной политики и управленческий учет
- Учетная политика и система «директ-костинг»
- Учетная политика и система «стандарт-кост»
- 20.4. Применение элементов управленческого учета в теории и практике российского учета План счетов и управленческий учет
- Пути применения системы «директ-костинг»
- Управленческий учет и калькулирование себестоимости
- 20.5. Задачи внедрения управленческого учета в России
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- Содержание
- Часть I. Базовый курс 4
- 1. Сущность и организация управленческого учета 4
- 2. Классификация и поведение затрат 12
- 3. Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции 28
- 4. Планирование 41
- 5. Нормативный учет и анализ отклонений 55
- 6. Управленческие решения 69
- 7. Анализ эффективности деятельности организации 81
- Часть II. Практика ведения управленческого учёта 93
- 8. Хозяйственный механизм коммерческой организации 99
- 9. Экономический анализ как база принятия управленческих решений 110
- 10. Система комплексного анализа деятельности предприятия 128
- 11. Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений 138
- 12. Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений 160
- 13. Принятие ценовых решений 173
- 18. Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса 225
- 19. Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии 246
- 20. Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике 260