3. Документооборот для распределения функции (задачи), документов
Функции (задачи, документы) выполняют при помощи документограммы, к которым относятся маршрутно-технологические карты, технологические карты, процедуры, оперограммы.
Документограмма – представляет собой графическую интерпретацию процессов составления документов как по операциям, содержащейся в них информации, так и операциям обработки самого носителя информации.
Пример составления документограммы «Составление производственного плана» представлен в табл. 6.15. Примеры составления документооборота для функций, документов представлены в разделе.
Пример составления документограммы «Составления «»Производственного плана цеха» представлен в табл. 6,17. Схема документограммы «Составление наряда» представлена в табл. 6.18.
Таблица.6.15
Документограмма производственного плана20
Показатели | Наименование документов | |||
Квартальный бизнес план | Месячный план графика | Отчёт о выполнении суточного задания | Отчёт о выполнении сменного задания | |
Периодичность |
|
|
|
|
Количество документов в год |
|
|
|
|
Рабочие места |
|
|
|
|
Контрольные места |
|
|
|
|
Начальные смены |
|
|
|
|
Диспетчер |
|
|
|
|
Начальник цеха |
|
|
|
|
Планово-диспетчерский отдел |
|
|
|
|
Экономический отдел |
|
|
|
|
Директор |
|
|
|
|
Наименование документа | Периодичность выпуска документа | Количество документов в год | Объём документов в единицах обработки | Участок механической сборки | Сборочный участок | Аппарат управления цехом | Заводоуправление | ||||||||||||||
Рабочее место | Контрольное место | Сменный мастер | Рабочее место | Контрольное место | Сменный мастер | Диспетчер | ПДО | ОТК | Бухгалтер | Начальник цеха | ПДО | ПТО | Директор | ||||||||
Производственный план на кв. с разбросом на месяц | 4 раза в год | 4 | 80 |
|
|
|
|
|
|
| X |
|
| V | X V | V | 0 | ||||
План-график работ по участкам | 12 раз в год | 24 | 140 |
|
| X |
|
| X | X | 4 V |
|
| 0 |
|
|
|
Таблица.6.16
Документограмма составления «производственного плана» цеха21
Таблица 6.17
Схема документограммы «Составление наряда»22
-
32 – кузнечный цех
Наименование работы
(операций)
Трудоемкость
Выполнено
(час)
Календарные
сроки начала
и окончания
ИСПОЛНИТЕЛИ
ПДБ
цеха
Мастер
Кладовщик
ОТК
Нормировщик
ВУ
Бухгалтерия
выписка наряда
проставление в наряде табельного номера и других сведений об исполнителе
отметка о выдаче деталей и заготовок
отметка о приеме обработанных деталей
проставление нормы времени и расценок
проставление количества отработанных часов
контроль правильности заполнения наряды
исчисление суммы заработка и количества норма - часов
сдача наряда на хранение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
«Блок-схема используется, как правило, для укрупнённого описания сложных процессов. Она состоит из блоков, изображаемых в виде геометрических фигур, внутри которой дано краткое описание соответствующей части процесса обработки информации».
Блок-схема составления оформления документов представлена на рис 6.18».23
Рис. 6.18 Блок-схема процесса составления и оформления документов
Органиграмма представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ с точки зрения распределения организационных процедур разработки и принятия решений между органами управления и отдельными работниками.24
«Оперограммы применяются для изображения простых первичных процессов управления. Они имеют форму матрицы, каждой строке которой соответствует какая-то операция процесса управления, а каждому столбцу – исполнитель этой операции. Линия, соединяющая клетки матрицы между собой, указывают последовательность выполнения операций и порядок передачи данных от исполнителей к исполнителю»25.
Таблица 6.19
Оперограмма движения листа
№ п/п | Структура подразделения и исполнители | Планово-диспетчерский отдел | Планово распределительный отдел | Плановик | Распр. работы | Склад заготовок | Кладовщики |
1 | Передача маршрутного листа (1) с талонами на получение заготовок (2) и регистрации поступлений листа | 1 2 2 | 1 |
|
|
|
|
2 | Регистрация маршрутных листов в подстальных заданиях (дата, номер) |
| 1 3 | 2 2 2 | 2 |
|
|
Оперограмма – это документ, на котором в графическом виде показаны:
по вертикали операции над документами
по горизонтали исполнители этих операций (должностные лица, подразделения)
Оперограмма движения маршрутного листа представлена в табл. 6.19. Оперограмма входящих документов показана в табл. 6.20. Оперограмма процесса принятия решения представлена в табл. 6.21.
