Учетная процедура
Порядок учета необоротных активов регламентирован ПБУ-7 "Основные средства" и ПБУ-8 "Нематериальные активы". Согласно национальным стандартам необоротные активы рассматриваются в виде основных фондов, нематериальных активов, малоценных необоротных активов и прочих необоротных активоа
Методика учета всех видов необоротных активов одинакова Исключение составляет процесс начисления износа, который отличен для малоценных необоротных активов (более детально о начислении износа в главе № 13).
Необоротные активы как элемент производства отличают две особенности.
Во-первых, они многократно участвуют в процессе производства и переносят свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере их изнашивания, в форме амортизационных отчислений.
Во-вторых, процесс их воспроизводства носит длительный и постепенный характер, что предполагает наличие в деятельности предприятия особого процесса - процесса капиталовложений.
Эти особенности необоротных активов находят отражение, как в их оценке, так и в организации бухгалтерского учета.
В бухгалтерском учете необоротные активы оцениваются по первоначальной, справедливой и остаточной стоимости.
Первоначальная стоимость складывается из фактических затрат на строительство или приобретение объекта, включая затраты на доставку и установку. Исчисление ее в значительной мере зависит от способа поступления необоротных активов - поступление от учредителей, приобретение у других организаций, изготовление самим предприятием, безвозмездное поступление от других предприятий и лиц, долгосрочная аренда и т.д.
С течением времени первоначальная стоимость необоротных активов будет отличаться от аналогичных НА, приобретаемых или возводимых в современных условиях, из-за изменения уровня цен, тарифов и т.п.
Для устранения этого отклонения необходимо периодически выполнять переоценку необоротных активов и определять их справедливую стоимость.
Справедливая стоимость равна сумме затрат на их воспроизводство на момент переоценки, которая проводится по решению предприятия На период сохранения высоких темпов инфляции производится ежегодная переоценка балансовой стоимости необоротных активов После переоценки необоротных активов справедливая стоимость используется в учете как первоначальная, и начисление износа (амортизации) производится исходя из справедливой стоимости.
Остаточная стоимость равна разнице между балансовой (первоначальной, справедливой) стоимостью необоротных активов и суммой их износа.
Первоначальная стоимость необоротных активов с момента их ввода и до выбытия отражается в бухгалтерском учете на активном счете 10
"Необоротные активы". Здесь же отражается увеличение балансовой стоимости необоротных активов в результате их переоценки. Уменьшение первоначальной (справедливой) стоимости необоротных активов вследствие их износа отражается обособленно на пассивном регулирующем счете 13 "Износ необоротных активов". Накапливаемая на этом счете информация позволяет скорректировать первоначальную (справедливую) оценку необоротных активов и определить их остаточную стоимость на определенную дату.
Утрачиваемая стоимость необоротных активов переносится на стоимость вновь созданного продукта путем включения в издержки производства через механизм, называемый амортизацией.
Показатели износа и амортизации необоротных активов различаются по своему экономическому содержанию. Износ отражает старение действующих фондов, амортизация - накопление денежных средств на их замену. Амортизационные отчисления производятся, исходя из стоимости необоротных активов, методов амортизации и норм амортизационных отчислений, определенных Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденного приказом Министерства Финансов Украины от 27.04.2002 г. № 92. Учетной политикой предприятия может быть определено решение о применении ускоренной амортизации активной части производственных необоротных активов в пределах методов, определенных ПБУ. При этом начисление амортизации будет проводиться по выбранному методу для всей группы активов
Учет амортизационных отчислений производится путем их записи на счетах учета затрат на производство и счетах затрат деятельности. Как правило, они представляют собой косвенные затраты и отражаются на собирательно-распределительных счетах 91 "Общепроизводственные затраты" и 92 "Административные затраты".
Таким образом, учет износа и амортизации необоротных активов отражаются одной бухгалтерской проводкой по дебету счетов 91, 92 и кредиту счета 13.
Различия в способах поступления необоротных активов обусловливают различия в отражении их на счетах бухгалтерского учета
Покупка или строительство объектов необоротных активов, а также поступление от учредителей отражает процесс капиталовложений. Такие затраты относят в дебет счета 15 "Капитальные инвестиции", а стоимость принятых в эксплуатацию необоротных активов - по дебету счета 10 и кредиту счета 15.
