logo search
УЧЕБНИК-Шеремет

Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора

При формировании производственной программы в условиях ог­раниченных производственных мощностей, например человеко-часов или машино-часов, часто приходится выбирать определенные виды про­дукции (услуги, заказы), которые приносят наибольшую прибыль. Для определения, какой продукт производить (продавать) с целью максими­зации прибыли, полезно, как мы уже говорили, использовать маржи­нальный подход. Сначала следует определить маржинальную прибыль для каждого продукта, а затем рассчитать маржинальную прибыль на единицу ограниченного ресурса.

Пример. Компания выпускает два вида продукции—Х и У. Исходные данные:

* Рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к выручке от реали­зации (в данном случае в расчете на единицу — как отношение удельной маржи­нальной прибыли к цене за единицу).

Из таблицы видно, что продукт У приносит большую маржиналь­ную прибыль, следовательно, именно его мы должны запустить в произ­водство. Однако если известно, что производственная мощность ограни­чена 1000 машино-ч и что за один час можно произвести 4 ед. продуктах или 1 ед. продукта У, необходимо продолжить анализ с учетом информа­ции о лимитирующем факторе. В данном случае это машино-часы.

Теперь ясно, что следует выбрать продукт X, так как при его производ­стве достигается ббльшая маржинальная прибыль на единицу лимитирую­щего фактора. Таким образом, критерием максимизации прибыли компании в условиях ограниченных ресурсов является наибольшая маржинальная прибыль на единицу этих ресурсов.

Во многих случаях на практике действует не один, а несколько ли­митирующих факторов. Тогда задача максимизации прибыли или мини­мизации затрат решается при помощи линейного программирования. Модели линейного программирования в управленческом учете рассмо­трены в следующей главе.

Определение и анализ структуры продаж (ассортимента произво­димой продукции) в условиях ограниченных ресурсов означает опреде­ление наиболее прибыльной комбинации продуктов или услуг в случае, когда предприятие производит более чем один продукт или оказывает более чем одну услугу. Для принятия решений в таких ситуациях успеш­но используется маржинальный подход, причем, как мы видели, сначала необходимо определить маржинальную прибыль по каждому продукту (услуге), а затем маржинальную прибыль на единицу производственной мощности или другого ограниченного ресурса. Завершив этот этап ана­лиза, руководство должно изучить рынок по этому виду продукта (услу­ге), чтобы определить верхние пределы спроса на этот наиболее выгод­ный продукт (услугу), после чего принять окончательное решение.

Близко связанной с анализом структуры продаж (оптимального ас­сортимента) является проблема элиминирования неприбыльной произ­водственной линии, услуги или целого подразделения предприятия. Хотя в обеих задачах может использоваться маржинальный подход, цели их анализа различны. Если в первом случае цель — максимизация прибыли в условиях ограниченных ресурсов, то во втором акцент переносится на исключение неприбыльной производственной линии или сегмента пред­приятия.