Учетный порядок
Производственная деятельность, как составной элемент хозяйственной Деятельности предприятия, находит отражение в бухгалтерском учете. Рассмотрим способы, при помощи которых отражается в учете производственный процесс.
Для обеспечения производственного процесса предприятие затрачивает различные материальные и трудовые ресурсы, обеспечивая ими производство. В связи с этим, счета учета производства фактически являются счетами учета затрат на производство. Затраты, вкладываемые в производство, отражаются по дебету счетов производственных затрат и по кредиту счетов производственных ресурсов, заработной платы и др.
Различают следующие виды затрат:
Затраты на продукцию и затраты периода На практике не все затраты непосредственно связаны с производством или с приобретением товаров. Поэтому для определения себестоимости различают:
Затраты на продукцию - это затраты, связанные с производством или с приобретением товаров для реализации, то есть все затраты, связанные с функцией производства продукции.
Затраты периода - это затраты, которые не включаются в запасы и рассматриваются как затраты того периода, в котором они были осуществлены.
Прямые и косвенные затраты. По способам отнесения стоимости на продукцию затраты относятся:
К прямым затратам относятся затраты, связанные с производством отдельных видов продукции (на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты), которые могут быть непосредственно включены в их себестоимость. Итак, прямые затраты - это такие затраты, которые можно отследить вплоть до конкретной единицы выпускаемой продукции. Для обобщения информации о затратах производства, продукция которого является целью создания предприятия, используется счет 23 "Производство". По дебету этого счета отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, а также косвенные расходы по управлению и обслуживанию производства, потери от брака (расходы вспомогательного производства в настоящем пособии не рассматриваются). По кредиту счета отражается фактическая себестоимость готовой продукции. Остаток на конец месяца (отчетного периода) по счету показывает стоимость незавершенного производства Аналитический учет на данном счете рекомендуется вести по видам продукции (видам деятельности), видам затрат, а также по подразделениям предприятия.
К косвенным затратам принадлежат затраты, связанные с производством нескольких видов продукции (затраты на удержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные затраты), которые включаются в себестоимость с помощью специальных методоа Косвенные затраты образовывают комплексные статьи калькуляции (то есть состоят из затрат, которые включают несколько элементов), которые отличаются их функциональной ролью в производственном процессе.
Основные и накладные затраты. На предприятиях производственной сферы затраты на продукцию называют производственными, а затраты периода - непроизводственными. Производственные затраты традиционно разделяют на:
Основные затраты - это совокупность прямых затрат на производство продукции. В зарубежной практике основные затраты разделяют на 3 группы: прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда и прочие прямые затраты
2. Накладные затраты - это затраты, связанные с процессом производства, которые не могут быть отнесенны к определенным изделиям экономически обоснованным путем. Производственные накладные затраты распределяются между изделиями пропорционально избранной базе. Непроизводственные затраты включают, затраты на сбыт, исследования и разработки, сбыт продукции и прочие формы бизнеса.
Релевантные и нерелевантные затраты. Релевантные - это затраты, которые могут быть изменены вследствие принятия решения, а нерелевантные - это затраты, которые не зависят от принятия решения.
По месту возникновениям По месту возникновения затраты на производство группируются по: цехам, участкам и т.д. В зависимости от характера и назначения выполняемых процессов производство делится на: основное, вспомогательное и непромышленное хозяйство.
Переменные и постоянные затраты.
К условно-переменным затратам принадлежат затраты, абсолютная величина которых возрастает с увеличением объема выпуска продукции и уменьшается с его снижением. К условно-переменным затратам принадлежат такие затраты как сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, технологичное топливо и энергия, оплата труда сотрудников, занятых в производстве продукции, с отчислениями на социальные мероприятия, а также другие затраты.
