17.2. Информация для стратегического планирования
Управленческий учет должен обеспечивать значимую для пользователей информацию о стратегии предприятия (текущие показатели изменений в стратегическом положении). Так, с точки зрения стратегического планирования прибыль рассматривается не как внутренний результат деятельности предприятия, а как внешний результат, т.е. каково положение этого предприятия относительно существующих и возможных конкурентов. Вследствие этого в стратегическом планировании и контроле внимание сосредотачивается на относительных данных о затратах, ценах, спросе, финансовом положении.
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ. Относительными будут затраты предприятия в сопоставлении с затратами конкурентов.
На практике трудно точно оценить затраты конкурентов, поскольку нет прямого доступа к необходимой информации. Однако некоторые сведения можно получить из открытой печати и общения с покупателями, поставщиками и другими лицами. Это, например, данные о численности персонала конкурента, приблизительных суммах его вознаграждения. Кроме того, можно рассчитать затраты конкурента на рекламу, так как расценки на нее по большей части известны. Собрав таким образом информацию, можно попытаться приблизительно вычислить совокупные затраты конкурентов. Там, где такие затраты нельзя оценить непосредственно, и применяются относительные показатели. Значит, представляя себе относительные организационные структуры, эффект масштаба и кривую роста производительности, характеристики товаров, преимущества географического положения и особенности инвестиций в новую технику и технологию, можно нарисовать достаточно точный «портрет» конкурента. Точность «изображения» увеличится, если изучать одновременно нескольких конкурентов. Информация об одном конкуренте может перепроверяться по информации о других конкурентах с целью проверки ее надежности. Оценка относительных затрат — процесс повторения аналогичных действий.
Преимущество в себестоимости по сравнению с конкурентами — только один измеритель относительных затрат. Другим является оценка возможности проникновения в отрасль конкурентов. Ограничителями доступа в отрасль служат эффект масштаба, товарная дифференциация, преимущества по абсолютной себестоимости и потребности в капитале. Предприятия, потенциально способные проникнуть в отрасль, в которой производство предполагает наличие необратимых затрат, должны нести затраты без гарантии их возмещения. Такая неопределенность возникает потому, что работающие предприятия уже понесли эти затраты и могут игнорировать их, принимая решения. Уже действующие предприятия могут остаться в отрасли при условии, что они рассчитывают на покрытие своих средних переменных затрат. Напротив, новые предприятия могут вступить в конкурентную борьбу, только если они рассчитывают на возмещение всех своих затрат, включая и те, которые существующие предприятия рассматривают как необратимые.
Знание динамики затрат обеспечит хорошую оценку относительных затрат для принятия стратегических решений.
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ СПРОС. Анализ цен и спроса без учета действий конкурентов (например, предложения новых товаров, инвестиций в новые технологии и т.д.) вряд ли будет точным. Так, для правильной интерпретации показателей реализации первостепенное значение имеет знание отрасли. Стратегическая роль управленческого учета в этом случае состоит в повседневном обеспечении лиц, принимающих решения, информацией, касающейся относительных цен и спроса.
Конкуренты могут использовать политику ценообразования для захвата доли рынка или получения более высоких прибылей. Здесь требуется определить тенденции изменения цен во времени, потому что значительные изменения прибылей конкурентов часто являются последним звеном цепочки небольших колебаний в течение многих лет. Если анализ относительных затрат требует навыка и некоторой доли творческой фантазии, то сбор информации о ценах конкурентов относительно прост. Если конкуренты продают больше чем один товар, то можно рассчитать индекс цен конкурентов. Точность вычислений перепроверяется по суммарным доходам.
Что касается спроса, то оценка доли рынка, своей и конкурента,— один из наиболее очевидных шагов в его изучении. Доля рынка является показателем связи между прибылью отдельного периода и долгосрочной прибылью. Изменения доли рынка указывают на степень, в которой предприятие укрепило или утратило свою позицию. Однако следует помнить, что упрощенное толкование данных о рыночной доле мало что говорит о размере, структуре и продолжительности ожидаемого спроса.