Безвозмездное получение необоротных активов отражается по рыночной стоимости в дебет счета 15 и кредит счета 42 "Дополнительный капитал", субсчет "Бесплатно полученные необоротные активы".
Основные средства, полученные в оперативную аренду, учитываются на забалансовом счете 01 "Арендованные необоротные активы".
Выбытие необоротных активов может произойти по причине их ликвидации, реализации другому лицу, безвозмездной передачи другому лицу, передачи другим предприятиям как вклада в их уставный капитал, передачи в финансовую или оперативную аренду.
Учет доходов от операций по выбытию необоротных активов ведется на счете 74 "Прочие доходы", учет затрат от операций по выбытию необоротных активов ведется на счете 97 "Прочие затраты". Выявление финансовых результатов от выбытия ведется на счете 793 "Результат прочей обычной деятельности".
В бухгалтерском учете отражаются также затраты, связанные с ремонтом необоротных активов. Эти затраты в зависимости от учетной политики предприятия либо непосредственно включаются в затраты на производство продукции в том периоде, когда они возникли, если такие затраты не ведут к увеличению стоимости актива, либо включаются в стоимость актива, если такие затраты приведут к увеличению экономических выгод от их использования.
В настоящей главе рассматриваются общие вопросы по организации учета необоротных активов в программе "1С:Бухгалтерия", а также по реализации конкретных операций, связанных с поступлением необоротных активов от учредителей, покупкой необоротных активов, осуществлением работ по монтажу и наладке оборудования, краткосрочной арендой.
Вопросы, связанные с расчетом и учетом амортизационных отчислений, относятся к учету затрат на производство и выпуска готовой продукции и рассматриваются в главе 13 "Амортизация необоротных активов".
Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
Бухгалтерский учет необоротных активов ведется по первоначальной (справедливой) стоимости на счете 10 "Необоротные активы".
Прежде чем приступать к вводу операций по учету необоротных активов, обратимся к существующей настройке плана счетов и аналитического учета для данного счета
№ | Наименование | В | К | 3 | А | Суб! | Суб2 | |
10 | Основш засоби |
|
|
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
101 | Земельш д!лянки |
|
|
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
102 | Каштальш витрати на полшшення земель |
|
|
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
103 | Будинки та споруди |
|
|
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
104 | Машини та обладнання |
|
|
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
105 | Транспорта засоби |
|
|
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
106 | 1нструменти, прилади та швентар |
|
|
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
107 | Робоча 1 продуктивна худоба |
|
|
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
108 | Багатор!чн1 насадження |
|
|
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
109 | 1Н1Ш ОСНОВН1 засоби |
|
|
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
11 | 1нип необоротш матер1альн! активи |
| + |
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
111 | Б1блютечш фонди |
| + |
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
126 | Гудвш |
| + |
| А | Места хранения | Необоротные активы | |
127 | 1нип нематер1альн1 активи |
| + |
| А | Места хранения | Необоротные активы |
Обращают на себя внимание следующие особенности настройки
счета 10, 11, 12 имеют субсчета, характеризующие суть объекта "Необоротный актив";
счета объявлены активными, что соответствует экономической сути счетов;
на счетах ведется аналитический учет в разрезе субконто вида "Необоротные активы" и "Места хранения". Данные списки субконто организованы в виде справочников "Необоротные активы" и "Места хранения";
на счете 10 не предусмотрен учет в натуральном выражении (количественный учет);
на счете 11 и 12 предусмотрен учет в натуральном выражении (количественный учет).
Таким образом, существующая настройка предполагает ведение аналитического учета в разрезе двух видов субконто - номенклатуры необоротных активов и их мест хранения.
Виду субконто "Необоротные активы" соответствует справочник "Необоротные активы". Этот справочник является двухуровневым, что позволяет организовать учет наличия и движения необоротных активов по классификационным группам и по каждому инвентарному объекту.
Виду субконто "Места хранения" соответствует справочник "Места хранения". Этот справочник также является двухуровневым, что позволяет организовать учет наличия и движения необоротных активов по материально ответственным лицам, местам хранения по каждому инвентарному объекту.
Аналитический учет необоротных активов ведется в разрезе инвентарных объектов. Заметим, что учет НА ведется не на одном счете, а на множестве счетов. Это счета 10, 11, 12, 74, 97 и пр. На каждом из перечисленных счетов ведется учет одних и тех же объектоа В связи с этим потребуется лишь один раз создать справочник объектов НД и затем можно многократно использовать его для организации аналитического учета на разных счетах.
