12. Экономическая эффективность документационного обеспечения управления
Подход к оценке эффективности документационного обеспечения управление определяется его ролью как характеристики системы управления. Документационное обеспечение управления можно считать эффективным, если оно обеспечивает эффективное функционирование системы управления.
Последовательность оценок организационных факторов, отражающая эффективности деятельности производственной организации в целом, эффективности системы управления и документационного обеспечения управления, определяется следующей схемой:
Таблица 12.1
Эффективность деятельности предприятия |
зависит от |
эффективности функционирования системы управления |
одной из характеристик, которой является |
Документационное обеспечение управление |
Система показателей, используемая при оценках эффективности документационного обеспечения управления, может быть разделена на группы, взаимосвязанные между собой:
Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления и, выражаемых через конечные результаты деятельности организации при оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления могут рассматриваться:
объем (увеличение объема) выпускаемой продукции;
прибыль (увеличение прибыли);
себестоимость (снижение себестоимости);
качество продукции и т.д.
Показатели, отражающие непосредственные результаты управленческого труда:
производительность труда отдельных категорий работников;
оперативность;
экономичность отдельных решений и решений аппарата управления в целом;
качество управленческих решений.
Эффект от проведения мероприятий по совершенствованию документационного обеспечения управления может быть:
экономический;
социальный.
Факторами экономического эффекта могут быть:
повышение производительности труда управленческих работников за счет:
совершенствования технологии работ;
специализации работника;
рационализации форм документов.
сокращение объема управленческих работ за счет:
устранения дублирования работ;
сокращения оформительских работ;
сокращения операций по передаче данных.
сокращение затрат материалов за счет:
сокращения объема управленческих работ;
уменьшения площади и содержания документов;
изменения формы документов;
изменения тиража документов.
условное или фактическое высвобождение работников;
изменения должностного состава работников.
Факторами социального эффекта могут быть:
возможность обеспечения и повышения квалификации;
повышение уровня удовлетворенности своим трудом;
изменение характера труда и улучшение его условий;
уменьшение текучести кадров;
повышение производительности труда.
Таблица 12.2
Эффективность совершенствования системы документационного обеспечения управления
Направления совершенствования ДОУ | Результаты функционирования ДОУ | Показатели экономической эффективности | Влияние на систему управления |
Совершенствование технологии работ Специализация работников Рационализация форм документов | Повышение производительности труда управленческих работников
|
| Повышение оперативности, обоснованности, надежности системы управления |
| Условное или фактическое высвобождение работников | - число высвобожденных работников ЗП – средняя заработная плата одного работника с начислениями |
|
| Изменение должностного состава работников | Эдс = Фзд - Фзп Эдс – экономия, достигнутая за счет изменения должностного состава |
|
| Снижение затрат времени обработки документов | Эдо = Эф + Эмт + Эз + Энр Эдо – экономия, достигнутая за счет мероприятий по документационному обеспечению управления |
|
Исключение дублирования документов Уменьшение количества документов | Снижение затрат материалов | Эф = (Д1 – Д2) С1 А1 Эф – экономия от снижения затрат материалов за счет количества форм и исключения дублирования форм документов Д1, Д2 – объем документов до и после С1 – стоимость одного листа А1 – годовой тираж выпуска бланков документов |
|
| Снижение трудоемкости заполнения документа | Экономия от снижения трудоемкости заполнения, размножения, хранения документа Эм = (Д1 – Д2) t2 n Д1, Д2 – количество документов до и после t2 – трудоемкость заполнения, размножения, хранения, час n – часовая ставка работника |
|
|
| Экономия на стадии оформления и заказа форм в типографии ЭЗ = (Д1 – Д2) t3 Ч3 t3 – норма времени (трудоемкости) оформления заказа, час Ч3 – часовая ставка заказа, руб. |
|
|
| Экономия на накладных расходах ЭПР = (Эф + Эм + ЭЗ) n n – коэффициент накладных расходов |
|
Устранение дублирования операций Сокращение оформительских операций Сокращение операций по передаче данных | Сокращение объема управленческих работ |
|
|
| Обеспечение своевременности выполнения работ |
|
|
Совершенствование процессов, в т.ч. совершенствование процессов принятия решения Формализация процесса представления информации по этапам принятия решения | Выбор лучшего решения Своевременное представление документов для принятия решения Правильное и своевременное оформление принятия решения
|
|
|
Возможность подготовки материалов для обучения персонала | Обеспечение обучения персонала, повышение уровня квалификации персонала Повышение уровня удовлетворенности трудом Изменение характера труда и улучшение его условий |
|
|
- Санкт-Петербургский институт машиностроения (втуз-лмз)
- 1. Основные положения работы с документами
- 1.1. Актуальность проблемы
- 1.2. Основные термины, определения и понятия
- 1.3. Функции документа
- 1.4. Методы документоведческих исследований
- 1.5 История развития документационного обеспечения управления
- 1.6 Правовые основы и нормативно-методическая база подготовки и оформления документов
- 2. Методические и организационные основы обеспечения качества документации.