Условно-постоянные - это затраты, абсолютная величина которых с увеличением (уменьшением) выпуска продукции существенным образом не изменяется. К условно-постоянным принадлежат затраты, связанные с обслуживанием и управлением производственной деятельностью цехов, а также затраты на обеспечение хозяйственных потребностей производства.
Затраты, по статьям, согласно Типовому положению впромышленности № 473 группировались таким образом: покупныекомплектующие изделия, полуфабрикаты, работы и услугипроизводственного характера сторонних предприятий и организаций; топливо и энергия на технологические цели;возвратные отходы (вычитаются); основная заработная плата,дополнительная заработная плата; отчисления на социальноестрахование; затраты, связанные с подготовкой и освоениемпроизводства продукции; возмещения износа специальныхинструментов и приборов целевого назначения и прочиеспециальные затраты; затраты на содержание и эксплуатациюоборудования; общепроизводственные затраты, общехозяйственные затраты; потери вследствие техническогобрака; сопутствующая продукция (вычитается); другие производственные затраты; коммерческие затраты.
По экономическим элементам:
В производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:
В состав прямых материальных затрат включается стоимостьсырья и основных материалов, которые образуют основувырабатываемой продукции, покупных полуфабрикатов икомплектующих изделий, вспомогательных и других материалов,которые могут быть отнесены к конкретному объекту затрат.
В состав прямых затрат на оплату труда включаются заработнаяплата и прочие выплаты рабочим, занятым в производствепродукции, выполнении работ или предоставлении услуг, которыемогут быть непосредственно отнесены к конкретному объектузатрат.
В состав других прямых затрат включаются все другиепроизводственные затраты, которые могут быть непосредственноотнесены к конкретному объекту затрат, в частности отчисленияна социальные мероприятия, плата за аренду земельных иимущественных паев, амортизация и т.п.
В состав общепроизводственных затрат включаются: затраты науправление производством, амортизация сновных средствобщепроизводственного назначения, амортизация нематериальныхактивов общепроизводственного назначения, затраты насодержание, эксплуатацию и ремонт, страхование, операционнуюаренду основных средств, других необоротных активов бщепроизводственного назначения и другие.
Затраты, связанные с операционной деятельностью, которые не включаются в себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) делятся на административные затраты, затраты на сбыт и прочие операционные затраты.
К административным затратам относят такие общехозяйственныезатраты, которые направленны на обслуживание и управлениепредприятием.
Затраты на сбыт включают затраты, связанные с реализациейпродукции: затраты упаковочных материалов; затраты на ремонттары; оплата труда и комиссионные вознаграждения продавцам,торговым агентам и рабочим подразделений, которыеобеспечивают сбыт; затраты на рекламу и исследование рынка идругие.
Другие операционные затраты.
В бухгалтерском учете, как правило, используется не один, а несколько счетов производственных затрат (издержек производства), на каждом из которых учитываются затраты определенного вида
Счета производственных затрат тесно связаны с понятием себестоимости производственной и реализованной продукции. Накопленные на этих счетах суммы говорят о том, сколько стоило предприятию изготовление продукции, то есть о ее себестоимости. В этой связи очень важно правильно организовать учет затрат на производство,, который бы давал исчерпывающую информацию о себестоимости продукции и ее структуре.
Второй вопрос касается выбора варианта учета затрат на производства Рассмотрим возможные методики организации учета затрат на производство и выпуск готовой продукции.
