6.2. Отражение жизненного цикла материалов
Как отмечалось выше, материалы являются основой для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг. Это ткани, металл, дерево, мука, сахар, хлопок и т.п.
Их учет ведется на соответствующих субсчетах счета 10 "Материалы", разграничивающих предметы по отдельным видам:
сырье;
основные и вспомогательные материалы;
топливо и горючее;
покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
тару и тарные материалы;
строительные материалы;
запасные части для текущего ремонта основных средств;
возвратные материалы;
инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Сырье и основные материалы - это предметы, непосредственно участвующие в производстве продукции, и составляющие ее основу.
Вспомогательные материалы - это предметы, которые придают сырью, основным материалам и готовой продукции соответствующее качество.
Топливо - это горючие вещества, дающие тепло и являющиеся источниками энергии.
Горючее - это топливо для двигателей.
Покупные полуфабрикаты - это сырье и материалы, которые прошли предварительную обработку на других предприятиях.
Комплектующие изделия - это объекты, изготовленные по отдельным заказам организации другими предприятиями и предназначенные для оснащения выпускаемой продукции.
Тара и тарные материалы - это предметы, используемые для постоянного хранения материальных ценностей на складах, а также для их перемещения по предприятию и отправки покупателю.
Строительные материалы (цемент, кирпич, стекло, керамика, асбест и др.) - это специализированные предметы труда, применяемые предприятиями-застройщиками в процессе строительных и монтажных работ для изготовления строительных деталей, возведения и отделки конструкций, а также частей зданий и сооружений.
Запасные части - это предметы труда, используемые в процессе производства для замены и ремонта износившихся деталей и узлов основных средств.
Возвратные материалы - это сэкономленные остатки основных и вспомогательных материалов, топлива, тарных материалов и запасные части, пригодные для повторного применения по основному назначению или в качестве вспомогательных средств.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это предметы, участвующие в производственном процессе в качестве орудий труда, хозяйственного инвентаря или средств защиты персонала, имеющие срок службы (полезного использования) менее 12-ти месяцев. В их состав обычно входят:
1) инструменты и приспособления общего и специального назначения;
2) сменное оборудование и технологическая тара многократного производственного использования;
3) производственный и хозяйственный инвентарь;
4) специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления;
5) постельные принадлежности;
6) временные (нетитульные) сооружения, затраты по возведению которых включаются в себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов.
Выделение такого количества субсчетов для ведения бухгалтерского учета материалов связано со спецификой хозяйственных операций по поступлению, хранению, использованию и налогообложению различных их видов. Эта специфика проявляется по-разному и в отдельных отраслях экономики (например: в строительстве, торговле и т.п.). Особое внимание следует уделять горючему, таре, инвентарю и сырью, передаваемому на переработку в другие организации.
В начале отчетного года бухгалтерия открывает у себя соответствующие карточки складского учета, регистрирует их в специальном журнале и передает под расписку кладовщикам (материально-ответственным лицам).
Жизненный цикл материалов состоит в их приемке на учет, хранении и отпуске в производство или на реализацию.
Поступление материалов на предприятие может происходить разными способами. Наиболее распространенным является их приобретение по договорам купли-продажи непосредственно у поставщиков или в оптовых магазинах при помощи подотчетных лиц. Если предприятием установлено правило, по которому учетная стоимость материалов включает в себя ТЗР, то в бухгалтерском учете операции по приобретению материалов оформляются следующими проводками:
Д 60 - К 51 - оплачено поставщику материалов;
Д 10 - К 60 - отражена стоимость материалов без НДС;
Д 19-3 - К 60 - учтена сумма НДС по приобретенным материалам;
Д 76 - К 51 - оплачены транспортные расходы;
Д 10 - К 76 - отражена сумма транспортных расходов без НДС;
Д 19-3 - К 76 - учтена сумма НДС по транспортным расходам;
Д 68 - К 19-3 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма оплаченного НДС,
где: счет 10 "Материалы", субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Д 71 - К 50 - выдана сумма подотчетному лицу для покупки материалов;
Д 10 - К 71 - отражена стоимость материалов без НДС;
Д 19-3 - К 71 - учтена сумма НДС по приобретенным материалам;
Д 10 - К 71 - отражена сумма транспортных расходов без НДС;
Д 19-3 - К 71 - учтена сумма НДС по транспортным расходам;
Д 68 - К 19-3 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма оплаченного НДС,
где: счет 10 "Материалы", субсчет 19-3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам", счет 50 "Касса", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Подотчетными лицами являются сотрудники предприятия, которые по приказу руководства имеют право получать денежные средства на покупку материальных ценностей для целей производства и хозяйственных нужд. Если материалы приобретаются в оптовом магазине через подотчетное лицо, то следует иметь в виду, что расчеты наличными деньгами законодательно ограничены: ежедневно по одной сделке можно оплачивать не более 60 тыс. руб.