Достоинства:
Возможность отображения маршрута движения документов, операций над документами и исполнителей над операциями и их трудоёмкость. Возможность показать существующий и необходимый документ.
Недостатки
Относительная трудоёмкость составления оперограмм.
Таблица 6.20
Оперограмма входящих документов
№ п/п | Исполнитель Операции "^\ | Секретариат | Руководитель предприятия | Секретари структурных подразделений | Руководители структурных подразделений | Исполнители |
10 | Получение документа. Передача руководителю |
|
|
|
|
|
11 | Передача в подразделения |
|
|
|
|
|
12 | Получение документа в подразделении |
|
|
|
|
|
13 | Регистрация документов в подразделениях |
|
|
| | |
|
14 | Рассмотрение документа в подразделении |
|
|
|
|
|
15 | Фиксация рассмотрения документа |
|
|
|
|
|
16 | Передача на исполнение |
|
|
|
|
|
17 | Исполнение документа |
|
|
|
|
|
18 | Передача документа секретарю |
|
|
|
|
|
19 | Формирование и оформление дел |
|
|
|
|
|
20 | Текущее хранение и использование |
|
|
|
|
|
Таблица 6.21
Оперограмма процесса принятия решения
№ п/п | Этапы работ (операции) | Исполнители (должностные лица, подразделения) | |||||
Зав. отделом | Зав. Фин. Отд. | Зав. …. отдела | Ген. директор | Секретариат | Зав. канцелярией | ||
1 | Составление проекта решения |
|
|
|
|
|
|
2 | Визирование проекта решения |
|
|
|
|
|
|
3 | Принятие решения |
|
|
|
|
|
|
4 | Оормление решения (регистрация, размножение) |
|
|
|
|
|
|
5 | Ознакомление с решением |
|
|
|
|
|
|
6 | Контроль за исполнением решения |
|
|
|
|
|
|
В кружочках указан срок (дн.) исполнения
Большую группу документов составляют:
маршрутные (маршрутно-технологические) карты
процедуры
Маршрутно-технологическая карта – это документ, содержащий описание технологического процесса составления производственного документа по всем операциям в технической последовательности.
Документ (маршрутно-технологическая карта) обычно выполняется в виде таблицы. В таблице указывается подразделение, в котором выполняется работа, лицо, (должность) отвечающее за выполнение работы, вход (документ, информация, подразделение, из которого поступает информация) или выход (документ, информация, конечный результат и подразделение – получатель информации).
Иногда в таблицы указывается также: оснащение рабочего места, норма времени на выполнение операции.
Иногда маршрутно-техническую карту представляют в виде текста, на котором указано: наименование операций, исполнитель, норма времени на операцию, средняя месячная з/п, расчёт величины.
Процедура – это таблица, в которой указывается:
действие (формирование документа, выполнение функций)
кто делает (подразделения, специалист)
что делает (содержание и последовательность операций по формированию документа, выполнению функций)
когда делает (срок исполнения)
как делает (используемые документы, информация)
Достоинства
Возможность отображения процесса составления документа по операциям и их исполнителей; возможность сбалансировать входные и выходные документы; возможность рассчитать трудоёмкость составления документов.
Недостатки
Отсутствие потоков (маршрутов движения документов; относительная трудоёмкость составления технологических карт).
Технологическая карта функции управления (форма) представлена в табл. 6.22. Технологическая карта функции управления (пример) представлена в табл. 6.23.
Маршрутно-технологическая карта составления документа (форма) представлена в табл. 6.24. . Маршрутно-технологическая карта (пример заполнения) представлена в табл. 6.25.
Маршрутно-технологическая карта составления письма (форма) представлена в табл. 6.26. Процедура формирования документа (форма) представлена в табл. 6.27. Процедура формирования документа (пример составления) представлена в табл. 6.28.