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. В учебной литературе редко встречается подтверждение роли информации о финансовом положении предприятия как основы определения стратегической позиции. Однако очевидно, что доступ к более дешевым финансовым ресурсам и гибкость как следствие высокой ликвидности могут дать предприятию основательные и измеримые конкурентные преимущества.
ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА. Стратегические решения в идеале должны приниматься на основании оценки их воздействия на конкуренцию вплоть до прогноза изменений доли рынка и прибыльности на протяжении длительного периода. Структура этих изменений в очень большой степени зависит от ресурсов ликвидности конкурентов.
Зачастую считается, что решения о выпуске новой продукции, проникновении на новые рынки, приобретении новых предприятий и т.д. оцениваются нг.основании показателя чистой текущей стоимости, скорректированного на риск. Поэтому сторонники такой позиции считают, что прибыль дают сами инвестиции, воспринимаемые как материальные активы. Конкуренция при этом не учитывается. Экономическая реальность — другое дело. Надежность прибыли зависит от выгодности стратегического положения предприятия. Инвестиции в увеличение и расширение сферы реализации должны предполагать изменение конкурентоспособности; именно это изменение должно быть объектом анализа инвестиций. Анализ инвестиций проводится разными методами, например путем моделирования взаимосвязей спроса, долей рынка, уровней инвестиций, ликвидности и возможности мобилизации средств.
Стратегическое планирование и управленческий контроль опираются на рыночный управленческий учет. В отличие от традиционных методов управленческого учета, которые предназначаются для анализа прибыльности продукции, стратегический управленческий учет формирует информацию и о прибыльности клиентов.
При таком подходе клиентов оценивают по большому числу показателей доходов и затрат и, следовательно, прибыльности, например, по:
• дифференцированным продажным ценам, специальным льготам, скидкам и возвратам переплаты;
• предпочтительным условиям кредитования и скидок при окончательном расчете;
• различным размерам заказов, обусловливающим разные затраты на обработку, хранение, реализацию и т.д.;
• вариантам конструкции изделий, удовлетворяющим требования клиентов;
• требованиям к доставке;
• условиям послепродажного обслуживания (технического обеспечения), гарантиям и т.д.;
• затратам на сбыт и рекламу, необходимым для обслуживания клиента.
Анализ информации о клиентах по перечисленным критериям необходим, чтобы можно было ответить на следующие вопросы:
• удовлетворяет ли продажа продукции данному предприятию нашим критериям прибыльности? удовлетворяла ли когда-либо? может ли удовлетворить когда-либо? если да, то как?
• какой клиент или сегмент рынка делает самый большой вклад в наши прибыли? как лучше всего мы можем его защитить?
• какие максимальные скидки или наборы послепродажных услуг мы готовы предложить в следующем раунде переговоров?
• приносят ли прибыль наши самые большие счета, или преимущества объема поглощаются затратами на рекламную деятельность, распространение и скидки?
• следует ли нам отказаться от клиента или группы клиентов?
Пример. Компания-производитель садового инвентаря продает свою продукцию разным группам клиентов, в том числе магазинам D.Y.I, и сетям супермаркетов. Система управленческого учета компании обеспечивала информацию о прибыльности ее продукции. Недавно компания начала анализировать информацию о прибыльности клиентов. Оказалось, что различий гораздо больше, чем предполагалось,— не только между группами клиентов, но и между клиентами одной группы. Сравнение двух самых крупных клиентов компании приведено в таблице.
Анализ показывает, что чистая прибыль, полученная за счет клиента У значительно меньше, чем полученная за счет клиента х. Результаты анализа заставляют компанию пересмотреть ее политику относительно минимального размера заказа, скидок с количества, условий кредитования клиентов и условий торговли.
Прибыльность от клиента или группы клиентов можно определить как суммарный, доход от клиента или группы клиентов за вычетом всех затрат, понесенных при обслуживании этого клиента или группы клиентов.
Предприятия, составляющие отчетность на основе показателей прибыльности от клиента, всегда будут заинтересованы в прибыльности продукции. Это предполагает необходимость обеспечения компьютерной базы данных, которая позволяет анализировать исходные данные в отчетах как о прибыльности от клиента, так и о прибыльности продукции.