Следует обратить внимание на два важных момента, присутствующих при оформлении проводок по приобретению материалов. Оплачивая материалы, предприятие приобретает как бы два компонента: собственно материалы (на счете 10 "Материалы") и налог на добавленную стоимость (на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"). После оплаты приобретенный вместе с материалами налог на добавленную стоимость можно списать на зачет с бюджетом (в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"). По действующему российскому законодательству при приобретении ценностей, работ и услуг покупатель оплачивает дополнительно значительную сумму (10% или 20%) в качестве налога, и чтобы не платить его дважды, он сразу помечает в своем бухгалтерском учете. Подробнее механизм учета НДС будет описан в п.6.4.
Если в учетной политике предприятия установлено правило выделения ТЗР, то для их учета применяется либо отдельный субсчет счета 10 "Материалы", либо счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". В этом случае совокупность проводок по закупке материалов будет выглядеть, например, следующим образом:
Д 60 - К 51 - оплачено поставщику материалов;
Д 10 - К 60 - отражена стоимость материалов без НДС;
Д 19-3 - К 60 - учтена сумма НДС по приобретенным материалам;
Д 76 - К 51 - оплачены транспортные расходы;
Д 15 - К 76 - отражена сумма транспортных расходов без НДС;
Д 19-4 - К 76 - учтена сумма НДС по транспортным расходам;
Д 68 - К 19-3 - предъявлена к зачету сумма оплаченного НДС по материалам;
Д 68 - К 19-4 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма оплаченного НДС по ТЗР,
где: 19-4 "Налог на добавленную стоимость по транспортным услугам".
Приемка материалов, поступающих по договору купли-продажи, осуществляется по накладной. В ряде случаев она происходит вне предприятия, например на станции железной дороги. Тогда она проводится по акту приемки уполномоченным представителем предприятия, имеющим при себе доверенность. При обнаружении нарушения пломбы на вагоне он должен вызвать представителя поставщика. В случае если тот не прибудет в течение трех суток, приемка может быть осуществлена с участием третьей стороны (например, представителя органов внутренних дел). Выявленная недостача отмечается в акте приемки, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.
Пусть, например, поставщику оплачено за материал 3000 руб. Согласно отгрузочным документам на железнодорожной станции в вагоне должен находиться материал на эту же сумму - 3000 руб.
При вскрытии вагона в присутствии представителя поставщика установлено наличие материала на сумму 2400 руб. На основании акта, подписанного представителем поставщика, предприятие имеет право выставить претензию на сумму 600 руб. В бухгалтерском учете будет записано:
Д 60 - К 51 3 000 - оплачено поставщику;
Д 10 - К 60 2 000 - отражена учетная стоимость материала без НДС;
Д 19 - К 60 400 - учтен НДС по полученному материалу;
Д 76 - К 60 600 - отражена сумма претензии (с НДС) (на счете 76 должен быть открыт субсчет "Расчеты по претензиям").
Претензия может быть удовлетворена двумя способами:
путем дополнительной поставки:
Д 10 - К 76 500 - отражена недопоставленная часть материала (без НДС);
Д 19 - К 76 100 - учтена сумма НДС по недопоставленной части материала;
- путем возврата части денежных средств:
Д 51 - К 76 600 - отражен возврат от поставщика части денежных средств.