- К читателю
- Лекция 1. Основы работы с программой "1с:Бухгалтерия"
- Запуск программы
- Режимы работы программы "1с: Бухгалтерия"
- Первое знакомство с режимом ведения учета
- Элементы пользовательского интерфейса
- Главное окно программы
- Работа с меню
- Пиктограммы и панели инструментов
- Горячие клавиши
- Первое знакомство с режимом конфигурирования Элементы пользовательского интерфейса
- Понятие метаданных
- Дерево объектов метаданных
- Окно свойств объекта
- Слои и закладки
- Создание новых информационных баз
- Лекция 2. Основные термины и понятия компьютерного учета
- Константы
- Справочники
- Перечисления
- Документы
- Журналы документов
- Бухгалтерские счета
- Виды субконто
- Операции и проводки
- Бухгалтерские итоги
- Лекция 3. Первоначальная настройка программы
- Первый вход в программу
- Ввод сведений о предприятии
- Ввод сведений об учетной политике предприятия и общих параметров функционирования программы
- Параметры функционирования системы
- Лекция 4. Ввод информации в справочники
- Подготовка справочников
- Форма диалога для ввода нового элемента справочника
- Ввод нового элемента в справочник
- Ввод информации о контрагентах - физических лицах
- Способы обращения к элементам справочников
- Контроль уникальности кодов
- Использование справочников для организации ведения аналитического учета
- Лекция 5. Операции и проводки
- Форма ввода бухгалтерской операции
- Форма ввода бухгалтерской операции
- Ввод операции и проводок
- Ручной ввод проводок
- Ввод проводок методом копирования
- Сохранение введенной операции
- Результаты ввода операций
- Лекция 6. Информация о состоянии счетов бухгалтерского учета
- Стандартные отчеты
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету
- Детализация и обновление показателей отчетов
- Формирование и анализ бухгалтерского баланса
- Лекция 7. Удаление информации
- Реализация операции удаления
- Настройка режима удаления
- Пометка на удаление
- Восстановление объектов, помеченных на удаление
- Физическое удаление объектов, помеченных на удаление
- Контроль ссылочной целостности
- Поиск ссылок на объекты
- Особенности реализации операции удаления для некоторых объектов программы
- Лекция 8. Реорганизация справочной информации
- Преобразование линейного справочника в иерархический
- Перенос элементов справочника в другие группы
- Изменение кодов элементов справочника
- Результаты реорганизации справочника "Контрагенты"
- Изменение свойств справочника "Контрагенты" на уровне конфигурирования
- Поиск объекта в дереве объектов метаданных
- Корректировка параметров описания справочника
- Способы представления элемента справочника в списках, документах и проводках
- Ввод текста с описанием справочника
- Параметры, которые изменять не следует
- Завершение работы в режиме конфигурирования
- Лекция 9. Кассовые и банковские операции
- Операции по кассе Учетная процедура
- Настройка плана счетов
- Ввод операций и проводок при помощи документов
- Документ "Приходный кассовый ордер"
- Ввод документа
- Ввод документов методом копирования
- Результаты ввода приходных кассовых документов
- Формирование и печать кассовой книги
- Операции по расчетному счету Учетная процедура
- Организация аналитического учета
- Ввод справочной информации
- Сдача наличных денежных средств на расчетный счет
- Использование документа "Расходный кассовый ордер"
- Получение наличных денежных средств с расчетного счета
- Учетная процедура
- Использование документа "Приходный кассовый ордер"
- Поступление денежных средств на расчетный счет
- Учетная процедура
- Ввод операций по расчетному счету с использованием документа "Банковская выписка"
- Взаимосвязь кассовых и банковских операций
- Результаты ввода документа "Банковская выписка"
- Лекция 10. Учет расчетов с покупателями
- Учетная процедура
- Организация компьютерного учета Настройка плана счетов
- Настройка параметров Субконто
- Средства автоматизации ввода документов и хозяйственных операций
- Ввод операции по предоплате с использованием документа "Банковская выписка"
- Регистрация новой организации в справочнике "Контрагенты"
- Регистрация договора
- Выписка счета
- Регистрация банковской выписки
- Выписка и регистрация налоговой накладной
- Лекция 11. Учет расчетов с поставщиками
- Учетная процедура
- Настройка субконто
- Оплата счета поставщика
- Регистрация новой организации в справочнике "Контрагенты"
- Использование документа "Платежное поручение"
- Печать платежного поручения
- Результат ввода платежного поручения
- Результаты ввода документа
- Поиск и просмотр подчиненных документов
- Ввод многострочной банковской выписки
- Результаты ввода документа
- Лекция 12. Учет необоротных активов
- Учетная процедура
- Ввод справочной информации
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Поступление необоротных активов от учредителей
- Оформление хозяйственной операции в виде сложной проводки
- Типовая операция "Поступление на в счет вклада в уставный капитал"
- Организация списка типовых операций
- Поступление необоротных активов от поставщиков
- Оплата счета на поставку основного средства
- Поступление основного средства
- Результаты ввода документа
- Безвозмездное поступление необоротных активов Учетная процедура
- Лекция 13. Амортизация необоротных активов Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Ввод справочной информации
- Средства реализации расчетов и ввода хозяйственных операций
- Расчет амортизационных отчислений за июль 2003 г.