Если учетная система позволяет измерять только затраты, то внимание руководства и персонала фокусируется исключительно на затратах в ущерб всему диапазону сбытовых, управленческих и стратегических факторов. Ясно, что в задачи исследования проблем сбыта входит обеспечение предприятия информацией о том, как покупатели оценивают предприятие и его товары относительно конкурентов. Поэтому управленческий учет может играть большую роль в предоставлении повседневных нефинансовых показателей эффективности (внутренних факторов), касающихся, например, нововведений и производственного процесса. Эти показатели важны для достижения успеха на рынке.
Последние исследования, проведенные в преуспевающих японских компаниях, выявили десять главных критериев эффективности производственной деятельности. Перечислим их по степени значимости:
1. Время подготовки к производству.
2. Производительность труда производственных рабочих.
3. Оборачиваемость незавершенного производства.
4. Качество поступающего сырья.
5. Время реализации.
6. Производительность вспомогательного персонала.
7. Потребление материалов.
8. Оборачиваемость готовой продукции.
9. Точность учета запасов.
10. Прогулы.
Характерно, что ни один из этих критериев не является показателем затрат. Японские компании фокусировали внимание на гибкой системе удовлетворения потребностей клиентов. Это четко просматривается в выборе продолжительности времени подготовки к производству как самого важного критерия. Если время подготовки можно уменьшить, то компания будет быстрее реагировать на изменения потребительского спроса.
По результатам аналогичного исследования, проведенного в Великобритании, напротив, первое место в списке основных критериев заняли удельные производственные затраты, затраты на сырье и накладные расходы.
В дальнейшем японские компании намерены основное внимание уделить таким показателям, как гибкость производства, нововведения и цена. Результаты анализа этих показателей обеспечат четкое логическое обоснование выбора нефинансовых факторов повышения эффективности деятельности.
- Серия «академия бухгалтера и менеджера» Управленческий учет
- Москва ид фбк пресс
- О серии «академия бухгалтера и менеджера»
- Карел Ван Хюлле
- 1.1. Сущность и назначение управленческого учета
- 1.2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета
- Обязательность ведения учета
- Цель ведения учета
- Пользователи информации
- Базисная структура
- Основные правила
- Привязки ко времени
- Объект отчетности
- Ответственность за правильность ведения учета
- Сходные характеристики управленческого и финансового учета
- 1.3. Виды информации для управленческого учета
- 1.4. Организационные аспекты управленческого учета
- Основные факторы выбора подсистемы управленческого учета и признаки классификации этих подсистем
- 2. Классификация и поведение затрат
- 2.1. Характеристика и классификация затрат
- Классификация затрат в зависимости от группировочных признаков
- Основные затраты и накладные расходы
- Переменные затраты
- Постоянные затраты
- Полупеременные затраты
- Другие виды затрат
- Примеры переменных, постоянных и полупеременных затрат
- 2.2. Производственные мощности
- Теоретическая мощность
- Практическая мощность
- Нормальная мощность
- 2.3. Линейная зависимость и релевантные уровни
- Часы использования компьютера Человеко-часы
- Линейная аппроксимация и релевантный уровень
- Постоянные общепроизводственные затраты
- 2.4. Элементы производственных затрат
- Прямые материальные затраты
- Прямые трудовые затраты
- Общепроизводственные расходы
- 2.5. Себестоимость продукции и расходы отчетного периода
- Определение затрат на продукт
- Определение полной себестоимости продукции
- 2.6. Анализ «затраты — объем — прибыль»
- Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»
- Анализ величин в критической точке
- Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»
- Оптимальная цена
- Маржинальная прибыль
- Планирование прибыли
- Допущения анализа «затраты — объем — прибыль»
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 3. Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции
- 3.1. Распределение затрат
- Финансовый отчет при использовании метода полного включения затрат
- Финансовый отчет при использовании метода включения переменных затрат («директ-костинг»)
- 3.2. Позаказный метод калькулирования себестоимости
- Материалы
- Затраты на оплату труда
- Общепроизводственные расходы
- Учет готовой продукции
- Учет реализованной продукции
- Корректировка не полностью или излишне списанных общепроизводственных расходов
- Взаимосвязь синтетических счетов при позаказном методе калькулирования себестоимости
- 3.3. Попроцессный метод калькулирования себестоимости
- Особенности попроцессного метода калькулирования себестоимости
- Условная единица продукции
- Методы усреднения и фифо
- Применение попроцессного метода
- Расчет условного объема производства продукции
- Расчет себестоимости единицы продукции
- Итоговая себестоимость
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 4. Планирование
- 4.1. Основы планирования
- 4.2. Программирование
- Текущие программы
- Предлагаемые новые программы
- Формальная система программирования
- 4.3. Бюджетное планирование
- Функции бюджета
- 4.4. Общий бюджет
- Оперативный бюджет
- Финансовый бюджет
- Общий бюджет
- 4.5. Смета (бюджет) денежных средств
- Структура и задачи сметы (бюджета) денежных средств
- Взаимосвязь общего бюджета и сметы (бюджета) денежных средств
- Смета (бюджет) денежных средств компании лвс на 31 декабря 19х1 г.
