logo
Кожинов В

9.5. Расходы по отгрузке продукции

При заключении договора между покупателем и поставщиком обязательно делается оговорка о том месте, где передается право собственности на товар и до которого расходы по отгрузке и транспортировке несет поставщик.

В бухгалтерском учете это место называется "франко-место". Слово "франко" (по-итальянски franco) обозначает понятие "свободен", т.е. с какого места поставщик свободен от обязательств и не несет ответственность за пропажу и порчу товара, а также не оплачивает расходы по страховке и транспортировке груза.

Наиболее распространенными в России являются поставки железнодорожным транспортом. Для этих поставок типичными являются следующие франко-места.

1. Франко-склад поставщика: поставщик свободен от обязательств по страховке и транспортировке товара уже на своем складе.

2. Франко-вагон - станция отправления: поставщик несет ответственность за доставку товара в вагон на станцию отправления.

3. Франко-вагон - станция назначения: поставщик несет ответственность за доставку товара на станцию назначения покупателя. Он эту ответственность частично может переложить на железную дорогу, заключив с нею договор на перевозку.

4. Франко-склад покупателя: поставщик несет ответственность за доставку и разгрузку товара на складе покупателя.

Чаще всего в России используют способ "франко-вагон - станция отправления" с дополнительным договором с железной дорогой на перевозку груза. В этом случае получение товара на железнодорожной станции назначения осуществляется материально-ответственным лицом предприятия-покупателя по доверенности, удостоверяющей его право на это.

Магазины чаще всего заключают договоры на поставку им продукции по способу "франко-склад покупателя": у них обычно возникают проблемы с организацией транспортных перевозок.

Для точного указания места передачи права собственности на отгруженную продукцию в бухгалтерском учете часто используют счет 45 "Товары отгруженные". После отгрузки товара, который еще не стал собственностью покупателя, и при условии, что коммерческие расходы оплачивает поставщик, делается следующая бухгалтерская проводка:

Д 45 - К 43 - учтена отгрузка продукции покупателю (себестоимость),

где: счет 43 "Готовая продукция".

Продукция на счете 45 является собственностью (активом) поставщика и учитывается им при расчетах налога на имущество. После перехода права собственности к покупателю в бухгалтерском учете поставщика оформляются следующие записи:

Д 90 - К 45 - списана на реализацию себестоимость отгруженной продукции;

Д 90 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;

Д 90 - К 68 - начислен НДС;

Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю (договорная цена);

Д 90 - К 99 - определен финансовый результат (прибыль),

где: счет 44 "Расходы на продажу", счет 90 "Продажи", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 99 "Прибыли и убытки".