logo
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НДФЛ КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС

4.3.1.5. Расчет налоговой базы, если получен беспроцентный заем (кредит)

Иногда организации выдают беспроцентные займы (кредиты). Зачастую такие льготные условия по займам предоставляют работодатели своим работникам.

Если заем (кредит) предоставлен в рублях, то могут возникнуть некоторые сложности с определением налоговой базы.

Так, чтобы рассчитать размер материальной выгоды, необходимо знать дату уплаты процентов по займу (кредиту) (пп. 1 п. 2 ст. 212, пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ). А по беспроцентным заимствованиям такой даты просто нет. Поэтому облагаемого НДФЛ дохода при получении беспроцентных займов формально не возникает (п. п. 6, 7 ст. 3 НК РФ).

Однако, по мнению Минфина России, материальная выгода по беспроцентным займам все же может быть определена и потому облагается НДФЛ. Чиновники считают, что в таком случае фактической датой получения материальной выгоды следует считать даты возврата заемных средств (Письма Минфина России от 25.07.2011 N 03-04-05/6-531, от 16.05.2011 N 03-04-05/6-350, от 29.03.2011 N 03-04-06/6-61, от 20.08.2010 N 03-04-06/7-184).

Этого же мнения придерживаются и налоговые органы (Письма УФНС России по г. Москве от 04.05.2009 N 20-15/3/043262@, от 20.06.2008 N 28-11/058540).

Минфин России разъясняет, что налоговая база при определении материальной выгоды за пользование беспроцентными кредитами (займами) рассчитывается следующим образом (Письмо от 09.08.2010 N 03-04-06/6-173). При первоначальном возврате заемных средств на сумму задолженности нужно начислить проценты, исчисленные исходя из 2/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату возврата средств, и количества дней, прошедших с момента предоставления займа. А при каждом следующем погашении проценты начисляются исходя из количества дней, прошедших с момента возврата предыдущей части займа.

Примечательно, что в Письме от 01.02.2010 N 03-04-08/6-18 Минфин России высказал несколько иное мнение. Налоговый кодекс РФ предусматривает определение налоговой базы в отношении материальной выгоды только на дату уплаты процентов. А если в налоговом периоде выплата процентов не производится, то не возникает и дохода, облагаемого НДФЛ.

Что касается судебной практики по рассматриваемому вопросу, то она пока немногочисленна и исходит из того, что при получении налогоплательщиком беспроцентного займа у него возникает облагаемый НДФЛ доход. А фактической датой его получения является день возврата заемных средств (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.08.2012 N А27-9497/2011, ФАС Уральского округа от 22.06.2012 N Ф09-4788/12).

Отметим, что до 01.01.2011 бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете было вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. В разрешении указывались источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты (п. 3 ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

Данная норма действовала до дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями указанных средств. Таким образом, бюджетные учреждения не могли выдавать беспроцентные ссуды (займы) своим работникам, так как такой расход средств не связан с обеспечением деятельности учреждения.

До вступления в силу Федерального закона N 63-ФЗ бюджетные учреждения (руководствуясь положениями ст. 161 Бюджетного кодекса РФ) были самостоятельны в расходовании средств, полученных из внебюджетных источников. И поэтому могли предоставлять своим работникам ссуды для приобретения жилья (на возвратной и безвозмездной основах) за счет внебюджетных источников, если это было предусмотрено нормами отраслевого законодательства РФ (Письмо Минфина России от 07.10.2005 N 02-14-11/2741).

Дополнительно отметим, что существует ряд ведомственных инструкций о порядке предоставления ссуд. Например, Инструкция о порядке выплаты и учета беспроцентной ссуды на обзаведение имуществом первой необходимости (утв. Приказом МВД России от 13.05.2003 N 322).