logo
Кожинов В

16.1. Основы налоговой системы. Налоговый кодекс

Действующая налоговая система России базируется на Законе РФ "Об основах налоговой системы" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (с изменениями от 24.07.2002 г.), первой и второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) - в редакции от 24.07.2002 г. Ее солидная правовая база заложена в первой части НК РФ. Она устанавливает принципы формирования и функционирования налоговой системы России, определяет порядок введения, изменения и отмены налогов. В ней сформулировано правовое положение налогоплательщиков и налоговых органов. Представлены правила выявления объектов налогообложения и исполнения обязательств налогоплательщиками. Кроме этого в общей части перечислены меры исполнения налоговых обязательств и изложен порядок их применения.

Правила начисления и уплаты конкретных налогов регламентируются упомянутым Законом N 2118-1 и частью второй НК РФ, а также совокупностью других законов о конкретных налогах и нормативных актов, разработанных на их основе.

В условиях рыночной экономики налоговая система представляет собой актуальную часть экономики государства, которая служит мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности коммерческих предприятий.

Стремление государства увеличить доходную часть бюджета за счет налоговых поступлений вполне естественно. Но так же естественно желание учредителей и работников конкретной коммерческой фирмы обеспечить себе с помощью напряженного и творческого труда достойную материальную жизнь и экономическую независимость.

Из мировой практики известно, что чрезмерно жесткая налоговая политика государства неизбежно приводит к замиранию предпринимательской деятельности и к ее перемещению в сферу "теневого" бизнеса. Это, в свою очередь, значительно уменьшает объем налоговых поступлений в бюджет и во внебюджетные фонды. Критическим для экономики страны считается такое положение в налоговой системе, при котором общая сумма налоговых отчислений предприятия достигает значений, составляющих 40-45% от выручки.

До недавнего времени именно такая цифра характеризовало налоговую систему России. В настоящее время наметились тенденции к снижению налогового бремени предприятий, однако кардинальный перелом пока не наступил. Рыночные отношения в России, безусловно, должны регулироваться государством, его следует проводить путем оптимального сочетания законодательных ограничений с предоставлением широких возможностей экономического развития предприятий и отдельных личностей. Пока же современное российское государство относится к отечественным коммерческим фирмам "весьма сдержанно" и предпочитает воспитывать в своих чиновниках только одно правило взаимодействия:

"Не смотри, чтоб другим осталось, а смотри, чтоб тебе досталось".

Отрицательный эффект для российских граждан от такого взаимодействия очевиден: идет устойчивое сокращение объема малого бизнеса при общем низком уровне жизни людей (см. главу 22). Налоговый кодекс разрабатывается и дорабатывается уже длительное время, но пока совместить в нем противоречивые стремления государства и коммерческих предприятий не удается.

Основные принципы налоговой системы, заложенные в кодексе, выражаются в следующем.

Каждое физическое и юридическое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы (в дальнейшем просто налоги).

Налоги должны быть экономически обоснованы.

Перечень налогов определяется исключительно Налоговым кодексом. Никто не может требовать уплачивать налоги, не предусмотренные в нем.

Налоги не могут иметь дискриминационный характер и не могут зависеть от политических, идеологических, этнических и конфессиональных соображений.

Не допускается установление различных ставок налогов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала.

Допускается законодательное принятие различных ввозных таможенных пошлин для товаров, происходящих из различных стран.

Материалы части второй НК РФ и разработанные на ее основе инструкции должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый экономический субъект мог легко установить, какие налоги в какие сроки и в каких величинах он должен уплачивать. Все сомнения, противоречия и неясности должны трактоваться в пользу налогоплательщиков.

При определении налоговых обязательств предприятий и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в различных странах или связанных экономическими отношениями с различными странами, приоритет отдается международным налоговым договорам.

Перечень основных налогов и сборов налоговой системы, действующей на 01.01.2003 г. и декларированной первой частью Налогового кодекса РФ, для сопоставления приведены в табл.16.1.