- Лекция 14. Ремонт на Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Документ "Модернизация необоротного актива"
- Лекция 15. Учет арендуемых необоротных активов Обсуждаемые вопросы
- Учетная процедура
- Организация компьютерного учета
- Создание нового справочника краткосрочно арендуемых ос
- Результаты конфигурирования
- Ввод справочной информации
- Лекция 16. Использование мбп
- Документ "Ввод в эксплуатацию"
- Лекция 17. Создание производственных запасов Обсуждаемые вопросы
- Учетная процедура
- Ввод справочной информации
- Использование документа "Поступление мбп"
- Поступление материалов с недостачей Учетная процедура
- Результаты ввода документа
- Ввод операции по учету претензии поставщику
- Приобретение мпз подотчетным лицом у производителя
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Ввод справочных сведений о подотчетных лицах
- Утверждение авансового отчета
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Учет транспортно-заготовительных расходов
- Результаты ввода документа "Дополнительные расходы на приобретение тмц"
- Расчеты по ндс по приобретенным материалам
- Лекция 18. Организация учета затрат на производство и выпуска готовой продукции Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Первый вариант организации учета затрат на производство
- Второй вариант организации учета затрат на производство
- Третий вариант организации учета затрат на производство
- Организация компьютерного учета Настройка плана счетов
- Справочник "Виды деятельности"
- Учет производственных затрат в течение отчетного периода
- Завершение отчетного периода
- Методика учета затрат на производство и выпуска готовой продукции, реализованная в типовой конфигурации
- Лекция 19. Использование материальных запасов Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Отпуск материалов на общехозяйственные расходы
- Использование документа "Списание тмц"
- Использование документа "Калькуляция"
- Оформление отпуска материалов при отсутствии достаточного запаса на складе
- Лекция 20. Учет затрат на оплату труда и отчисления в социальные фонды
- Учетная процедура
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Ввод справочной информации
- Использование документа "Начисление заработной платы"
- Результаты ввода документа "Начисление заработной платы"
- Документ "Выплата зарплаты"
- Лекция 21. Учет расходов будущих периодов
- Учетный порядок
- Применение условных функций в формулах типовых операций
- Автоматизация ввода операций
- Лекция 22. Учет затрат по оплате кредитов банка
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Подготовка справочной информации
- Использование режима "Табло"
- Оплата кредитов банка
- Лекция 23. Выпуск готовой продукции
- Учетная процедура
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Использование документа "Предварительная калькуляция".
- Анализ информации по наличию и движению готовой продукции
- Лекция 24. Учет реализации готовой продукции
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Пополнение списка пользователей
- Назначение прав группам пользователей
- Использование документа "Расходная накладная"
- Результаты ввода документа
- Отгрузка продукции с отсрочкой платежа Отгрузка продукции
- Реализация продукции по предоплате
- Использование документа "Расходная накладная" в случае предоплаты
- Результаты ввода документа
- Выписка налоговых накладных и формирование книги продаж
- Документ "Налоговая накладная"
- Лекция 25. Учет финансовых результатов
- Закрытие счетов затрат по элементам и затрат деятельности
- Формирование отчета