logo search
УЧЕБНИК-Шеремет

Отчет центра инвестиций

Центр инвестиций можно рассматривать как совокупность центра затрат и центра прибыли. Поэтому к нему в равной мере применимы те же учетно-аналитические инструменты (или их комбинации), что и к центрам ответственности первых двух видов. А так как в отношении центров инве­стиций часто делаются допущения, что они являются отдельными пред­приятиями, то обычно для каждого центра инвестиций подготавливаются традиционные финансовые отчеты предприятия.

Перед центральным аппаратом управления крупного децентрализо­ванного предприятия обычно стоит задача, как оценить и сравнить резуль­таты деятельности своих основных отделений (сегментов бизнеса), рас­сматриваемых в качестве центров инвестиций. Отделение, которое обладает большими активами, обычно зарабатывает больше по абсолют­ной величине, чем отделение с относительно небольшими активами. По­этому по абсолютным величинам прибыли нельзя сравнивать деятель­ность разных отделений. Чтобы измерить относительную эффективность работы отделений, предприятие, как правило, использует специальный аналитический показатель «возврат на активы» (Return on Assets

ROA)* или рентабельность активов. Принципиальная формула его рас­чета такова:

ROA = прибыль / активы.

* Часто этот показатель называют «возврат на вложения» (Return on InvestmentROI),однако последний имеет и второе значение, связанное с анализом проектов капи­тальных затрат и дисконтированием соответствующих денежных потоков, что может запутать читателя.

Хотя ROA прост в расчете, существует несколько альтернативных методов его исчисления. Главное их различие состоит в том, как опреде­ляются показатели «прибыль» и «активы».

Для оценки и сравнения результатов деятельности отделений в рас­чет часто принимаются следующие базы активов:

1) суммарные активы, непосредственно идентифицируемые с отде­лением;

2) операционные (используемые) активы: п. 1 минус незанятые ак­тивы; активы, купленные для будущего использования;

3) оборотный капитал (текущие активы минус текущие обязатель­ства) плюс другие активы (основные средства); при этом исключается часть текущих активов (оборотных средств), финансируемых кратко­срочными кредиторами.

Если ROA применяется для оценки деятельности менеджеров от­делений (что впоследствии служит основанием для их вознаграждения), то в качестве базы активов используют активы отделения, находящиеся под непосредственным контролем данного менеджера (контролируемые или управляемые активы).

Во всех случаях используются средние величины активов за период.

Серьезный вопрос — в какой оценке включать в расчет амортизиру­емые активы (здания, оборудование и др.). Возможны два варианта:

А. По чистой балансовой стоимости, т.е. за вычетом накопленного износа (остаточная стоимость).

Б. По полной первоначальной стоимости.

Аргументы за вариант А:

• согласуется с отражением активов в балансе;

• согласуется с расчетом прибыли отделения, включающим износ в издержки.

Аргументы против варианта А:

• позволяет ROA возрастать вместе с устарением активов;

• приобретение новых, замещающих активов может оказать отри­цательное воздействие на ROA.

Аргументы за вариант Б:

• исключает факторы возраста и методов износа, влияющие на ROA;

• позволяет заменять оборудование на новое с минимальным от­рицательным влиянием на ROA.

Аргументы против варианта Б:

• не согласуется ни с отчетом о прибыли, ни с балансом, так как игнорирует износ;

• включает двойной счет, так как первоначальная стоимость плюс возмещение этой стоимости (через износ) включены в общую величину активов; как следствие искажается величина ROA.

На практике большая часть предприятий используют в расчетах ROA остаточную стоимость.

Другая проблема связана с тем, что в условиях инфляции балансо­вые оценки (первоначальная и остаточная) долгосрочных активов не от­ражают их реальной стоимости. Если предприятие не использует всеобъ­емлющую систему учета инфляции, то выходом из такого положения может быть отражение некоторых активов по восстановительной стоимо­сти (стоимости замены), или стоимости возможной реализации, или же их пересчет на индекс общего уровня цен (или индексы цен отдельных акти­вов).

Для оценки и сравнения результатов деятельности отделений пока­затель прибыли в формуле ROA может определяться как:

1) операционная прибыль отделения (прибыль до выплаты процен­тов и налогов на прибыль), учитывающая распределенные на отделения операционные расходы предприятия в целом.

2) остаточный доход до косвенных издержек.

Если ROA служит для оценки менеджеров отделений, то следует использовать контролируемую прибыль (начиная с остаточного дохода до косвенных расходов и исключая любые затраты и поступления, не контролируемые данным менеджером).

Таким образом, один и тот же показатель рентабельности активов (ROA) может определяться по-разному. Предприятие может прибегнуть к одному из вариантов его расчета или параллельно к нескольким в зави­симости от того, какие цели и критерии выбирает высшее руководство. Если ROA берут для сравнения работы и рентабельности разных отделе­ний, необходимо применять единую методику определения составляю­щих «прибыли» и «активов». Для оценки конкретного менеджера отде­ления можно разработать индивидуальный ROA с учетом специфики ситуации.

Формулу ROA можно расширить и углубить по смыслу:

Первый множитель называют рентабельностью продаж (Return on SalesROS). Второй — оборотом активов (инвестированных акти­вов), или оборотом вложения. При первом взгляде на такую формулу ROA кажется, что величина продаж нейтральна, так как она появляется в качестве знаменателя в расчете рентабельности продаж и числителя — в расчете оборота активов. Математически можно исключить величину продаж. Однако так не делают по следующим причинам:

• это не отразит тот факт, что ROA есть функция двух переменных: рентабельности продаж и оборота активов;

• это не отразит тот факт, что изменение в объеме продаж влияет на рентабельность продаж, оборот активов и ROA, поскольку величина продаж связана с величиной прибыли и активов;

• рентабельность продаж и оборот активов сами по себе полезные показатели, которые можно отразить в отчетности.

Показатель ROS предпочитают предприятия с относительно низ­ким уровнем инвестиций в здания, оборудование и другие долгосрочные активы (по отношению к объему продаж). Например, основные японские торговые компании большее значение придают показателю рентабельно­сти продаж, чем показателю рентабельности активов. Эти компании имеют годовые обороты во много раз больше, чем их активы.

Нельзя сказать однозначно, что показатели рентабельности акти­вов и остаточной прибыли наилучшие из всех возможных с точки зрения оценки результатов деятельности центров инвестиций. Реальные оценки своих зарубежных отделений крупнейшими транснациональными ком­паниями (корпорациями) (ТНК) приведены в таблице.

Показатели отделений (центров инвестиций) крупнейших ТНК

Продолжение

Источник: Business International Corporation, Evaluating the Performance of International Operations.— New-York, 1989.

Таким образом, специальные плановые и фактические аналити­ческие показатели, рассчитываемые для оценки деятельности центров инвестиций, составляют третий уровень внутрихозяйственной (вну­трифирменной) управленческой отчетности в рамках системы учета по центрам ответственности.