Если материалы получены безвозмездно, то в бухгалтерском учете оформляются следующие проводки:
Д 10 - К 91 - доходы в размере оценочной стоимости материалов,
где: счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Безвозмездно полученные ценности являются доходами предприятия.
Материалы могут поступить на склад предприятия при разборке ликвидированных основных средств. Пусть, например, списан по акту объект основных средств балансовой стоимости 32 тыс. руб., полностью исчерпавший срок полезного использования: сумма его амортизации составляет 32 тыс. руб.
При разборке данного основного средства начислена заработная плата работникам в размере 1000 руб. Отчисления от нее в социальные фонды составили 356 руб. В результате разборки оприходовано вспомогательных материалов на сумму 1800 руб. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Д 02 - К 01 32 000 - списана сумма накопленной амортизации основного средства;
Д 91 - К 70 1 000 - начислена заработная плата при разборке;
Д 91 - К 69 356 - отражены отчисления в социальные фонды;
Д 10 - К 91 1 800 - оприходованы материалы при разборке основного средства,
где: счет 01 "Основные средства", счет 02 "Амортизация основных средств", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Если проанализировать суммы доходов и расходов на счете 91 в представленном примере, то видно, что за счет извлечения из основного средства определенного количества материалов у предприятия появилась прибыль в размере 1800 руб. - 1356 руб. = 444 руб.
Материалы могут быть изготовлены на собственном производстве. Предположим, что в этом процессе использованы приобретенные материалы (счет 10 "Материалы") и собственная готовая продукция (счет 43 "Готовая продукция"). Кроме того, была начислена заработная плата работникам (счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"), изготавливающим материалы, и сделаны отчисления в социальные фонды (счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"). Тогда в бухгалтерском учете будут сделаны записи:
Д 23 - К 10, 43, 69, 70 - отражены расходы по изготовлению материалов;
Д 10 - К 23 - материалы собственного изготовления оприходованы на склад,
где: счет 23 "Вспомогательные производства".
Важным этапом жизненного цикла материалов является период их хранения. В бухгалтерском учете он характеризуется двумя моментами: регулярной инвентаризацией и затратами на хранение. Инвентаризация будет рассмотрена позже (см. п.6.6). Затраты на хранение относятся к общепроизводственным расходам (для предприятий, осуществляющих производственную деятельность - счет 25 "Общепроизводственные расходы") и издержкам обращения (для предприятий, занимающихся торговлей - счет 44 "Расходы на продажу").
Движение материалов заключается в их поступлении на нужды производства или на коммерческие расходы (с одновременным выбытием) или выбытии при реализации их на сторону, безвозмездной передаче или передаче в виде вклада в уставные капиталы других предприятий.
Отпуск материалов на производственные нужды может быть оформлен в бухгалтерском учете с помощью следующих проводок:
Д 20 - К 10 - отпущено на изготовление продукции и ремонт основных средств;
Д 23 - К 10 - передано на нужды вспомогательного производства;
Д 25 - К 10 - выделено на общепроизводственные нужды;
Д 26 - К 10 - использовано на общехозяйственные цели;
Д 28 - К 10 - направлено на исправление брака;
Д 44 - К 10 - отпущено на коммерческие цели промышленных предприятий и издержки обращения торговых организаций,
где: счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 28 "Брак в производстве", счет 44 "Расходы на продажу".
Поскольку на предприятие поступают различные партии материалов с разными ценами и различными суммами, включаемыми в транспортно-заготовительные расходы (ТЗР), то упомянутым выше Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 5/01 при отпуске материалов в производство предлагается использовать для оценки себестоимости списываемых материалов 4 метода:
1) по себестоимости единицы запаса;
2) по средней себестоимости;
3) по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
4) по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Метод себестоимости единицы запаса (метод сплошной идентификации) заключается в том, что учет ведется по каждой единице хранения материалов. Он является достаточно сложным и запутанным. Внедрение в практику бухгалтерского и складского учета автоматизированных систем с применением способов нанесения на товарную продукцию специальных штриховых кодов существенно облегчает решение этой проблемы. Штриховой код - это информация о материальной ценности, представляемая в виде черных полос на белом фоне. Обычно этот код наносится на наклейки из специальной бумаги и приклеивается к упаковке. Специальные аппараты считывают его и заносят в автоматизированную систему, после чего следить за ним не представляет большого труда
Метод ФИФО (first-in, first-out) характеризуется обозначением "первый пришел - первый ушел". Т.е. при передаче материала в производство в учете списывают партию, пришедшую раньше всех. (Реально эту партию на складе не ищут, а берут любую.)