Ввод справочной информации об объектах необоротных активов осуществляется на основе первичных документов - актов, технической документации, нормативов. Рассмотрим организацию и заполнение справочника необоротных активов на конкретном примере
Организация справочника "Необоротные активы"
Для организации аналитического учета необоротных активов используется субконто вида "Необоротные активы". Данному виду субконто соответствует одноименный справочник. В этом можно убедиться, обратившись к описанию типовой конфигурации в документации или непосредственно к режиму конфигурирования, раскрыв необходимые ветви дерева объектов метаданных
Прежде чем приступать к вводу информации в справочник, следует обратить внимание на некоторые наиболее важные аспекты его организации. Рассмотрим, какие параметры установлены для справочника "Необоротные активы" в типовой конфигурации.
Обратимся к режиму конфигурирования, чтобы выяснить, какие параметры установлены для данного справочника
В окне описания параметров справочника можно выяснить следующие наиболее важные его свойства:
справочник является двухуровневым, так как для параметра "Количество уровней" установлено значение, равное двум;
данный справочник не подчинен другим справочникам, о чем свидетельствует соответствующая установка параметра "Подчинен";
в справочнике осуществляется сплошное кодирование элементов независимо от разбиения их на группы, поскольку переключатель "Серии кодов" установлен в положение "Во всем справочнике";
тип кода - числовой;
для ввода и редактирования элементов предусмотрена специальная форма диалога (для параметра "Редактировать" установлено значение "В диалоге").
Прежде чем вводить информацию в справочник, желательно убедиться в том, что сделаны именно такие установки. Если есть расхождения, требуется их устранить.
Обратимся к реквизитному составу справочника
Помимо обязательных элементов "Код" и "Наименование" справочник включает ряд дополнительных реквизитов:
Группа;
Срок использования;
Норма амортизации;
Метод расчета износа и др.
В описании свойств реквизитов справочника следует обратить внимание на одну важную особенность - многие реквизиты, входящие в состав справочника, являются периодическими.
Периодические реквизиты, как и любые другие, могут изменять свои значения в течение времени. Однако в отличие от обычных реквизитов, каждое изменение значения периодического реквизита фиксируется на определенную дату, то есть, программа в хронологическом порядке хранит историю изменения значения реквизита
Для того чтобы, находясь в режиме конфигурирования, выяснить, является ли реквизит периодическим, надо поочередно выбирать реквизиты справочника из списка "Реквизиты" и одновременно с этим в окне свойств просматривать закладку "Дополнительные". В этой закладке имеется флажок "Периодический". Если он установлен, то выбранный реквизит является периодическим. Кроме того, пользователь сам имеет возможность объявить реквизит периодическим. Для этого достаточно установить флажок "Периодический".
Просмотр и редактирование свойств реквизитов лучше всего осуществлять следующим образом:
двойным щелчком мыши по наименованию реквизита раскрыть окно описания свойств реквизита;
закрепить на экране окно свойств при помощи "шпильки", расположенной в верхнем правом углу окна;
в окне свойств выбрать закладку "Дополнительные";
поочередно мышью выделять различные наименования реквизитов, просматривая их параметры в окне свойств.
На рис. 12-1 показан пример просмотра свойств реквизита "Текущий Объем Производства" справочника "Необоротные активы".
О наличии в справочнике периодических реквизитов можно узнать непосредственно в режиме ведения бухгалтерского учета В панели инструментов формы списка справочника имеется кнопка "* ("История"). Если кнопка активна, это означает, что справочник содержит периодические реквизиты. При ее нажатии раскроется окно со списком всех периодических реквизитов, входящих в состав справочника Обращение к любому из них выдаст на экран историю изменения значений реквизита по датам. В этом списке можно отредактировать, как сами значения, так и даты, к которым они относятся.
Рис. 12-1. В конфигураторе задано свойство реквизита "Периодический"
Каковы последствия подобной настройки? Для периодических реквизитов сохраняется история изменения значений по датам. Если в процессе работы со справочником изменяется значение периодического реквизита, то его прежнее значение сохраняется в памяти системы, а новое значение фиксируется на текущую дату. В связи с этим очень важно перед вводом в справочник значений периодических реквизитов убедиться, что правильно установлена рабочая дата (меню "Сервис -Параметры" (Общие)). Именно она фиксируется как момент ввода реквизита или его изменения. Для периодического реквизита имеется возможность установить, какое значение он имел в различные периоды времени, что позволяет корректно осуществлять расчеты "задним числом".