Таблица 6.22
Технологическая карта функция управления Функция:
(форма) Элемент:
Отделы исполнители | № п/п | Наименование и содержание работ | Средства механизации | Должность исполнителя | Единица измерения | Кол-во | Трудоемкость | Форма документа | |||
Наименование | Шифр | Наименование | Шифр | Единичная | итого |
Таблица 6.23
Технологическая карта функция управления Функция: Технико-экономическое планирование
(пример) Элемент: Установление цен на изделие
Отделы исполнители | № п/п | Наименование и содержание работ | Средства механизации | Должность исполнителя | Единица измерения | Кол-во | Трудоемкость | Форма документа | |||
Наименование | Шифр | Наименование | Шифр | Единичная | итого | ||||||
Бюро цен планово-экономического отдела | 1 | Составление задания отделам и цехам |
|
| Начальник бюро |
|
| 10 | 0,02 | 0,2 | Бланк задания |
| 2 | Представление задания отделам и цехам |
|
| Техник |
|
| 10 | 0,01 | 0,1 |
|
Таблица 6.24
Маршрутная технологическая карта
Наименование документа(форма)
Работы, обеспечивающие составление документа | Код работы | Подразделение, в котором выполняется работа | Вход | Операции по выполнению работы | Лицо (должность), отвечающее за выполнение работы | Выход | ||
Документ, информация или производственный результат | Подразделение, из которого поступает информация | Документ, информация или производственный результат | Подразделения- получатели информации | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Таблица 6.25
Маршрутная технологическая карта
Наименование документа: стратегический план
(пример)
Работы, обеспечивающие составление документа | Код работы | Подразделение, в котором выполняется работа | Вход | Операции по выполнению работы | Лицо (должность), отвечающее за выполнение работы | Выход | ||
Документ, информация или производственный результат | Подразделение, из которого поступает информация | Документ, информация или производственный результат | Подразделения- получатели информации | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Определение стратегий |
| БСП | Основные направления развития | Совет директоров | Разработка SWOT-анализа. Определение целей | Главный специалист | Перечень стратегий | Ген. директор |
2. Формирование стратегического плана |
| БСП | Производственный план. План маркетинга. Финансовый план | ПЭО ОМ ФО | Разработка продуктовой программы. Разработка программы реструк. б.п. | Главный специалист | Стратегический план | Совет директоров |
Таблица 6.26
Маршрутно-технологическая карта подготовки письма
Наименование работ (операций) | Исполнитель | Норма времени на операцию | Средн. мес. з/пл | Расчет величины стоимости |
1. Выдача поручения | Руководитель | 5 мин. |
|
|
2. Получение поручения | Специалист | 5 мин. |
|
|
3. Подготовка письма | Специалист | 90 мин. |
|
|
4. Печать письма | Секретарь | 8 мин. |
|
|
5. Визирование письма | Специалист | 480 мин. |
|
|
6. Передача письма на подпись руководителю | Секретарь | 300 мин. |
|
|
7. Подписание письма | Руководитель | 120 мин. |
|
|
8. Регистрация письма | Секретарь | 5 мин. |
|
|
9. Отправка письма | Секретарь | 5 мин. |
|
|
Таблица 6.27
Маршрутно-технологическая карта подготовки письма
Наименование работ (операций) | Исполнитель | Норма времени на операцию | Средн. мес. з/пл | Расчет величины стоимости |
1. Выдача поручения | Руководитель | 5 мин. |
|
|
2. Получение поручения | Специалист | 5 мин. |
|
|
3. Подготовка письма | Специалист | 90 мин. |
|
|
4. Печать письма | Секретарь | 8 мин. |
|
|
5. Визирование письма | Специалист | 480 мин. |
|
|
6. Передача письма на подпись руководителю | Секретарь | 300 мин. |
|
|
7. Подписание письма | Руководитель | 120 мин. |
|
|
8. Регистрация письма | Секретарь | 5 мин. |
|
|
9. Отправка письма | Секретарь | 5 мин. |
|
|
Таблица 6.28
Процедура формирования документа
(форма)
Этапы и содержание работы | Содержание и последовательность операций по выполнению работ что | Срок исполнения когда | Ответственный исполнитель кто | Документа, информация как | Примечание | |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6.29
Процедура формирования документа
(пример)
Этапы и содержание работы | Содержание и последовательность операций по выполнению работ | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | Необходимые документы, информация | Примечание | |
Определение стратегий | Разработка SWOT-анализ. Определение целей. Определение стратегий. Выбор стратегий | 00.00.0000 | Гл. специалист | Основные направления деятельности. Перечень ресурсов | SWOT-анализ. Перечень целей. Перечень стратегий. Выбранные стратегии. |
|
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Санкт-Петербургский институт машиностроения (втуз-лмз)
- 1. Основные положения работы с документами
- 1.1. Актуальность проблемы
- 1.2. Основные термины, определения и понятия
- 1.3. Функции документа
- 1.4. Методы документоведческих исследований
- 1.5 История развития документационного обеспечения управления
- 1.6 Правовые основы и нормативно-методическая база подготовки и оформления документов
- 2. Методические и организационные основы обеспечения качества документации.
