logo
Кожинов В

Глава 23. Понятие аудита

Бухгалтерский учет - один из ключевых элементов системы управления финансово-экономической деятельности предприятия. От формы его организации, качества исполнения и быстроты реакции на происходящие изменения во многом зависит конечный результат хозяйствования.

В главе 2 отмечалось, что роль бухгалтерской службы проявляется как во внутренней, так и во внешней предпринимательской среде. Все это требует, чтобы главный бухгалтер и руководитель предприятия обладали максимально полной и достоверной информацией о производственно-хозяйственном состоянии своего предприятия и финансовой устойчивости его партнеров и клиентов.

В этой связи им иногда требуются квалифицированная помощь в проведении экспресс-анализа внутренней и внешней финансово-экономической обстановки, а также рекомендации по ведению бухгалтерского учета и бизнеса в целом.

Такая поддержка может быть обеспечена со стороны внутренней или внешней службы аудита, близкой по форме и содержанию работы к бухгалтерскому подразделению и тесно взаимодействующей с ним.

Спрос на консультационные услуги в области оценки финансово-экономической устойчивости фирм породил специфическую форму посреднической деятельности, получившей название аудита.

Аудит вобрал в себя существовавшие до него элементы анализа хозяйственной деятельности, комплексной документальной ревизии, счетной проверки финансовой отчетности, судебно-бухгалтерской экспертизы. Он дополнил их конструктивным подходом, заключающимся в выдаче предложений по рациональному использованию ресурсов, совершенствованию учета, налоговому планированию и прогнозированию финансового результата работы предприятия в рамках действующих законодательных актов 10, 29, 33, 60, 61, 238, 289, 309, 352, 354.

Еще одной не менее важной задачей аудита является оценка постановки и правильности ведения бухгалтерского учета с точки зрения полноты и точности предоставления информации о финансовом состоянии предприятия. Это необходимо:

1) для получения административно-хозяйственным аппаратом и учредителями уверенности в высоком профессионализме и безупречных моральных качествах работников бухгалтерии;

2) для предоставления внешним партнерам по бизнесу гарантий в том, что деятельность предприятия полностью соответствует его бухгалтерской отчетности.

Международные стандарты аудиторской деятельности именно эту вторую задачу считают главной в силу сложившихся традиций и условий развития рыночных отношений за рубежом.