logo
УЧЕБНИК-Шеремет

Приложение 1. Хозяйственная ситуация

Составление отчетности и распределение затрат по центрам ответственности

Компания «Альфа» является одной из лидирующих на рынке пи­щевых товаров. Она занимается производством и реализацией продук­тов питания. (Этот пример не охватывает всего многообразия реальнос­ти.) Компания работает на рынке страны А около 50 лет, вместе с тем она является частью ТНК.

Среди основных категорий продукции за отчетный период с 1 янва­ря 19х1 г. по 31 декабря 19х2 г. выделяют следующие:

Ключевые показатели консолидированной отчетности (отчетный период с 1 января 19х1 г. по 31 декабря 19х2 г.):

Кроме отраслевых сегментов компания освоила три географичес­ких сегмента в пределах одной страны, где она зарегистрировала свои филиалы, занимаясь производством и реализацией по определенной схе­ме (данные на отчетный период).

Рынок 1. Реализация товаров:

(млнДЕ)

Рынок 2. Производство и реализация товаров:

(млн ДЕ)

Рынок 3.Реализация товаров:

(млн ДЕ)

В компании сформировалось 6 центров ответственности: 1 — произ­водственный отдел; 2 — отдел финансов (бухгалтерия); 3 — отдел снабже­ния (коммерческий); 4 — отдел кадров; 5 — отдел реализации продуктов питания; 6 — отдел исследования рынка и продвижения товара.

Структура административных (постоянных) расходов компании по центрам ответственности может быть представлена следующим образом:

______________________ (млн ДЕ)

Отделы 1,5,6 могут действовать обособленно как самостоятель­ные хозяйственные единицы. При этом весь товар, который продается. произведен отделом 1, продан отделу 5 по цене, которая на 15% меньше валовой выручки, полученной отделом 5. Отношение между валовой вы­ручкой и себестоимостью на производстве составляет 73%.

А. Используя минимальный уровень валовых доходов (10%), опре­делите сегменты деятельности и составьте отчет о прибыльности каждо­го сегмента при условии, что расходы на продвижение товара на рынке понесены самым крупным сегментом, по следующей схеме:

Прибыль

Б. Выделите наиболее перспективные отраслевые сегменты в каж­дом регионе и разместите их в зависимости от величины валового дохо­да (от большего к меньшему).

В. Составьте отчет о прибыли географических сегментов по ука­занной выше форме.

Г. Определите долю валовой выручки и долю прибыли для каждого географического сегмента.

Д. Как будет выглядеть отчет о прибыли для отделов 1 и 5 при усло­вии обособленности центров затрат?