- Трудности планирования объема продаж
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- Сколько денег получено от продаж в кредит в сентябре?
- Какую сумму необходимо дополнительно привлечь в бюджетном периоде?
- 5. Нормативный учет и анализ отклонений
- 5.1. Понятие нормативных затрат и система «стандарт-пост»
- Нормативные затраты основных материалов
- Нормативные прямые затраты труда
- Общепроизводственные нормативные расходы
- 5.2. Использование нормативов затрат в калькулировании себестоимости продукции
- 5.3. Анализ отклонений как средство контроля затрат. Гибкий бюджет
- Анализ выполнения плана Компания abc Отчет о выполнении бюджета за год на 31 декабря 19х3 г.
- Анализ выполнения плана с использованием гибкого бюджета Компания лвс. Отчет о выполнении бюджета за год на 31 декабря 19х3 г.
- 5.4. Вычисление отклонений и их анализ
- Техника управления по отклонениям
- Отклонения затрат основных материалов
- Анализ отклонений по основным материалам
- Отклонения прямых трудовых затрат
- Анализ отклонений прямых трудовых затрат
- Отклонения общепроизводственных расходов
- 5.5. Запись отклонений в учетных регистрах
- Проводки для операций по приобретению и использованию основных материалов
- Проводки для операций, связанных с учетом труда и заработной платы
- Распределение общепроизводственных расходов
- Оприходование готовой продукции
- Реализация готовой продукции
- Закрытие счетов отклонений в конце периода
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- СплавШ 7де за1кг
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 6. Управленческие решения
- 6.1. Процесс принятия управленческих решений
- Определение целей и задач
- Поиск альтернативных курсов (вариантов) действий
- Выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов
- Осуществление выбранного варианта
- Сравнение полученных и планируемых результатов
- 6.2. Примеры принятия управленческих решений
- 6.3. Анализ «затраты — объем — прибыль» в процессе принятия решения
- Принятие решения о прекращении или продолжении работы с группой товаров
- Принятие решения о комплектующих изделиях
- Принять или отклонить специальный заказ
- 6.4. Принятие решения об инвестировании средств организации в реальные проекты
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 7. Анализ эффективности деятельности организации
- 7.1. Место анализа хозяйственной деятельности в управленческом учете и управлении организацией Субъекты анализа и их цели
- Характеристика основных интересов и целей анализа хозяйственной деятельности участников коммерческого дела
- Направления анализа хозяйственной деятельности
- Направления управленческого и финансового анализа хозяйственной деятельности организации
- 7.2. Информационная база управленческого анализа эффективности хозяйственной деятельности
- Комплексный анализ
- 7.3. Качественный анализ эффективности хозяйственной деятельности
- Факторы, показатели и конечные результаты интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности
- Классификация факторов экстенсивного и интенсивного развития производства
- 7.4. Количественный анализ эффективности хозяйственной деятельности
- Расчет показателей интенсификации использования ресурсов по предприятию за 2 года
- Сводный анализ показателей интенсификации
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- Частьii. Практика ведения управленческого учёта введение. Организационные аспекты управленческого учета
- Перечень счетов финансового и управленческого учета для варианта 1
- Перечень хозяйственных операций
- В управленческой и финансовой бухгалтерии для варианта 1
- 8. Хозяйственный механизм коммерческой организации
- 8.1. Принципы рыночной экономики и роль коммерческой организации в обществе
- 8.2. Цель и функции коммерческого предприятия и их информационное обеспечение
- Упрощенная схема организационной структуры компании обрабатывающей промышленности сша
- Пользователи бухгалтерской информации в сша
- 8.3. Модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли
- Модель хозяйственного механизма коммерческого предприятия, основанная на налогообложении прибыли
- 8.4. Формы организаций (предприятий) в России