- 2.1. Качество документационной информации.
- 2.2 Методы обеспечения качества документации
- 2.3. Композиция управленческого документа.
- 2.4. Формуляр-образец как метод моделирования систем документации.
- 2.5. Организационное регламентирование нормирование работ с документальной информацией.
- 3. Системы документации
- 3.1. Общее положение
- 3.1.1. Виды документов
- 3.2. Система управленческой документации
- 3.2.1. Система организационно-распорядительной документации
- 3.2.2. Система плановой документации
- 3.2.3. Система документации по кадровому обеспечению
- 3.2.4. Система финансовой документации
- 3.2.5. Система отчетной документации.
- 4. Общие правила оформления организационно-распорядительных документов
- 4.2. Требования к оформлению организационно-распорядительных документов
- 4.2.1. Состав реквизитов документа
- 4.2.2. Требования к бланкам документов
- 101000, Москва, Центр, Милютинский пер., д. 7 а
- 4.3. Правила оформления организационно-распорядительных документов
- 4.3.1. Правила оформления организационных документов
- Форма устава
- Форма трудового договора
- Форма положения о структурном подразделении
- Форма должностной инструкции
- Форма документа «Структура и штатная численность предприятия»
- Форма документа «Штатное расписание предприятия»
- Форма правил внутреннего трудового распорядка
- 4.3.2. Правила оформления распорядительных документов
- Образец приказа по основной деятельности
- Форма приказа о внесении изменений в штатное расписание
- Образец выписки из приказа по основной деятельности
- Образец распоряжения
- Образец указания
- 4.3.3. Правила оформления справочно-информационных документов
- Форма протокола
- Форма сокращённого протокола
- Форма краткого протокола
- Форма выписки из протокола
- Форма докладной записки
- Форма объяснительной записки
- Форма представления
- Форма заявления
- Образец входящего письма
- Образец исходящего письма
- 4.3.4. Правила оформления справочно-аналитической документации
- Форма акта приема-передачи документов в структурном подразделении
- Форма сводки
- 5. Совершенствование состава и форм документов предприятия
- 5.1. Основные направления совершенствования состава и форм документов
- 5.2. Классификатор форм документов, применяемых в деятельности организации (предприятия)
- 5.2.1. Назначение классификатора форм документов, применяемых в деятельности организации (предприятия)
- 5.2.2. Разработка классификатора форм документов
- Карта документа _________________________________________ (наименование подразделение)
- Пример заполнения классификатора форм документов оао «лмз»
- 5.3. Табель форм управленческих документов
- 5.3.1. Разработка табеля форм документов
- Примерный табель форм документов, применяемых в деятельности организации
- Примерный табель форм документов, применяемых в деятельности оао «Невская Мануфактура»
- 5.4. Альбом форм документов предприятия
- 5.4.1. Назначение альбома форм документов
- 5.4.2. Порядок разработки альбома форм документов
- Общие положения
- 5.5. Разработка структуры классификатора, табеля и альбома форм документов
- 5.5.1. Назначение структуры
- 5.5.2. Разработка структуры классификатора, табеля, альбома форм документов
- Перечень состава (структуры, разделов) классификатора, (табеля, альбома) форм документов оао «лмз»
- 5.6 Ведение классификатора, табеля и альбома форм документов
- 6. Основы документооборота
- 6.1 Понятие документооборота
- 6.2 Характеристики документооборота
- 6.2.1 Направления документооборота
- 6.2.2 Содержание документооборота
- 6.2.3 Объём документооборота
- 6.2.4 Скорость движения документов
- 6.2.5 Стоимость выполняемых типовых операций над документами
- 6.2.6 Понятие операции. Классификация операций
- 6.3 Способы фиксации документооборота
- 6.3.1 Общие положения
- 1. Документооборот для всей организации
- 2. Документооборот для структурного подразделения
- 3. Документооборот для распределения функции (задачи), документов
- 4. Документооборот принятия решения
- 6.4 Совершенствование документооборота
- 6.4.1 Причины роста числа документов и необходимость совершенствования документооборота
- 6.4.2 Принципы совершенствования и проектирования рациональной схемы документооборота
- 6.4.3 Требования к документообороту
- 6.4.4 Виды работ по совершенствованию документооборота
- 6.4.5 Методы совершенствования документопотока
- 6.5 Порядок формирования документооборота
- 6.6 Препятствия на пути внедрения системы разработки документооборота
- 7. Порядок движения документов на предприятии (организация документооборота предприятия в целом)
- 7.1 Общие положения
- 7.2 Обработка входящих (поступающих) документов
- 7.3 Обработка внутренних документов
- 7.4 Обработка исходящих (отправленных) документов
- Лицевая сторона
- Оборотная сторона
- Порядок заполнения регистрационно-контрольной карточки
- Контроль исполнения
- Ведомость Контроля исполнения документации По цеху-отделу № ___________
- 9. Систематизация и обеспечение сохранности документной информации.
