Учетный порядок
Материалы, в отличие от основных средств и МБП, используются в производственном процессе однократно и полностью переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию.
Отпуск материалов в производство оформляется расходными документами, которые отражают отпуск материалов на производственные нужды, хозяйственные нужды, реализацию на сторону излишков материалов.
К расходным документам относится лимитно-заборная карта, которая выписывается на одну или несколько материальных позиций, относящихся к одному виду производственных затрат. Карта выписывается в двух экземплярах, один из которых передается в цех, другой - на склад. В обеих картах делаются записи на каждый отпуск материала с указанием даты отпуска. На каждую дату отпуска выводится остаток неиспользованного лимита.
По использовании лимита и по окончании отчетного месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию. На их основании в учете отражаются хозяйственные операции по отпуску материалов в производство.
По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, неиспользованных в производстве (возвращенных из производства). При этом составление дополнительных документов не требуется.
Помимо лимитно-заборных карт для оформления отпуска материалов в производство может использоваться документ "Требование-накладная". Как правило, накладные используются для однократного отпуска материалов на хозяйственные и прочие нужды. При оформлении отпуска материалов в производство накладными, кладовщик делает запись о списании в карточке учета материалов, а накладные передаются в бухгалтерию для отражения хозяйственных операций по движению материальных ценностей.
При отпуске материалов делается запись в дебет счета производственных затрат и кредит счета 20 "Материалы". Также следует помнить, что на счетах производственных затрат ведется аналитический учет по статьям затрат. В этой связи списание стоимости материалов производится на конкретную статью.
При вводе подобных операций возникает вопрос: как оценить стоимость материала, отпущенного в производство?
Проблема оценки стоимости материалов встает из-за того, что в течение одного отчетного периода расходуются материалы, поступившие в разное время по разным ценам. Как оценить стоимость отпущенного материала, если за отчетный период он поступал по разным ценам?
Убедимся в том, что такая проблема существует в рассматриваемом нами примере. Для этого сформируем карточку субконто "Материалы" для материала "Плита ДСП 1.0x0.6". Сформированная ведомость будет иметь вид, показанный на рис. 19-1.
Рис. 19-1. Сведения о поступлении материала "Плита ДСП 1.0x0.6"
Как видно из ведомости, имели место два прихода данного материала на склад 02.08.2003 и 12.08.2003. Оприходование материала производилось по разным ценам.
02.08.2003 оприходовано 360 единиц материальных ценностей на сумму 2880.00 грн., соответственно цена единицы материала составила 2880 : 360 = 8.00 грн.
12.08.2002 оприходовано 100 единиц материальных ценностей на сумму 900.00 грн., кроме того учтены транспортно заготовительные расходы в размере 85.71 грн., которые включены в себестоимость заготовления материалов, соответственно цена единицы материала составила (900+85.71) : 100 = 9.86 грн.
Существует несколько различных методик оценки в учете стоимости материалов. Наиболее распространенные из них:
1. по ценам от самых последних партий поставок, по мере их исчерпания, к ценам предшествующих поставок ("последним пришел первым израсходован", английское сокращение ЫРО);
по ценам самых первых партий поставок, а по мере ихисчерпания - ценам последующих поставок ("первым пришел -первым израсходован", английское сокращение ПРО);
по средней стоимости (английский термин - Ауега§е).
Так, при использовании методики ЫРО, отпуск материалов в производство сначала должен производиться по цене 9.86 грн. за единицу материальной ценности до тех пор, пока не исчерпается запас этой партии (100 шт.), затем - по 8.00 грн. за единицу, пока не исчерпается и эта партия (360 шт.) и т.д. Кроме того, если за этот период появятся новые поставки таких же материалов, то они становятся первыми в очереди на расходование по ценам их приобретения, а расходование неизрасходованных партий всех ранних поставок откладывается
Методика ПРО" - прямая противоположность ЫРО. При ее использовании первоначально должна отпускаться партия по 8.00 грн. за 1 шт. до полного расходования этой партии - 360 шт. Следующие 100 шт. отпускаются по цене 9.86 грн. за 1 шт. и т.д. Новые поставки "встают" в конец очереди на отпуск.
Методика отпуска по средней цене может быть реализована различными путями.
При ручном учете обычно оприходование и отпуск материалов в течение месяца выполняется по единой учетной цене. Отклонения фактической стоимости от учетной в течение месяца накапливаются на отдельном счете, а в конце равномерно распределяются (добавляются или отнимаются) по соответствующим счетам производственных затрат.
Данная методика являлась традиционной для отечественной практики, хотя при компьютерном учете методика расчета стоимости материала по средней цене может быть реализована иначе.
Вернемся еще раз к данным ведомости "Карточка субконто" (рис. 19-1). В графе "Дебет" видим не только, на какую сумму поступал материал, но и в каком количестве, так как на счете 20 ведется количественный учет. В последней графе видим текущее сальдо (остаток) в стоимостном и натуральном выражении.
На основе этих данных несложно вычислить среднюю цену как отношение общей стоимости материала к его количеству.
После первого прихода 02.08.2003 средняя цена составляет:
2880 : 360 = 8.00 грн. за единицу.
После второго прихода средняя цена составит:
3865.72 : 460 = 8.40 грн. за единицу.
386
Как видим, средняя цена изменяется при закупке очередной партии материала по новой цене и рассчитывается путем деления конечного остатка материала в стоимостном выражении на конечный остаток в количественном выражении. Исходные данные для расчета средней цены можно получить также в оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.
Если данную ведомость сформировать для всех субконто, то в графе "Сальдо на конец периода" сразу же увидим стоимостной и количественный остатки по каждому материалу.
В типовой конфигурации на всех субсчетах счета 20 предусмотрено ведение аналитического учета по местам хранения материальных ценностей (по складам).
Обор отно-сальдова в1дом1сть по рахунку: 201
М1сця збер!гання; ПартГГ; ТМЦ:ПпитаДСП 1.0*0.6
за 3 Квартал 2003 р.
Субконто | Сальдо на початок періоду | Обороти за першд | Сальдо на к!нець пев'юач | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
I склад материалов Юл-ть | •В^В |
| 2,880.00 360.000 |
| 2,88000 360.000 |
|
ги-осооооз(оговл1) Юл-ть |
|
| 2,880.00 360.000 |
| 2,880.00 360.000 |
|
г склад материапов К1л-ть |
|
| 985.71 100000 |
| 98571 100.000 |
|
ПН-0000009С12.08.01) К1л-ть |
|
| 985.71 100.000 |
| 985.71 100.000 |
|
Ремы ро игорную |
|
|
|
| 3,»64.71 461.Ш |
|
>«ЮМ Илыйс» |
|
| 3,8(5.71 «0.1» |
| 3,»Б5.71 «».М |
|
Рис. 19-2. Сведения о поступлении материала "Плита ДСП 1.0x0.6" в разрезе субконто "Места хранения"
Особенности расчета себестоимости материалов при ведении аналитического учета по местам хранения. Обратим внимание на то, что при расчете себестоимости материальных ценностей, цена материалов, сложившаяся в целом по предприятию, может не совпасть с ценой, сложившейся по складу. Однако если предусмотрен аналитический учет в разрезе складов, то списание материалов по средней стоимости производится с каждого склада. Это неминуемо приведет к тому, что на счете 20 на аналитических счетах будут неверные остатки в стоимостном выражении.
Поясним данное обстоятельство, обратившись еще раз к нашему примеру по поводу поступления материала "Плита ДСП 1.0x0.6".
После первой операции прихода от 02.08.2003 на счете 201 (по складу № 1) будет учтен поступивший материал в количестве 360 шт. на сумму 2880 грн. Соответственно на данный момент средневзвешенная цена материала по предприятию составит 8.00 грн.
После второй операции прихода от 12.08.2003 на счете 201 (по складу № 2) будет учтен поступивший материал в количестве 100 шт. на сумму 986 грн. Причем средневзвешенная цена материала по предприятию составит 8 грн. 40 коп.
Таким образом, если 15.08.2003 произвести отпуск 100 единиц материала со склада № 2, то согласно выбранной методике стоимость отпущенного материала составит 100 х 8.40 = 840.00 грн. В результате отражения данной операции в учете, окажется, что на счете 201 по складу 2 остаток в натуральном выражении равен нулю, поскольку весь поступивший материал отпущен, но имеется стоимостной остаток в размере 986 - 840 = 146.00 грн. То есть, счет 201 (по субконто склад № 2) в натуральном выражении закрывается, но в стоимостном выражении имеет остаток.
Реализация в компьютерной бухгалтерии
Вопросы настройки плана счетов и справочной информации, относящиеся к учету материальных ценностей, были рассмотрены ранее в главе, посвященной приобретению материальных ценностей. В связи с этим, не станем повторно останавливаться на них и обратимся к средствам автоматизации операций по отпуску материалов в производство.
Средства автоматизации расчетов и ввода хозяйственных операций
Движение материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами оформляются при помощи лимитно-заборной карты или требования-накладной (форма№ МП).
Для отражения хозяйственных операций, связанных с передачей материалов в производство, в типовой конфигурации предусмотрен документ "Калькуляция" (по флажку "списать материалы в производство"). Бухгалтер вводит в форму документа данные из лимитно-заборных карт или из требований-накладных. Введенный документ сохраняется в системе компьютерного учета, кроме того, при проведении документа могут быть автоматически сформированы бухгалтерские проводки по отпуску материалов в производство в дебет счета производственных затрат и кредит счета 20 "Материалы".
Алгоритмы расчета сумм проводок ориентированы на учетную методику списания материалов по средневзвешенной цене, сложившейся на дату оформления документа. То есть в течение отчетного периода средняя цена одного и того же материала может изменяться, в случае, если имели место факты прихода данного материала по разным ценам. Для реализации иных методик списания материалов в производство понадобится в режиме конфигурирования внести изменения в существующий алгоритм документа, либо разработать новый документ с иным алгоритмом.
Для отражения хозяйственных операций по продаже материалов на сторону в типовой конфигурации предусмотрен документ "Отгрузка материалов на сторону". При проведении документа формируются следующие проводки.
В дебет счета 79 "Финансовые результаты" в корреспонденции сосчетом 20 "Материалы" списывается себестоимость материала,исходя из средней цены единицы материала на дату проведенияоперации и количества отпущенного материала
По кредиту счета 701 "Доход от реализации готовой продукции" вкорреспонденции со счетом 361 "Расчеты с отечественнымипокупателями " на сумму выручки от реализации материала
По кредиту счета 6415 "НДС" в корреспонденции со счетом 701"Доход от реализации готовой продукции" на сумму налога надобавленную стоимость.
Если от покупателя был получен аванс (предоплата) под отгрузкуматериалов, то произойдет списание со счета 643 в дебет счета 701суммы обязательств по НДС, а сумма зачета списывается с дебетасчета 681 в кредит счета 361.
Рассмотренные документы по учету движения материалов могут быть вызваны через меню "Документы - Производство".
- К читателю
- Лекция 1. Основы работы с программой "1с:Бухгалтерия"
- Запуск программы
- Режимы работы программы "1с: Бухгалтерия"
- Первое знакомство с режимом ведения учета
- Элементы пользовательского интерфейса
- Главное окно программы
- Работа с меню
- Пиктограммы и панели инструментов
- Горячие клавиши
- Первое знакомство с режимом конфигурирования Элементы пользовательского интерфейса
- Понятие метаданных
- Дерево объектов метаданных
- Окно свойств объекта
- Слои и закладки
- Создание новых информационных баз
- Лекция 2. Основные термины и понятия компьютерного учета
- Константы
- Справочники
- Перечисления
- Документы
- Журналы документов
- Бухгалтерские счета
- Виды субконто
- Операции и проводки
- Бухгалтерские итоги
- Лекция 3. Первоначальная настройка программы
- Первый вход в программу
- Ввод сведений о предприятии
- Ввод сведений об учетной политике предприятия и общих параметров функционирования программы
- Параметры функционирования системы
- Лекция 4. Ввод информации в справочники
- Подготовка справочников
- Форма диалога для ввода нового элемента справочника
- Ввод нового элемента в справочник
- Ввод информации о контрагентах - физических лицах
- Способы обращения к элементам справочников
- Контроль уникальности кодов
- Использование справочников для организации ведения аналитического учета
- Лекция 5. Операции и проводки
- Форма ввода бухгалтерской операции
- Форма ввода бухгалтерской операции
- Ввод операции и проводок
- Ручной ввод проводок
- Ввод проводок методом копирования
- Сохранение введенной операции
- Результаты ввода операций
- Лекция 6. Информация о состоянии счетов бухгалтерского учета
- Стандартные отчеты
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету
- Детализация и обновление показателей отчетов
- Формирование и анализ бухгалтерского баланса
- Лекция 7. Удаление информации
- Реализация операции удаления
- Настройка режима удаления
- Пометка на удаление
- Восстановление объектов, помеченных на удаление
- Физическое удаление объектов, помеченных на удаление
- Контроль ссылочной целостности
- Поиск ссылок на объекты
- Особенности реализации операции удаления для некоторых объектов программы
- Лекция 8. Реорганизация справочной информации
- Преобразование линейного справочника в иерархический
- Перенос элементов справочника в другие группы
- Изменение кодов элементов справочника
- Результаты реорганизации справочника "Контрагенты"
- Изменение свойств справочника "Контрагенты" на уровне конфигурирования
- Поиск объекта в дереве объектов метаданных
- Корректировка параметров описания справочника
- Способы представления элемента справочника в списках, документах и проводках
- Ввод текста с описанием справочника
- Параметры, которые изменять не следует
- Завершение работы в режиме конфигурирования
- Лекция 9. Кассовые и банковские операции
- Операции по кассе Учетная процедура
- Настройка плана счетов
- Ввод операций и проводок при помощи документов
- Документ "Приходный кассовый ордер"
- Ввод документа
- Ввод документов методом копирования
- Результаты ввода приходных кассовых документов
- Формирование и печать кассовой книги
- Операции по расчетному счету Учетная процедура
- Организация аналитического учета
- Ввод справочной информации
- Сдача наличных денежных средств на расчетный счет
- Использование документа "Расходный кассовый ордер"
- Получение наличных денежных средств с расчетного счета
- Учетная процедура
- Использование документа "Приходный кассовый ордер"
- Поступление денежных средств на расчетный счет
- Учетная процедура
- Ввод операций по расчетному счету с использованием документа "Банковская выписка"
- Взаимосвязь кассовых и банковских операций
- Результаты ввода документа "Банковская выписка"
- Лекция 10. Учет расчетов с покупателями
- Учетная процедура
- Организация компьютерного учета Настройка плана счетов
- Настройка параметров Субконто
- Средства автоматизации ввода документов и хозяйственных операций
- Ввод операции по предоплате с использованием документа "Банковская выписка"
- Регистрация новой организации в справочнике "Контрагенты"
- Регистрация договора
- Выписка счета
- Регистрация банковской выписки
- Выписка и регистрация налоговой накладной
- Лекция 11. Учет расчетов с поставщиками
- Учетная процедура
- Настройка субконто
- Оплата счета поставщика
- Регистрация новой организации в справочнике "Контрагенты"
- Использование документа "Платежное поручение"
- Печать платежного поручения
- Результат ввода платежного поручения
- Результаты ввода документа
- Поиск и просмотр подчиненных документов
- Ввод многострочной банковской выписки
- Результаты ввода документа
- Лекция 12. Учет необоротных активов
- Учетная процедура
- Ввод справочной информации
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Поступление необоротных активов от учредителей
- Оформление хозяйственной операции в виде сложной проводки
- Типовая операция "Поступление на в счет вклада в уставный капитал"
- Организация списка типовых операций
- Поступление необоротных активов от поставщиков
- Оплата счета на поставку основного средства
- Поступление основного средства
- Результаты ввода документа
- Безвозмездное поступление необоротных активов Учетная процедура
- Лекция 13. Амортизация необоротных активов Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Ввод справочной информации
- Средства реализации расчетов и ввода хозяйственных операций
- Расчет амортизационных отчислений за июль 2003 г.
- Лекция 14. Ремонт на Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Документ "Модернизация необоротного актива"
- Лекция 15. Учет арендуемых необоротных активов Обсуждаемые вопросы
- Учетная процедура
- Организация компьютерного учета
- Создание нового справочника краткосрочно арендуемых ос
- Результаты конфигурирования
- Ввод справочной информации
- Лекция 16. Использование мбп
- Документ "Ввод в эксплуатацию"
- Лекция 17. Создание производственных запасов Обсуждаемые вопросы
- Учетная процедура
- Ввод справочной информации
- Использование документа "Поступление мбп"
- Поступление материалов с недостачей Учетная процедура
- Результаты ввода документа
- Ввод операции по учету претензии поставщику
- Приобретение мпз подотчетным лицом у производителя
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Ввод справочных сведений о подотчетных лицах
- Утверждение авансового отчета
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Учет транспортно-заготовительных расходов
- Результаты ввода документа "Дополнительные расходы на приобретение тмц"
- Расчеты по ндс по приобретенным материалам
- Лекция 18. Организация учета затрат на производство и выпуска готовой продукции Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Первый вариант организации учета затрат на производство
- Второй вариант организации учета затрат на производство
- Третий вариант организации учета затрат на производство
- Организация компьютерного учета Настройка плана счетов
- Справочник "Виды деятельности"
- Учет производственных затрат в течение отчетного периода
- Завершение отчетного периода
- Методика учета затрат на производство и выпуска готовой продукции, реализованная в типовой конфигурации
- Лекция 19. Использование материальных запасов Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Отпуск материалов на общехозяйственные расходы
- Использование документа "Списание тмц"
- Использование документа "Калькуляция"
- Оформление отпуска материалов при отсутствии достаточного запаса на складе
- Лекция 20. Учет затрат на оплату труда и отчисления в социальные фонды
- Учетная процедура
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Ввод справочной информации
- Использование документа "Начисление заработной платы"
- Результаты ввода документа "Начисление заработной платы"
- Документ "Выплата зарплаты"
- Лекция 21. Учет расходов будущих периодов
- Учетный порядок
- Применение условных функций в формулах типовых операций
- Автоматизация ввода операций
- Лекция 22. Учет затрат по оплате кредитов банка
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Подготовка справочной информации
- Использование режима "Табло"
- Оплата кредитов банка
- Лекция 23. Выпуск готовой продукции
- Учетная процедура
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Использование документа "Предварительная калькуляция".
- Анализ информации по наличию и движению готовой продукции
- Лекция 24. Учет реализации готовой продукции
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Пополнение списка пользователей
- Назначение прав группам пользователей
- Использование документа "Расходная накладная"
- Результаты ввода документа
- Отгрузка продукции с отсрочкой платежа Отгрузка продукции
- Реализация продукции по предоплате
- Использование документа "Расходная накладная" в случае предоплаты
- Результаты ввода документа
- Выписка налоговых накладных и формирование книги продаж
- Документ "Налоговая накладная"
- Лекция 25. Учет финансовых результатов
- Закрытие счетов затрат по элементам и затрат деятельности
- Формирование отчета