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 9. Экономический анализ как база принятия управленческих решений
- 9.1. Управленческий учет и отчетность как база управленческого анализа
- 9.2. Виды управленческого анализа и их роль в управлении производством
- Информационные связи между управляющей и управляемой подсистемами системы управления
- Экономический анализ деятельности предприятия
- 9.3. Перспективный анализ и стратегические решения Сущность, цели и задачи перспективного анализа
- Соотношение перспективного и ретроспективного анализа
- Методы перспективного анализа
- 9.4. Оперативный анализ и тактические решения
- Выполнение оперативного финансового плана предприятия
- Выполнение оперативного финансового плана предприятия
- 9.5. Текущий анализ и контроль хозяйственной деятельности
- Нормативы затрат на единицу изделия
- Расчет производственной программы расхода материала и трудовых затрат
- Оперативный анализ выполнения производственной программы
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 10. Система комплексного анализа деятельности предприятия
- 10.1. Системный подход к анализу экономики предприятия
- 10.2. Система формирования экономических показателей как пример качественных (эвристических) методов анализа
- Формирование финансовых показателей в условиях рыночной экономики
- 10.3. Классификация факторов эффективности хозяйственной деятельности и резервов ее повышения
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 11. Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений
- 11.1. Общая характеристика и классификация количественных методов анализа
- Примерная классификация экономико-математических методов в анализе хозяйственной деятельности
- 11.2. Детерминированное моделирование факторных систем хозяйственной деятельности
- 1. Аддитивные модели:
- 11.3. Методы количественной оценки влияния факторов на результативный показатель
- 11.4. Стохастическое моделирование факторных систем хозяйственной деятельности
- 11.5. Корреляционно-регрессионный анализ
- 11.6. Методы комплексной оценки хозяйственной деятельности
- Выполнение плана по основным показателям деятельности предприятий ао
- Показатели комплексной оценки при расчете по различным методам для предприятий ао
- Приложение 1. Домашние упражнения
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 12. Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
- 12.1. Сущность инвестиционных решений
- 12.2. Информационное обеспечение инвестиционных решений
- 12.3. Подготовка бизнес-плана инвестиционного проекта
- 12.4. Анализ эффективности инвестиций
- Статические методы оценки эффективности инвестиций
- Динамические методы оценки эффективности инвестиций
- 12.5. Оценка эффективности инвестиций. Анализ рисков
- Качественный анализ эффективности инвестиций
- Количественный анализ эффективности инвестиций
- 12.6. Анализ критериев эффективности инвестиций
- Приложение 1. Домашнее упражнение
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 13. Принятие ценовых решений
- 13.1. Ценовая политика
- 13.2. Концепция ценообразования с позиций микроэкономики
- 13.3.Факторы, влияющие на ценовые решения
- 13.4. Методы ценообразования
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Переменные производственные затраты 1 530 000
- Прямые трудовые затраты 425 000
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 14. Использование данных бухгалтерского учета и отчетности для принятия краткосрочных решений
- 14.1. Методы учета полных и переменных затрат для принятия управленческих решений
- 14.2. Влияние метода учета затрат на величину себестоимости
- 14.3. Отчет о прибылях и убытках при маржинальном подходе
- 14.4. Приростный анализ в принятии краткосрочных решений
- Приложение 1. Домашние упражнения
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 15. Принятие решений в оперативном управлении
- 15.1. Релевантный подход в управлении
- 15.2. Релевантный подход к типичным хозяйственным ситуациям Специальный заказ
- Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора
- Решения о прекращении деятельности неприбыльного сегмента
- Приростный анализ выручки и затрат вред приятия abc
- Решение купить или производить самим
- Модернизация оборудования
- Приложение 1. Домашние упражнения