- 9.1. Определение ценности документов и документной информации.
- Положение
- 1. Общие положения
- 2. Основные задачи эк
- 3. Основные функции эк
- Форма акта о выделении документов к уничтожению
- 9.2. Общие требования к систематизации документов.
- Форма номенклатуры дел предприятия
- Номенклатура дел
- Форма итоговой записи к номенклатуре дел
- 9.3 Составление заголовков дел
- Форма обложки дела постоянного и длительного сроков хранения
- Дело № ____________ том № __________
- 9.4. Установление сроков хранения дел.
- 9.5. Хранение документов в оперативной деятельности и формирование дел.
- Форма листа-заверителя дела
- Форма внутренней описи документов дела
- Форма описи дел постоянного и длительных сроков хранения
- Опись №
- 10. Автоматизированные системы документационного обеспечения управления [Приложение 2]
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Компьютеризация операций составления и обработки документов, автоматизация документооборота
- 10.3. Принципы автоматизации делопроизводства и управления документооборотом
- 11. Работа с документами, содержащими коммерческую тайну.
- 11.1. Условия отнесения информации к коммерческой тайне
- Перечень сведений конфиденциального характера.
- Состав Федерального Закона «о коммерческой тайне».
- Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. (Извлечения из Федерального закона «о коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года № 98-фз Ст.5)
- 11.2. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну
- 11.3. Защита коммерческой тайны предприятия
- 11.4. Меры воздействия на виновных в нарушении законодательства о защите коммерческой тайны
- 11.5. Обеспечение сохранности коммерческой тайны
- 1. Производство.
- 2. Планы.
- 10. Технология.
- 11. Управление (Менеджмент).
- 12. Безопасность.
- Инструкция по охране коммерческой тайны в птк «кая-варион»
- 1. Общие положения.
- 2. Порядок доступа сотрудников в птк к сведениям и документам, содержащим коммерческую тайну.
- 3. Обязанности и ответственность лиц, допущенных к сведениям, содержащим коммерческую тайну.
- 4. Организация учета, хранения и обращения документов, содержащих коммерческую тайну.
- 5. Контроль обеспечения сохранности тайны.
- Договор об оформлении допуска к коммерческой тайне
- Обязательство
- Памятка работнику о сохранении коммерческой тайны предприятия птк «кая-варион»
- 11.6. Ведение делопроизводства, обеспечивающего учета и сохранность документов коммерческой тайны
- 12. Экономическая эффективность документационного обеспечения управления
- 13. Организация документационного обеспечения управления
- 13.1. Система документационного менеджмента и ее основные компоненты
- 13.2. Организация службы документационного обеспечения управления
- Примерное положение о службе документационного обеспечения управления
- 1. Общие положения
- 2. Цели и задачи службы доу.
- 3. Функции службы доу
- 4. Права и ответственность службы доу.
- 5. Взаимоотношения службы доу с другими структурными подразделениями.
- 13.3 Состав нормативно-организационных документов по документационному обеспечению управления
- Состав и нормативно-организационных документов по организационному обеспечению управления
- Состав нормативно-организационных документов по делопроизводству
- Перечень нормативных актов по оформлению документов
- 1.Перечень определений
- 2) Приложения , разрабатываемые на базе платформ, как самостоятельные программы или в дополнение к основной платформе
- 2.Выбор автоматизированной информационной системы документационного обеспечения управления
- 3.Критерии выбора платформы автоматизации документооборота
- 4.Варианты выбора платформ автоматизации документооборота