Таблица 16.1. Перечень налогов и сборов

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| N| Наименование налога или сбора | N|

| |—————————————————————————————————————————————————————————————————| |

| | Действующая налоговая система |Налоговая система, декларируемая| |

| | |в НК | |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| Федеральные налоги и сборы |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|1 |Налог на добавленную стоимость |Налог на добавленную стоимость |1 |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|2 |Акцизы |Акцизы на отдельные виды товаров|2 |

| | |(услуг) и отдельные виды мине-| |

| | |рального сырья | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|3 |Налог на доходы физических лиц |Налог на прибыль (доход) органи-|3 |

| | |заций | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|4 |Единый социальный налог |Налог на доходы от капитала |4 |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|5 |Налог на операции с ценными|Подоходный налог с физических лиц|5 |

| |бумагами | | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|6 |Таможенная пошлина |Взносы в государственные социаль-|6 |

| | |ные внебюджетные фонды | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|7 |Платежи за пользование природ-|Государственная пошлина |7 |

| |ными ресурсами | | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|8 |Налог на прибыль организаций |Таможенная пошлина и таможенные|8 |

| | |сборы | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|9 |Государственная пошлина |Налог на пользование недрами |9 |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|10|Налог с имущества, переходящего|Налог на воспроизводство|10|

| |в порядке наследования и|минерально-сырьевой базы | |

| |дарения | | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|11|Сбор за использование наимено-|Налог на дополнительный доход от|11|

| |ваний "Россия", "Российская|добычи углеводородов | |

| |Федерация" и образованных на их| | |

| |основе словосочетаний | | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|12|Плата за пользование водными|Сбор за право пользования объек-|12|

| |объектами |тами животного мира и водными| |

| | |биологическими ресурсами | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|13|Сборы за выдачу лицензий и|Лесной налог |13|

| |право на производство и оборот| | |

| |этилового спирта, спиртосодер-| | |

| |жащей и алкогольной продукции | | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|14|Налог на добычу полезных|Водный налог |14|

| |ископаемых | | |

| | |—————————————————————————————————|——|

| | |Экологический налог |15|

| | |—————————————————————————————————|——|

| | |Федеральные лицензионные сборы |16|

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| Региональные налоги и сборы |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|15|Налог на имущество предприятий |Налог на имущество организаций |17|

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|16|Лесной налог |Налог на недвижимость |18|

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|17|Сбор на нужды образовательных|Дорожный налог |19|

| |учреждений | | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|18|Налог с продаж |Транспортный налог |20|

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|19|Единый налог на вмененный доход|Налог с продаж |21|

| |для отдельных видов деятель-| | |

| |ности | | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|20|Транспортный налог |Налог на игорный бизнес |22|

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|21|Налог на игорный бизнес |Региональные лицензионные сборы |23|

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|22|Упрощенная система налогооб-| | |

| |ложения | | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|23|Единый сельскохозяйственный| | |

| |налог | | |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| Местные налоги и сборы |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|24|Налог на имущество физических|Земельный налог |24|

| |лиц | | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|25|Земельный налог |Налог на имущество физических лиц|25|

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|26|Регистрационный сбор с физичес-|Налог на рекламу |26|

| |ких лиц, занимающихся предпри-| | |

| |нимательской деятельностью | | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|27|Налог на строительство объектов|Налог на наследование и дарение |27|

| |производственного назначения в| | |

| |курортной зоне | | |

|——|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|——|

|28|Курортный сбор |Местные лицензионные сборы |28|

|——|———————————————————————————————| | |

|29|Сбор за право торговли | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|30|Целевые сборы с граждан, учреж-| | |

| |дений, организаций на содержа-| | |

| |ние милиции, на благоустройство| | |

| |территорий, на нужды образова-| | |

| |тельных учреждений и другие| | |

| |цели | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|31|Налог на рекламу | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|32|Налог на перепродажу автомоби-| | |

| |лей, вычислительной техники и| | |

| |персональных компьютеров | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|33|Сбор с владельцев собак | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|34|Лицензионный сбор за право тор-| | |

| |говли винно-водочными изделиями| | |

|——|———————————————————————————————| | |

|35|Лицензионный сбор за право| | |

| |проведения местных аукционов и| | |

| |лотерей | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|36|Сбор за выдачу ордера на| | |

| |квартиру | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|37|Сбор за парковку автотранспорта| | |

|——|———————————————————————————————| | |

|38|Сбор за право использования| | |

| |местной символики | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|39|Сбор за участие в бегах на| | |

| |ипподроме | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|40|Сбор за выигрыш на бегах | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|41|Сбор с лиц, участвующих в игре| | |

| |на тотализаторе | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|42|Сбор со сделок, совершаемых на| | |

| |биржах | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|43|Сбор за право проведения кино-| | |

| |и телесъемок | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|44|Сбор за уборку территорий насе-| | |

| |ленных пунктов | | |

|——|———————————————————————————————| | |

|45|Сбор за открытие игорного| | |

| |бизнеса | | |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Примечания к табл.16.1.