- К читателю
- Лекция 1. Основы работы с программой "1с:Бухгалтерия"
- Запуск программы
- Режимы работы программы "1с: Бухгалтерия"
- Первое знакомство с режимом ведения учета
- Элементы пользовательского интерфейса
- Главное окно программы
- Работа с меню
- Пиктограммы и панели инструментов
- Горячие клавиши
- Первое знакомство с режимом конфигурирования Элементы пользовательского интерфейса
- Понятие метаданных
- Дерево объектов метаданных
- Окно свойств объекта
- Слои и закладки
- Создание новых информационных баз
- Лекция 2. Основные термины и понятия компьютерного учета
- Константы
- Справочники
- Перечисления
- Документы
- Журналы документов
- Бухгалтерские счета
- Виды субконто
- Операции и проводки
- Бухгалтерские итоги
- Лекция 3. Первоначальная настройка программы
- Первый вход в программу
- Ввод сведений о предприятии
- Ввод сведений об учетной политике предприятия и общих параметров функционирования программы
- Параметры функционирования системы
- Лекция 4. Ввод информации в справочники
- Подготовка справочников
- Форма диалога для ввода нового элемента справочника
- Ввод нового элемента в справочник
- Ввод информации о контрагентах - физических лицах
- Способы обращения к элементам справочников
- Контроль уникальности кодов
- Использование справочников для организации ведения аналитического учета
- Лекция 5. Операции и проводки
- Форма ввода бухгалтерской операции
- Форма ввода бухгалтерской операции
- Ввод операции и проводок
- Ручной ввод проводок
- Ввод проводок методом копирования
- Сохранение введенной операции
- Результаты ввода операций
- Лекция 6. Информация о состоянии счетов бухгалтерского учета
- Стандартные отчеты
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету
- Детализация и обновление показателей отчетов
- Формирование и анализ бухгалтерского баланса
- Лекция 7. Удаление информации
- Реализация операции удаления
- Настройка режима удаления
- Пометка на удаление
- Восстановление объектов, помеченных на удаление
- Физическое удаление объектов, помеченных на удаление
- Контроль ссылочной целостности
- Поиск ссылок на объекты
- Особенности реализации операции удаления для некоторых объектов программы
- Лекция 8. Реорганизация справочной информации
- Преобразование линейного справочника в иерархический
- Перенос элементов справочника в другие группы
- Изменение кодов элементов справочника
- Результаты реорганизации справочника "Контрагенты"
- Изменение свойств справочника "Контрагенты" на уровне конфигурирования
- Поиск объекта в дереве объектов метаданных
- Корректировка параметров описания справочника
- Способы представления элемента справочника в списках, документах и проводках
- Ввод текста с описанием справочника
- Параметры, которые изменять не следует
- Завершение работы в режиме конфигурирования
- Лекция 9. Кассовые и банковские операции
- Операции по кассе Учетная процедура
- Настройка плана счетов
- Ввод операций и проводок при помощи документов
- Документ "Приходный кассовый ордер"
- Ввод документа
- Ввод документов методом копирования
- Результаты ввода приходных кассовых документов
- Формирование и печать кассовой книги
- Операции по расчетному счету Учетная процедура
- Организация аналитического учета
- Ввод справочной информации
- Сдача наличных денежных средств на расчетный счет
- Использование документа "Расходный кассовый ордер"
- Получение наличных денежных средств с расчетного счета
- Учетная процедура
- Использование документа "Приходный кассовый ордер"
- Поступление денежных средств на расчетный счет
- Учетная процедура
- Ввод операций по расчетному счету с использованием документа "Банковская выписка"
- Взаимосвязь кассовых и банковских операций
- Результаты ввода документа "Банковская выписка"
- Лекция 10. Учет расчетов с покупателями
- Учетная процедура
- Организация компьютерного учета Настройка плана счетов
- Настройка параметров Субконто
- Средства автоматизации ввода документов и хозяйственных операций
- Ввод операции по предоплате с использованием документа "Банковская выписка"
- Регистрация новой организации в справочнике "Контрагенты"
- Регистрация договора
- Выписка счета
- Регистрация банковской выписки
- Выписка и регистрация налоговой накладной
- Лекция 11. Учет расчетов с поставщиками
- Учетная процедура
- Настройка субконто
- Оплата счета поставщика
- Регистрация новой организации в справочнике "Контрагенты"
- Использование документа "Платежное поручение"
- Печать платежного поручения
- Результат ввода платежного поручения
- Результаты ввода документа
- Поиск и просмотр подчиненных документов
- Ввод многострочной банковской выписки
- Результаты ввода документа
- Лекция 12. Учет необоротных активов
- Учетная процедура
- Ввод справочной информации
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Поступление необоротных активов от учредителей
- Оформление хозяйственной операции в виде сложной проводки
- Типовая операция "Поступление на в счет вклада в уставный капитал"
- Организация списка типовых операций
- Поступление необоротных активов от поставщиков
- Оплата счета на поставку основного средства
- Поступление основного средства
- Результаты ввода документа
- Безвозмездное поступление необоротных активов Учетная процедура
- Лекция 13. Амортизация необоротных активов Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Ввод справочной информации
- Средства реализации расчетов и ввода хозяйственных операций
- Расчет амортизационных отчислений за июль 2003 г.