Метод ЛИФО (lаst-in, first-out) описывается следующим выражением: "последний пришел - первый ушел". Т.е. при передаче материала в производство в учет списывают партию, пришедшую последней.
Метод средней оценки состоит в том, что при приемке любой партии материала проводится определение средней учетной стоимости по всем партиям. По этой средней оценке и списывается каждая партия в момент ее передачи в производство.
Для малых предприятий метод средней оценки часто используется в сочетании с методом инвентаризации остатков. Комбинация выражается в том, что списание материалов осуществляется в конце месяца или квартала по результатам проведения инвентаризации на сладах и установления фактических остатков материалов. Имея цифры предыдущей инвентаризации (остатки на начало периода), документы по поступлению материалов и результаты инвентаризации в конце периода (остатки на конец периода), легко определить расход материалов.
Если транспортно-заготовительные расходы учитываются отдельно от стоимости материалов, то их долю, которая должна быть списана одновременно с партией материала, направленной на производственные или иные цели, можно определить исходя из процентного отношения (см. табл.6.1, в которой использованы условные цифры).
Таблица 6.1. Определение суммы ТЗР, списываемой
- Кожинов в. Я. Основы бухгалтерского учета
- Глава 1. История бухгалтерского учета
- Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
- Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
- Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
- Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
- Глава 6. Учет материалов
- Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
- Глава 8. Учет затрат на производство
- Глава 9. Учет готовой продукции и ее реализации
- Глава 10. Учет денежных средств
- Глава 11. Учет расчетов
- Глава 12. Учет капитала
- Глава 13. Учет финансовых результатов
- Глава 14. Использование забалансовых счетов
- Глава 15. Учет внешнеэкономической деятельности
- Глава 16. Налоговая система России
- Глава 17. Бухгалтерский контроль и ответственность предприятий
- Глава 18. Баланс и отчетность предприятия
- Глава 19. Анализ финансово-экономического состояния предприятия
- Глава 20. Бухгалтерский анализ, налоговое планирование
- Глава 21. Бухгалтерский учет на персональном компьютере
- Глава 22. Стандартизация бухгалтерского учета
- Глава 23. Понятие аудита
- Введение
- Глава 1. История бухгалтерского учета
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической системы коммерческого предприятия
- 2.1. Сущность коммерческого предприятия
- 2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
- 2.3. Внешняя среда предпринимательства
- 2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
- 2.5. Внутренняя среда предпринимательства
- 2.6. Управление предприятием - менеджмент
- 2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
- 2.8. Ценообразование
- 2.9. Кадровая политика предприятия
- 2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль главного бухгалтера
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
- 3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
- 3.2. Принципы бухгалтерского учета
- 3.3. Счета и двойная запись
- 3.4. Типы хозяйственных операций
- Баланс n 1
- Баланс n 2
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
- 4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
- 4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
- 4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
- Баланс предприятия на 1 февраля 2003 г.
- Журнал-ордер n 1 "Учет денежных средств"
- Журнал-ордер n 4 "Учет производства"
- Журнал-ордер n 5 "Учет отгрузки и реализации"
- Журнал-ордер n 6 "Учет расчетов"
- Журнал-ордер n 7 "Учет доходов и резервов"
- Кредиторами"
- Баланс предприятия на 1 марта 2003 г.
- 4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
- Журнал хозяйственных операций за февраль 2003 г.
- Упрощенная форма мемориального ордера n 50 "Касса"
- Мемориальный ордер n 50 "Касса"
- Оборотно-сальдовая ведомость за февраль 2003 г.