1. До настоящего времени не приняты законодательные акты федерального значения, регламентирующие условия начисления и уплаты налога на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне.

2. С введением на территории субъекта Федерации налога с продаж не взимаются налоги, представленные в левой части таблицы под номерами 17, 27, 29, 32-45. В настоящее время не используют в своем налоговом законодательстве налог с продаж следующие субъекты: Республика Ингушетия, Красноярский край, Архангельская, Калужская, Ленинградская, Пермская, Рязанская, Томская области, Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа. Согласно действующим нормативным актам налог с продаж будет взиматься до 01.01.2004 г.

3. Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ при начислении налогов, сборов (и штрафов за их уплату), величина которых установлена кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), в качестве базовой суммы принимается МРОТ = 100 руб.

В соответствии с НК РФ, налог или сбор считается установленным, если определены следующие его составляющие:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты.

Особое место в Налоговом кодексе занимают статьи, определяющие права и обязанности налогоплательщиков и контролирующих их налоговых органов. Они устанавливают юридические основы взаимоотношений обеих сторон.

Права налогоплательщиков заключаются в следующем:

получать от налоговых органов информацию и письменные разъяснения о налогах;

использовать налоговые льготы при наличии оснований на них;

получать отсрочки платежей в законном порядке и осуществлять своевременный зачет или возврат излишне уплаченных сумм;

представлять свои интересы в налоговых правоотношениях;

давать налоговым органам пояснения по начислению налогов;

присутствовать при выездных проверках со стороны налоговых органов и получать копии актов об этих проверках;

требовать от налоговых органов соблюдения законодательства, не выполнять неправомерные указания должностных лиц и налоговых органов и обжаловать их действия;

требовать соблюдения налоговых тайн и возмещения причиненного ущерба в результате незаконных действиями налоговых органов.

Обязанности налогоплательщиков состоят в следующем:

вставать на учет в налоговых органах и уплачивать законно установленные налоги;

вести учет доходов и расходов;

предоставлять в налоговые органы налоговые декларации и другую требуемую документацию;

выполнять законные требования налоговых органов по устранению нарушений;

сохранять в течение четырех лет документацию по начислению и уплате налогов.

Права налоговых органов заключаются в следующем:

требовать от налогоплательщиков отчетные документы и пояснения к ним;

проводить налоговые проверки и письменно вызывать налогоплательщиков для объяснений;

изымать по акту документы, свидетельствующие о наличии нарушений;

приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков и накладывать арест на их имущество;

обследовать любые помещения налогоплательщиков, используемые для извлечения доходов;

определять суммы налогов расчетным путем, требовать устранения нарушений, взыскивать недоимки и пени, а также предоставлять отсрочки по платежам;

требовать от банков документы, подтверждающие перечисления налоговых платежей;

привлекать для налоговых проверок различных специалистов и вызывать свидетелей;

ходатайствовать перед соответствующими органами об аннулировании лицензий налогоплательщиков на определенные виды деятельности;

предъявлять иски в арбитражные суды и суды общей юрисдикции по поводу взыскания налогов, о признании недействительной регистрации предприятия, о признании сделок недействительными, о взыскании в доход государства имущества по недействительным сделкам и о досрочном расторжении договоров о налоговом кредите.

Обязанности налоговых органов состоят в следующем.

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

осуществлять контроль поступления налогов;

вести учет налогоплательщиков и проводить разъяснительную работу с ними;

возвращать налогоплательщикам излишне уплаченные ими суммы налогов;

соблюдать налоговую тайну;

направлять налогоплательщикам акты о проверках.

Как было сказано выше, в настоящее время наметилась тенденция снижения суммарных налоговых платежей предприятий, и появились некоторые дополнительные льготы по налогообложению фирм, занимающихся изготовлением и продажей отечественных товаров. Одновременно ухудшилось положение с получением лицензий на право заниматься различными видами деятельности.