- Лекция 14. Ремонт на Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Документ "Модернизация необоротного актива"
- Лекция 15. Учет арендуемых необоротных активов Обсуждаемые вопросы
- Учетная процедура
- Организация компьютерного учета
- Создание нового справочника краткосрочно арендуемых ос
- Результаты конфигурирования
- Ввод справочной информации
- Лекция 16. Использование мбп
- Документ "Ввод в эксплуатацию"
- Лекция 17. Создание производственных запасов Обсуждаемые вопросы
- Учетная процедура
- Ввод справочной информации
- Использование документа "Поступление мбп"
- Поступление материалов с недостачей Учетная процедура
- Результаты ввода документа
- Ввод операции по учету претензии поставщику
- Приобретение мпз подотчетным лицом у производителя
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Ввод справочных сведений о подотчетных лицах
- Утверждение авансового отчета
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Учет транспортно-заготовительных расходов
- Результаты ввода документа "Дополнительные расходы на приобретение тмц"
- Расчеты по ндс по приобретенным материалам
- Лекция 18. Организация учета затрат на производство и выпуска готовой продукции Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Первый вариант организации учета затрат на производство
- Второй вариант организации учета затрат на производство
- Третий вариант организации учета затрат на производство
- Организация компьютерного учета Настройка плана счетов
- Справочник "Виды деятельности"
- Учет производственных затрат в течение отчетного периода
- Завершение отчетного периода
- Методика учета затрат на производство и выпуска готовой продукции, реализованная в типовой конфигурации
- Лекция 19. Использование материальных запасов Обсуждаемые вопросы
- Учетный порядок
- Отпуск материалов на общехозяйственные расходы
- Использование документа "Списание тмц"
- Использование документа "Калькуляция"
- Оформление отпуска материалов при отсутствии достаточного запаса на складе
- Лекция 20. Учет затрат на оплату труда и отчисления в социальные фонды
- Учетная процедура
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Ввод справочной информации
- Использование документа "Начисление заработной платы"
- Результаты ввода документа "Начисление заработной платы"
- Документ "Выплата зарплаты"
- Лекция 21. Учет расходов будущих периодов
- Учетный порядок
- Применение условных функций в формулах типовых операций
- Автоматизация ввода операций
- Лекция 22. Учет затрат по оплате кредитов банка
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Подготовка справочной информации
- Использование режима "Табло"
- Оплата кредитов банка
- Лекция 23. Выпуск готовой продукции
- Учетная процедура
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Использование документа "Предварительная калькуляция".
- Анализ информации по наличию и движению готовой продукции
- Лекция 24. Учет реализации готовой продукции
- Учетный порядок
- Реализация в компьютерной бухгалтерии Настройка плана счетов
- Пополнение списка пользователей
- Назначение прав группам пользователей
- Использование документа "Расходная накладная"
- Результаты ввода документа
- Отгрузка продукции с отсрочкой платежа Отгрузка продукции
- Реализация продукции по предоплате
- Использование документа "Расходная накладная" в случае предоплаты
- Результаты ввода документа
- Выписка налоговых накладных и формирование книги продаж
- Документ "Налоговая накладная"
- Лекция 25. Учет финансовых результатов
- Закрытие счетов затрат по элементам и затрат деятельности
- Формирование отчета