logo search
УЧЕБНИК-Шеремет

Организационная структура предприятия

Организационная структура предприятия может быть определена как совокупность линий ответственности внутри предприятия. Таким об­разом, организационная структура обычно представляет собой пирами­ду, где менеджеры нижних уровней подотчетны менеджерам верхних уровней. Линиям ответственности соответствует движение информации (в частности,отчетности).

В последние десятилетия появилась тенденция организации струк­туры крупных предприятий не по традиционному функциональному принципу (маркетинг, финансы, снабжение, производство, отгрузка), а по линиям продукции, каждая из которых группируется вокруг произ­водства определенного типа продуктов или услуг и включает необходи­мые функциональные службы. Эта тенденция обусловила введение во внутрифирменное управление, в том числе в управленческий учет, нового понятия — «сегмент бизнеса» как части предприятия, работаю­щей на внешнего потребителя или представляющей относительно само­стоятельное структурное подразделение. Применительно к такому под­разделению от предприятия могут быть выделены активы и результаты операций по основной и прочей деятельности в целях формирования фи­нансовой отчетности. Другими терминами, часто используемыми отно­сительно структурных единиц предприятия, являются «отделения» (вну­тренние единицы самого высокого уровня) и «подразделения» (единицы более низких уровней). Децентрализация управления требует более формализованного подхода к организационной структуре предприятия, охватывающей все структурные единицы сверху донизу и определяю­щей место каждой структурной единицы (подразделения, отделения, сегмента) с точки зрения делегирования ей определенных полномочий и ответственности. Таким обобщающим понятием стал «центр ответствен­ности». В результате организационную структуру современного пред­приятия можно рассматривать как совокупность различных центров от­ветственности, связанных линиями ответственности. Бухгалтерская сис­тема, которая в рамках такой структуры обеспечивает отражение, накопление, анализ и предоставление информации о затратах и результатах и позво­ляет оценивать и контролировать результаты деятельности структурных единиц и конкретных менеджеров, называется учетом по центрам от­ветственности.