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 16. Модели линейного программирования в управленческом учете
- 16.1. Предположения, лежащие в основе модели линейного программирования
- 16.2. Этапы решения проблемы линейного программирования
- 16.3. Метод проб и ошибок и графический метод в определении оптимального решения
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Домашние упражнения
- Приложение 3. Вопросы для самопроверки
- 17. Стратегическое планирование и управленческий контроль
- 17.1. Условия и элементы стратегического анализа
- 17.2. Информация для стратегического планирования
- 17.3. Управленческий контроль Сфера управленческого контроля*
- Процесс управленческого контроля
- Субъективные факторы управленческого контроля
- Основные причины возникновения некачественной первичной информации
- Характеристика отклонений в процессе производства и функции контроля в их выявлении и оценке
- Процедуры первичного контроля
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 18. Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- 18.1. Понятие и виды отчетности
- 18.2. Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета
- Объективная необходимость децентрализации управления
- Организационная структура предприятия
- Учет и отчетность по центрам ответственности
- 18.3. Отчетность по уровням управления Отчет об исполнении сметы центром затрат
- Отчет центра прибыли
- Отчет центра инвестиций
- 18.4. Отчетность по сегментам бизнеса Сегменты бизнеса и их виды
- Отчетность об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса
- 18.5. Пользователи внутрихозяйственной отчетности и периоды ее представления
- 18.6. Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности Функции трансфертных цен
- Методы исчисления трансфертных цен
- 18.7. Предпосылки адаптации опыта западных фирм по системе внутрихозяйственной отчетности к условиям предприятий России
- Приложение 1. Хозяйственная ситуация
- Приложение 2. Вопросы для самопроверки
- 19. Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии
- 19.1. Бухгалтерские счета и двойная запись
- 19.2. Учетные регистры
- Мемориально-ордерная форма учета
- Журнально-ордерная форма учета
- Журнал-Главная
- 19.3. Основные информационные потоки Учет расчетов с персоналом по оплате труда
- Учет основных средств
- Учет производственных запасов
- Общая схема учета затрат на производство
- Учет реализации продукции (работ, услуг)
- 19.4. Компьютерные технологии бухгалтерского учета
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- 20. Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике
- 20.1. «Директ-костинг» как важнейшая подсистема управленческого учета
- 20.2. Управленческий учет и контроллинг. Проблемы терминологии
- 20.3. Учетная политика предприятия Элементы учетной политики и управленческий учет
- Учетная политика и система «директ-костинг»
- Учетная политика и система «стандарт-кост»
- 20.4. Применение элементов управленческого учета в теории и практике российского учета План счетов и управленческий учет
- Пути применения системы «директ-костинг»
- Управленческий учет и калькулирование себестоимости
- 20.5. Задачи внедрения управленческого учета в России
- Приложение. Вопросы для самопроверки
- Содержание
- Часть I. Базовый курс 4
- 1. Сущность и организация управленческого учета 4
- 2. Классификация и поведение затрат 12
- 3. Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции 28
- 4. Планирование 41
- 5. Нормативный учет и анализ отклонений 55
- 6. Управленческие решения 69
- 7. Анализ эффективности деятельности организации 81
- Часть II. Практика ведения управленческого учёта 93
- 8. Хозяйственный механизм коммерческой организации 99
- 9. Экономический анализ как база принятия управленческих решений 110
- 10. Система комплексного анализа деятельности предприятия 128
- 11. Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений 138
- 12. Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений 160
- 13. Принятие ценовых решений 173
- 18. Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса 225
- 19. Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии 246
- 20. Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике 260