logo
УЧЕБНИК-Шеремет

17.1. Условия и элементы стратегического анализа

Современный управленческий учет, как и финансовый, ориенти­рован, кроме прочего, на решение стратегических задач. Поскольку во­просы текущего планирования рассмотрены выше, остановимся на во­просах стратегического планирования на предприятии*.

* Использованы материалы А.Ф. Коуда «Введение в корпоративную стратегию», «Введение в стратегический производственный учет» (перевод Аскери. Москва, 1993 г.).

Стратегическое планирование включает:

• стратегический анализ;

• стратегический выбор;

• реализацию стратегии;

• оценку обстановки.

Для проведения стратегического анализа необходимо определить:

• цели предприятия;

• внешние условия работы предприятия для выявления возможно­стей рисков и потенциальных возможностей;

• ресурсы предприятия для выяснения его сильных и слабых сто­рон;

• возможности влиятельных акционеров;

• организационную структуру предприятия.

Чтобы принять стратегическое решение, следует подобрать стра­тегические варианты.

Реальную трудность представляет оценка вариантов с точки зре­ния пригодности в соответствии со стратегическим положением, зани­маемым предприятием.

Критерии оценки обычно следующие:

• соответствие— подходит ли данный вариант стратегии согласно результатам стратегического анализа; учтены ли сильные стороны пред­приятия; использует ли предприятие все существующие возможности и устраняет ли оно недостатки и риски;

• выполнимость — располагает ли предприятие ресурсами для ре­ализации стратегии;

• приемлемость — приемлем ли данный вариант стратегии для лиц, вовлеченных в процесс принятия решения?

Процесс реализации стратегии включает несколько элементов:

• планирование ресурсов (например, людских, оборудования, фи­нансовых);

• структура организации (например, функциональная, цеховая или матричная);

• контроль, который направлен на обеспечение успешной реали­зации стратегии; он требует системы проверки и вознаграждения, опре­деленного уровня организационной культуры, самоконтроля;

• среда предприятия (тенденции, события и влияющие факторы во внешней среде, не контролируемые предприятием).