- Оборотно-сальдовый баланс за февраль 2003 г.
- 4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
- Журнал-Главная за февраль 2003 г.
- 4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
- Шахматная ведомость за февраль 2003 г.
- 4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
- 4.8. План счетов бухгалтерского учета
- Забалансовые счета
- 4.9. Сроки хранения бухгалтерских документов
- 4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
- 4.11. Специфика забалансового учета
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 5. Учет долгосрочных (внеоборотных) активов
- 5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
- И торговых предприятий
- 5.2. Учет основных средств
- Полезного использования
- 5.2.1. Поступление основных средств
- 5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
- 5.2.3. Эксплуатация основных средств
- 5.2.4. Переоценка объектов основных средств
- 5.3. Амортизация основных средств
- 5.3.1. Общие положения
- 5.3.2. Способы начисления амортизации
- Эксплуатации (в километрах)
- На пк по способу уо
- Автомобиля по годам эксплуатации
- 5.4. Аренда и лизинг основных средств
- Учет у арендодателя
- Учет у арендатора
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- 5.5. Выбытие основных средств
- 5.6. Главные документы по учету основных средств
- 5.7. Операции с нематериальными активами
- 5.7.1. Общие положения
- 5.7.2. Особенности учета организационных расходов и деловой репутации фирмы
- 5.7.3. Амортизация нематериальных активов
- Согласно способу уменьшаемого остатка
- 5.7.4. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
- Учет у правообладателя
- Учет у пользователя
- 5.7.5. Выбытие нематериальных активов
- 5.8. Долгосрочные финансовые вложения
- 5.8.1. Учет ценных бумаг
- Учет операций с акциями Учет у эмитента.
- Учет операций с облигациями
- Учет у эмитента.
- Учет у держателя облигаций.
- Учет операций с долгосрочными векселями
- 5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
- 5.8.3. Учет совместной деятельности
- Учет у участника товарищества.
- Учет у участника, ведущего общие дела.
- 5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
- 5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
- От внедрения станков (в тыс. Руб.)
- Станков (тыс. Руб.)
- 5.9. Учет капитального строительства
- 5.10. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 6. Учет материалов
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Отражение жизненного цикла материалов
- Вместе с партией материала
- 91 "Прочие доходы и расходы"
- 6.3. Использование понятия учетных цен
- На участке учета материалов
- На участке учета производства и продаж
- 90 "Продажи"
- 6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям
- Облагаемые ндс по ставке 10%
- 6.5. Особенности учета тары
- 6.6. Инвентаризация материалов
- 6.7. Основные документы по учету материалов
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
- 90 "Продажи"
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 8. Учет затрат на производство
- 8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
- 8.2. Методы калькуляции продукции
- 8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
- 8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
- 8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
- 8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг)
- 8.6.1. Материальные расходы
- 8.6.2. Расходы на оплату труда
- 8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
- Влияния отчислений в социальные фонды
- Доли отчислений в социальные фонды
- 8.6.4. Амортизационные отчисления
- 8.6.5. Прочие расходы
- 8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
- 8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ, услуг)
- 8.7. Полная производственная себестоимость продукции (работ, услуг)
- 8.8. Учет потерь от брака
- 8.9. Оценка незавершенного производства
- 8.10. Формирование цены продукции на основе ее себестоимости Коэффициент рентабельности
- Цене золотого кольца
- Цене 1 тыс. Кубометров газа
- Особенности расчета цены в методе прямых затрат
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 9. Учет готовой продукции и ее реализации
- 9.1. Исходные представления
- 9.2. Способы реализации продукции
- 90 "Продажи"
- 90 "Продажи"
- 90 "Продажи"
- 9.3. Учет полуфабрикатов
- 9.4. Учет продукции (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств
- 9.5. Расходы по отгрузке продукции
- 9.6. Особенности учета реализации продукции на торговых предприятиях
- 90 "Продажи"
- 90 "Продажи"
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 10. Учет денежных средств
- 10.1. Денежные средства и их функции
- 10.2. Кассовые операции
- 10.3. Основные документы по учету кассовых операций
- 10.4. Безналичные расчеты
- 10.5. Расчеты платежными поручениями
- 10.6. Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями
- 10.7. Аккредитивная форма расчетов
- 10.8. Чековая форма расчетов
- 10.9. Вексельная форма расчетов
- 10.10. Расчеты с использованием банковских карт
- 10.11. Основные документы по безналичным расчетам
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 11. Учет расчетов
- 11.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами
- Учет у векселедателя
- Учет у векселедержателя
- 11.2 Бухгалтерский учет кредитов и займов
- Учет у заемщика
- 11.3. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами
- 11.4. Расчеты с персоналом по оплате труда
- Единой бюджетной тарифной сетки
- 11.5. Удержания из заработной платы
- 11.6. Расчет среднего заработка
- 11.7. Расчеты по оплате отпуска
- 11.8. Расчеты пособий по временной нетрудоспособности
- 11.9. Основные документы по учету заработной платы
- 11.10. Расчеты с подотчетными лицами
- 11.11. Расчеты с персоналом по прочим операциям
- 11.12. Расчеты с учредителями
- 11.13. Внутрихозяйственные расчеты
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 12. Учет капитала
- 12.1. Учет уставного капитала
- Общество с ограниченной ответственностью.
- Акционерное общество.
- Государственное (муниципальное) унитарное предприятие.
- Хозяйственное товарищество.
- Производственный кооператив.
- Потребительский кооператив.
- Договор простого товарищества (совместной деятельности).
- 12.2. Операции с собственными акциями (долями)
- I. Внеоборотные активы III. Капитал и резервы
- II. Оборотные активы
- 12.3. Учет других видов капитала
- 12.4. Определение суммы нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
- 12.5. Учет государственной помощи
- Финансирование капитальных вложений некоммерческих организаций.
- Финансирование деятельности коммерческих организаций.
- 12.6. Целевое финансирование на примере садоводческого объединения граждан
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 13. Учет финансовых результатов
- 13. 1. Определение финансового результата хозяйствования
- 13.2. Учет суммовых разниц
- 13.2.1. Положительная суммовая разница Учет у продавца
- Учет у покупателя
- 13.2.2. Отрицательная суммовая разница Учет у продавца
- Учет у покупателя
- 13.3. Учет недостач и потерь от порчи ценностей
- 13.4. Создание резервов предстоящих расходов
- 13.5. Доходы и расходы будущих периодов
- 13.6. Прогнозирование финансового результата
- Деятельности аудиторской фирмы.
- Заработной плате в 400 долларов.
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 14. Использование забалансовых счетов
- 14.1. Счет 001 "Арендованные основные средства"
- 14.2. Счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"
- 14.3. Счет 003 "Материалы, принятые в переработку"
- 14.4. Счет 004 "Товары, принятые на комиссию"
- 14.5. Счет 005 "Оборудование, принятое для монтажа"
- 14.6. Счет 006 "Бланки строгой отчетности"
- 14.7. Счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов"
- Списание дебиторской задолженности магазином оптовой торговли
- 14.8. Счета 008 и 009 "Обеспечение обязательств и платежей полученные и выданные"
- 14.8.1. Договор поручительства
- Учет у поставщика (кредитора)
- Учет у покупателя (дебитора)
- Учет у поручителя
- 14.8.2. Расчеты векселями с авалем (вексельным поручительством)
- Учет у векселедателя
- Учет у векселедержателя
- Учет у авалиста
- 14.8.3. Операции по договору залога
- Учет у залогодателя
- Учет у залогодержателя
- 14.9. Счет 010 "Износ основных средств"
- 14.10. Счет 011 "Основные средства, сданные в аренду"
- Лизинг основных средств - объект на балансе лизингополучателя
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 15. Учет внешнеэкономической деятельности
- 15.1. Особенности внешнеэкономической деятельности предприятия
- 15.2. Валютный счет
- Продажа иностранной валюты
- Покупка иностранной валюты
- 15.3. Пересчет стоимости активов и обязательств (курсовые разницы)
- 15.4. