Учет транспортно-заготовительных расходов
Учетная процедура
Согласно П(С)БУ № 9 себестоимость приобретенных материалов складывается не только из их покупной стоимости. В нее также включаются дополнительные расходы, такие как комиссионные вознаграждения (стоимость услуг) снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
Возможны два варианта учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).
При первом варианте транспортно-заготовительные расходы непосредственно в момент оприходования относятся на себестоимость поступивших МПЗ, пропорционально некоторому показателю (стоимости, объему, весу).
При втором варианте транспортно-заготовительные расходы в течение отчетного периода учитываются обособленно по видам (группам) материалов на тех же счетах и субсчетах. Ежемесячно бухгалтерия предприятия рассчитывает сумму и процент транспортно-заготовительных расходов ко всему объему материальных ценностей данного вида, которыми располагает предприятие. В конце месяца суммы ТЗР списываются на те же счета производственных затрат, на которые производилось списание МПЗ, пропорционально стоимости переданных в производство МПЗ. Несписанная часть ТЗР переходит в качестве начального сальдо на следующий отчетный период
Реализация в компьютерной бухгалтерии
Настройки типовой конфигурации не предусматривают возможность обособленного учета ТЗР. В связи с этим в рассматриваемом варианте типовой конфигурации целесообразно ориентироваться на первый вариант учета транспортно-заготовительных расходов.
Для отражения факта поступления МПЗ предусмотрены документы "Приходная накладная" и др. которые позволяют учитывать приход каждой единицы материальных ценностей в стоимостном и натуральном выражении. Эти документы можно использовать и в случаях, когда в счет на поставку материалов включена сумма ТЗР. Однако при использовании данных документов в указанных обстоятельствах надо учитывать следующие факторы:
в документе типовой конфигурации "Приходная накладная" непредусмотрено специальных полей (реквизитов) для ввода ТЗР,поэтому суммы ТЗР вводятся при помощи вспомогательногодокумента "Дополнительные расходы на приобретение ТМЦ";
2. часто в одном документе отражается приход несколькихматериалов (МБП), что приводит к необходимости определениядоли ТЗР, относящейся к каждому материалу (предмету), согласнонекоторой пропорции. Документ "Дополнительные расходы наприобретение ТМЦ" обеспечивает распределение суммы ТЗРпропорционально стоимости приобретенных материалов(предметов). Если требуется использование иных методовпропорционального распределения (например, по объему, весу ит.п.), то для этого понадобится выполнить соответствующиерасчеты вручную или создать типовую операцию.
Рассмотрим реализацию ввода документа по приходу материалов при наличии ТЗР на следующем примере.
Задача 17-8
13.08.2003 на склад материалов № 2 от поставщика "ООО Ивент" поступили материалы в сопровождении товарно-транспортной накладной и счета N° 37 от 12.08.2003 (счет не оплачен, срок оплаты счета до 15.08.2003). В счете указано:
Наименование | Ед. изм | Количество | Цена | Сума |
Плита ДСП 1,2*1,2 | Шт. | 100 | 14,40 | 1440 |
Плита ДСП 1,2*1,2 |
|
| 10,80 | 1080 |
|
|
|
| 2520 |
|
|
|
| 240 |
|
|
|
| 2760 |
|
|
|
| 460 |
При приемке материалов количественных и качественных расхождений не обнаружено. На складе составлена приходная накладная № 9 от 12.08.200].
Документы переданы в бухгалтерию. Необходимо отразить приход материалов в компьютерном учете. Согласно учетной политике предприятия транспортно-заготовительные расходы включаются в себестоимость приобретенных материалов.
Для реализации поставленной задачи потребуется выполнить следующие действия.
Ввести документ "Приходная накладная", в котором отразить факт поступления материалов на склад по покупной стоимости.
Ввести документ "Дополнительные расходы на приобретение ТМЦ", в котором указать сумму ТЗР, приходящуюся на поставку материалов, оприходованных предыдущим документом.
Рис. 17-22. Ввод документа "Приходная накладная"
Обратим внимание на новый момент, проявляющийся при вводе данного документа. По данной поставке не было выполнено предварительной оплаты, в связи с чем, документ не должен выполнять зачет аванса. Также следует обратить внимание, что поле "Заказ" заполнено, так как мы должны были ввести счет.
Бухгалтер может предварительно не выяснять данное обстоятельства Так как во всех предыдущих примерах был принят порядок зачета авансов по договорам, то будем считать, что это - общий порядок работы предприятия.
В результате будут сформированы следующие три проводки.
Две проводки отражают, соответственно, приход 100 единиц материала "Плита ДСП 1.2x1.2" и 100 единиц материала "Плита ДСП 1.0x0.6". Одна проводка одной суммой выделяет НДС, включенный в стоимость двух материалов.
В журнале "Приходные накладные" будет зафиксирована запись об операции, порожденной документом "Приходная накладная". Как видим, общая сумма соответствует документам поставщика
Аналогичная запись будет зарегистрирована в журнале операций и общем журнале документов.
Следующим этапом должно стать распределение и списание ТЗР на стоимость материалов, оприходованных последним документом. Так, что этот документ нам еще понадобится при реализации второго этапа задачи - отражении дополнительных расходов по приобретению материалов
Использование документа "Дополнительные расходы на приобретение ТМЦ"
Для отражения в учете прочих затрат организации по приобретению материалов в типовой конфигурации предусмотрен универсальный документ "Дополнительные расходы по приобретению ТМЦ". Этот документ вызывается из журнала "Приходные документы", либо из меню "Документы" главного меню программы. Возможно также использование режима "Ввод на основании", используя в качестве основания документ "Приходная накладная".
Для использования режима "Ввод на основании" сначала в журнале документов следует найти документ, на основании которого будет вводиться новый документ. В нашем случае основанием является документ "Приходная накладная № 0000009", который зарегистрирован в журнале "Приходные накладные". Установив курсор на данный документ, выберем требуемый нам режим ввода через меню "Действия - Ввести на основании" или посредством пиктограммы на панели инструментов окна журнала. Программа предложит список, содержащий полный перечень видов документов, которые можно ввести на его основании.
Выберем позицию "Дополнительные расходы по приобретению ТМЦ" из этого списка, и программа предложит для ввода форму документа "Дополнительные расходы на приобретение".
Рис. 17-23. Ввод и распределение транспортно-заготовительных расходов при помощи документа "Дополнительные расходы на приобретение ТМЦ"
В результате такой процедуры ввода поле "Документ поступления" будет заполнено автоматически, причем в нем будет указан документ, выбранный нами в качестве основания для ввода
В табличной части формы документа указываются фактические дополнительные расходы на материалы.
В графе "Счет" выбором из плана счетов - счет по кредиту и признаки аналитического учета
В графе "Сумма" табличной части указывается стоимость затрат, а в графе "в том числе НДС" - сумма налога на добавленную стоимость.
При проведении документа автоматически формируются проводки по дебету тех же субсчетов, которые были выбраны в документе-основании, в корреспонденции со счетом, указанным в табличной части в графе "Счет".
Если в табличной части документа-основания были указаны несколько материалов, то дополнительные расходы распределяются между отдельными материалами пропорционально их стоимости.
- К читателю
- Лекция 1. Основы работы с программой "1с:Бухгалтерия"
- Запуск программы
- Режимы работы программы "1с: Бухгалтерия"
- Первое знакомство с режимом ведения учета
- Элементы пользовательского интерфейса
- Главное окно программы
- Работа с меню
- Пиктограммы и панели инструментов
- Горячие клавиши
- Первое знакомство с режимом конфигурирования Элементы пользовательского интерфейса
- Понятие метаданных
- Дерево объектов метаданных
- Окно свойств объекта
- Слои и закладки
- Создание новых информационных баз
- Лекция 2. Основные термины и понятия компьютерного учета
- Константы
- Справочники
- Перечисления
- Документы
- Журналы документов
- Бухгалтерские счета
- Виды субконто
- Операции и проводки
- Бухгалтерские итоги
- Лекция 3. Первоначальная настройка программы
- Первый вход в программу
- Ввод сведений о предприятии
- Ввод сведений об учетной политике предприятия и общих параметров функционирования программы
- Параметры функционирования системы
- Лекция 4. Ввод информации в справочники
- Подготовка справочников
- Форма диалога для ввода нового элемента справочника
- Ввод нового элемента в справочник
- Ввод информации о контрагентах - физических лицах
- Способы обращения к элементам справочников
- Контроль уникальности кодов
- Использование справочников для организации ведения аналитического учета
- Лекция 5. Операции и проводки
- Форма ввода бухгалтерской операции
- Форма ввода бухгалтерской операции
- Ввод операции и проводок
- Ручной ввод проводок
- Ввод проводок методом копирования
- Сохранение введенной операции
- Результаты ввода операций
- Лекция 6. Информация о состоянии счетов бухгалтерского учета
- Стандартные отчеты
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету
- Детализация и обновление показателей отчетов
- Формирование и анализ бухгалтерского баланса
- Лекция 7. Удаление информации
- Реализация операции удаления
- Настройка режима удаления
- Пометка на удаление
- Восстановление объектов, помеченных на удаление
- Физическое удаление объектов, помеченных на удаление
- Контроль ссылочной целостности
- Поиск ссылок на объекты
- Особенности реализации операции удаления для некоторых объектов программы
- Лекция 8. Реорганизация справочной информации
- Преобразование линейного справочника в иерархический
- Перенос элементов справочника в другие группы
- Изменение кодов элементов справочника
- Результаты реорганизации справочника "Контрагенты"
- Изменение свойств справочника "Контрагенты" на уровне конфигурирования
- Поиск объекта в дереве объектов метаданных
- Корректировка параметров описания справочника
- Способы представления элемента справочника в списках, документах и проводках
- Ввод текста с описанием справочника
- Параметры, которые изменять не следует
- Завершение работы в режиме конфигурирования
- Лекция 9. Кассовые и банковские операции
- Операции по кассе Учетная процедура
- Настройка плана счетов
- Ввод операций и проводок при помощи документов
- Документ "Приходный кассовый ордер"
- Ввод документа
- Ввод документов методом копирования
- Результаты ввода приходных кассовых документов
- Формирование и печать кассовой книги
- Операции по расчетному счету Учетная процедура
- Организация аналитического учета
- Ввод справочной информации
- Сдача наличных денежных средств на расчетный счет
- Использование документа "Расходный кассовый ордер"
- Получение наличных денежных средств с расчетного счета
- Учетная процедура
- Использование документа "Приходный кассовый ордер"
- Поступление денежных средств на расчетный счет
- Учетная процедура
- Ввод операций по расчетному счету с использованием документа "Банковская выписка"
- Взаимосвязь кассовых и банковских операций
- Результаты ввода документа "Банковская выписка"
- Лекция 10. Учет расчетов с покупателями
- Учетная процедура
- Организация компьютерного учета Настройка плана счетов
- Настройка параметров Субконто
- Средства автоматизации ввода документов и хозяйственных операций
- Ввод операции по предоплате с использованием документа "Банковская выписка"
- Регистрация новой организации в справочнике "Контрагенты"
- Регистрация договора
- Выписка счета
- Регистрация банковской выписки
- Выписка и регистрация налоговой накладной
- Лекция 11. Учет расчетов с поставщиками
- Учетная процедура
- Настройка субконто
- Оплата счета поставщика
- Регистрация новой организации в справочнике "Контрагенты"
- Использование документа "Платежное поручение"
- Печать платежного поручения
- Результат ввода платежного поручения
- Результаты ввода документа
- Поиск и просмотр подчиненных документов
- Ввод многострочной банковской выписки
- Результаты ввода документа
- Лекция 12. Учет необоротных активов
- Учетная процедура
- Ввод справочной информации
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Поступление необоротных активов от учредителей
- Оформление хозяйственной операции в виде сложной проводки
- Типовая операция "Поступление на в счет вклада в уставный капитал"
- Организация списка типовых операций
- Поступление необоротных активов от поставщиков
- Оплата счета на поставку основного средства
- Поступление основного средства
- Результаты ввода документа
- Безвозмездное поступление необоротных активов Учетная процедура
- Лекция 13. Амортизация необоротных активов Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Ввод справочной информации
- Средства реализации расчетов и ввода хозяйственных операций
- Расчет амортизационных отчислений за июль 2003 г.
- Лекция 14. Ремонт на Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Документ "Модернизация необоротного актива"
- Лекция 15. Учет арендуемых необоротных активов Обсуждаемые вопросы
- Учетная процедура
- Организация компьютерного учета
- Создание нового справочника краткосрочно арендуемых ос
- Результаты конфигурирования
- Ввод справочной информации
- Лекция 16. Использование мбп
- Документ "Ввод в эксплуатацию"
- Лекция 17. Создание производственных запасов Обсуждаемые вопросы
- Учетная процедура
- Ввод справочной информации
- Использование документа "Поступление мбп"
- Поступление материалов с недостачей Учетная процедура
- Результаты ввода документа
- Ввод операции по учету претензии поставщику
- Приобретение мпз подотчетным лицом у производителя
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Ввод справочных сведений о подотчетных лицах
- Утверждение авансового отчета
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Учет транспортно-заготовительных расходов
- Результаты ввода документа "Дополнительные расходы на приобретение тмц"
- Расчеты по ндс по приобретенным материалам
- Лекция 18. Организация учета затрат на производство и выпуска готовой продукции Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Первый вариант организации учета затрат на производство
- Второй вариант организации учета затрат на производство
- Третий вариант организации учета затрат на производство
- Организация компьютерного учета Настройка плана счетов
- Справочник "Виды деятельности"
- Учет производственных затрат в течение отчетного периода
- Завершение отчетного периода
- Методика учета затрат на производство и выпуска готовой продукции, реализованная в типовой конфигурации
- Лекция 19. Использование материальных запасов Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Отпуск материалов на общехозяйственные расходы
- Использование документа "Списание тмц"
- Использование документа "Калькуляция"
- Оформление отпуска материалов при отсутствии достаточного запаса на складе
- Лекция 20. Учет затрат на оплату труда и отчисления в социальные фонды
- Учетная процедура
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Ввод справочной информации
- Использование документа "Начисление заработной платы"
- Результаты ввода документа "Начисление заработной платы"
- Документ "Выплата зарплаты"
- Лекция 21. Учет расходов будущих периодов
- Учетный порядок
- Применение условных функций в формулах типовых операций
- Автоматизация ввода операций
- Лекция 22. Учет затрат по оплате кредитов банка
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Подготовка справочной информации
- Использование режима "Табло"
- Оплата кредитов банка
- Лекция 23. Выпуск готовой продукции
- Учетная процедура
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Использование документа "Предварительная калькуляция".
- Анализ информации по наличию и движению готовой продукции
- Лекция 24. Учет реализации готовой продукции
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Пополнение списка пользователей
- Назначение прав группам пользователей
- Использование документа "Расходная накладная"
- Результаты ввода документа
- Отгрузка продукции с отсрочкой платежа Отгрузка продукции
- Реализация продукции по предоплате
- Использование документа "Расходная накладная" в случае предоплаты
- Результаты ввода документа
- Выписка налоговых накладных и формирование книги продаж
- Документ "Налоговая накладная"
- Лекция 25. Учет финансовых результатов
- Закрытие счетов затрат по элементам и затрат деятельности
- Формирование отчета