- 2.1. Качество документационной информации.
- 2.2 Методы обеспечения качества документации
- 2.3. Композиция управленческого документа.
- 2.4. Формуляр-образец как метод моделирования систем документации.
- 2.5. Организационное регламентирование нормирование работ с документальной информацией.
- 3. Системы документации
- 3.1. Общее положение
- 3.1.1. Виды документов
- 3.2. Система управленческой документации
- 3.2.1. Система организационно-распорядительной документации
- 3.2.2. Система плановой документации
- 3.2.3. Система документации по кадровому обеспечению
- 3.2.4. Система финансовой документации
- 3.2.5. Система отчетной документации.
- 4. Общие правила оформления организационно-распорядительных документов
- 4.2. Требования к оформлению организационно-распорядительных документов
- 4.2.1. Состав реквизитов документа
- 4.2.2. Требования к бланкам документов
- 101000, Москва, Центр, Милютинский пер., д. 7 а
- 4.3. Правила оформления организационно-распорядительных документов
- 4.3.1. Правила оформления организационных документов
- Форма устава
- Форма трудового договора
- Форма положения о структурном подразделении
- Форма должностной инструкции
- Форма документа «Структура и штатная численность предприятия»
- Форма документа «Штатное расписание предприятия»
- Форма правил внутреннего трудового распорядка
- 4.3.2. Правила оформления распорядительных документов
- Образец приказа по основной деятельности
- Форма приказа о внесении изменений в штатное расписание
- Образец выписки из приказа по основной деятельности
- Образец распоряжения
- Образец указания
- 4.3.3. Правила оформления справочно-информационных документов
- Форма протокола
- Форма сокращённого протокола
- Форма краткого протокола
- Форма выписки из протокола
- Форма докладной записки
- Форма объяснительной записки
- Форма представления
- Форма заявления
- Образец входящего письма
- Образец исходящего письма
- 4.3.4. Правила оформления справочно-аналитической документации
- Форма акта приема-передачи документов в структурном подразделении
- Форма сводки
- 5. Совершенствование состава и форм документов предприятия
- 5.1. Основные направления совершенствования состава и форм документов
- 5.2. Классификатор форм документов, применяемых в деятельности организации (предприятия)
- 5.2.1. Назначение классификатора форм документов, применяемых в деятельности организации (предприятия)
- 5.2.2. Разработка классификатора форм документов
- Карта документа _________________________________________ (наименование подразделение)
- Пример заполнения классификатора форм документов оао «лмз»
- 5.3. Табель форм управленческих документов
- 5.3.1. Разработка табеля форм документов
- Примерный табель форм документов, применяемых в деятельности организации
- Примерный табель форм документов, применяемых в деятельности оао «Невская Мануфактура»
- 5.4. Альбом форм документов предприятия
- 5.4.1. Назначение альбома форм документов
- 5.4.2. Порядок разработки альбома форм документов
- Общие положения
- 5.5. Разработка структуры классификатора, табеля и альбома форм документов
- 5.5.1. Назначение структуры
- 5.5.2. Разработка структуры классификатора, табеля, альбома форм документов
- Перечень состава (структуры, разделов) классификатора, (табеля, альбома) форм документов оао «лмз»
- 5.6 Ведение классификатора, табеля и альбома форм документов
- 6. Основы документооборота
- 6.1 Понятие документооборота
- 6.2 Характеристики документооборота
- 6.2.1 Направления документооборота
- 6.2.2 Содержание документооборота
- 6.2.3 Объём документооборота
- 6.2.4 Скорость движения документов
- 6.2.5 Стоимость выполняемых типовых операций над документами
- 6.2.6 Понятие операции. Классификация операций
- 6.3 Способы фиксации документооборота
- 6.3.1 Общие положения
- 1. Документооборот для всей организации
- 2. Документооборот для структурного подразделения
- 3. Документооборот для распределения функции (задачи), документов
- 4. Документооборот принятия решения
- 6.4 Совершенствование документооборота
- 6.4.1 Причины роста числа документов и необходимость совершенствования документооборота
- 6.4.2 Принципы совершенствования и проектирования рациональной схемы документооборота
- 6.4.3 Требования к документообороту
- 6.4.4 Виды работ по совершенствованию документооборота
- 6.4.5 Методы совершенствования документопотока
- 6.5 Порядок формирования документооборота
- 6.6 Препятствия на пути внедрения системы разработки документооборота
- 7. Порядок движения документов на предприятии (организация документооборота предприятия в целом)
- 7.1 Общие положения
- 7.2 Обработка входящих (поступающих) документов
- 7.3 Обработка внутренних документов
- 7.4 Обработка исходящих (отправленных) документов
- Лицевая сторона
- Оборотная сторона
- Порядок заполнения регистрационно-контрольной карточки
- Контроль исполнения
- Ведомость Контроля исполнения документации По цеху-отделу № ___________
- 9. Систематизация и обеспечение сохранности документной информации.
