logo
УЧЕБНИК-Шеремет

5.3. Анализ отклонений как средство контроля затрат. Гибкий бюджет

Важнейшей частью системы контроля над затратами является оценка деятельности подразделений, управляющих и организации в це­пом. Менеджеры производственных участков так же, как и руководите­ли, ответственные за оказание услуг и продажу товаров, постоянно сравнивают, что произошло (фактические затраты), с тем, что должно было произойти (планируемые или нормативные затраты). Как уже от­мечалось, разница между фактическими и нормативными или бюджет­ными (плановыми) затратами называется отклонением.

В предыдущем разделе мы рассматривали составление бюджета как процесс планирования. Сами бюджеты были статичными, поскольку они рассчитаны на один определенный уровень ожидаемых продаж или производства. Общий бюджет, включающий все периодические бюдже­ты, обычно разрабатывают для фиксированного прогнозируемого или нормативного уровня выпуска.

Для выполнения задач контроля, прежде чем анализировать от­клонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные следует скор­ректировать на соответствующий фактический выпуск. Этим целям слу­жит гибкий бюджет, часто называемый переменным, который обеспе­чивает прогнозные данные для разных уровней выпуска в диапазоне ре­левантности (пределах уровней деятельности). Гибкий бюджет четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими резуль­татами.

Рассмотрим использование гибкого бюджета для целей анализа и контроля на примере.

Пример. В таблице представлены фактические и бюджетные данные для компании ABC за 19Х3 г.