logo search
УЧЕБНИК-Шеремет

Пути применения системы «директ-костинг»

Как уже подчеркивалось, новая учетная методология предоставля­ет принципиальную возможность использовать элементы западной сис­темы «директ-костинг», суть которой заключается в раздельном учете прямых (переменных, производственных) и периодических (постоянных) затрат и калькулировании неполной (ограниченной) себестоимости. От­дельным вопросом, требующим в перспективе самостоятельной поста­новки и решения, является вопрос о том, на каких предприятиях целесо­образно организовывать управленческий учет с элементами системы «директ-костинг».

Не проводя специальных исследований, можно сделать некоторые выводы о границах применения элементов «директ-костинга» в конкрет­ных условиях переходного этапа российской экономики.

Выделим два преимущества «директ-костинга»: снижение трудоем­кости, упрощение учета и посредством иного подхода к калькулирова­нию — дополнительные аналитические возможности.

Первое преимущество реализуется в организации учета на малых предприятиях.

Вторая особенность, которая, по сути дела, при практической реали­зации «директ-костинга» как бы исключает первую, — это создание само­стоятельной системы управленческого учета, необходимой в условиях рынка, на средних и крупных, со сложной внутренней структурой, крупно­серийным и массовым типом производства предприятиях, т.е. создание внутренней системы управления себестоимостью, что само по себе до­статочно дорого и под силу только мощным и с финансовой точки зрения устойчивым предприятиям.

Выбор варианта организации учета затрат и результатов должен уже сегодня входить в компетенцию администрации и определяться це­лями и задачами предприятия на данный момент. В настоящее время ре­шающее влияние на выбор варианта и обоснование учетной политики, на наш взгляд, должны оказывать такие факторы, как внешние условия функционирования предприятия, форма собственности и организацион­но-правовая форма; размеры предприятия, объемы и виды деятельно­сти; налоги и налоговые льготы; стратегические цели и задачи фирмы; степень компьютеризации финансово-хозяйственной работы; уровень компетентности и образованности кадров.