- 9.1. Определение ценности документов и документной информации.
- Положение
- 1. Общие положения
- 2. Основные задачи эк
- 3. Основные функции эк
- Форма акта о выделении документов к уничтожению
- 9.2. Общие требования к систематизации документов.
- Форма номенклатуры дел предприятия
- Номенклатура дел
- Форма итоговой записи к номенклатуре дел
- 9.3 Составление заголовков дел
- Форма обложки дела постоянного и длительного сроков хранения
- Дело № ____________ том № __________
- 9.4. Установление сроков хранения дел.
- 9.5. Хранение документов в оперативной деятельности и формирование дел.
- Форма листа-заверителя дела
- Форма внутренней описи документов дела
- Форма описи дел постоянного и длительных сроков хранения
- Опись №
- 10. Автоматизированные системы документационного обеспечения управления [Приложение 2]
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Компьютеризация операций составления и обработки документов, автоматизация документооборота
- 10.3. Принципы автоматизации делопроизводства и управления документооборотом
- 11. Работа с документами, содержащими коммерческую тайну.
- 11.1. Условия отнесения информации к коммерческой тайне
- Перечень сведений конфиденциального характера.
- Состав Федерального Закона «о коммерческой тайне».
- Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. (Извлечения из Федерального закона «о коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года № 98-фз Ст.5)
- 11.2. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну
- 11.3. Защита коммерческой тайны предприятия
- 11.4. Меры воздействия на виновных в нарушении законодательства о защите коммерческой тайны
- 11.5. Обеспечение сохранности коммерческой тайны
- 1. Производство.
- 2. Планы.
- 10. Технология.
- 11. Управление (Менеджмент).
- 12. Безопасность.
- Инструкция по охране коммерческой тайны в птк «кая-варион»
- 1. Общие положения.
- 2. Порядок доступа сотрудников в птк к сведениям и документам, содержащим коммерческую тайну.
- 3. Обязанности и ответственность лиц, допущенных к сведениям, содержащим коммерческую тайну.
- 4. Организация учета, хранения и обращения документов, содержащих коммерческую тайну.
- 5. Контроль обеспечения сохранности тайны.
- Договор об оформлении допуска к коммерческой тайне
- Обязательство
- Памятка работнику о сохранении коммерческой тайны предприятия птк «кая-варион»
- 11.6. Ведение делопроизводства, обеспечивающего учета и сохранность документов коммерческой тайны
- 12. Экономическая эффективность документационного обеспечения управления
- 13. Организация документационного обеспечения управления
- 13.1. Система документационного менеджмента и ее основные компоненты
- 13.2. Организация службы документационного обеспечения управления
- Примерное положение о службе документационного обеспечения управления
- 1. Общие положения
- 2. Цели и задачи службы доу.
- 3. Функции службы доу
- 4. Права и ответственность службы доу.
- 5. Взаимоотношения службы доу с другими структурными подразделениями.
- 13.3 Состав нормативно-организационных документов по документационному обеспечению управления
- Состав и нормативно-организационных документов по организационному обеспечению управления
- Состав нормативно-организационных документов по делопроизводству
- Перечень нормативных актов по оформлению документов
- 1.Перечень определений
- 2) Приложения , разрабатываемые на базе платформ, как самостоятельные программы или в дополнение к основной платформе
- 2.Выбор автоматизированной информационной системы документационного обеспечения управления
- 3.Критерии выбора платформы автоматизации документооборота
- 4.Варианты выбора платформ автоматизации документооборота