logo
УЧЕБНИК-Шеремет

Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»

В реальной жизни встречаются разные ситуации, а управленческие мо­дели базируются на определенных допущениях, условностях. Анализ в ус­ловиях неопределенности и анализ чувствительности позволяют отве­тить на вопрос: что будет, если?

При анализе чувствительности можно, например, получить ответ на во­просы: какова будет прибыль, если объемные показатели отклоняются от запланированных? какая будет прибыль, если удельные переменные затраты вырастут на 10%?

Инструментом анализа чувствительности является величина выручки, которая находится за критической точкой. Критическая точка показывает, до какого предела может упасть объем реализации, чтобы не было убытка. Величина прибыли, получаемая организацией, определяется разницей меж­ду выручкой от реализации продукции и суммарными затратами (область прибыли на графике из нашего примера).

Каждая организация стремится максимизировать прибыль, но невоз­можно продать неограниченное количество продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению плате­жеспособного спроса на продукцию. В определенный момент для того, чтобы продавать большее количество товара, потребуется снизить цену, что при­ведет к снижению прибыли. Для того чтобы определить максимально воз­можную прибыль, необходимо в график взаимосвязи затрат и объема реали­зации (см. пример) ввести кривую спроса: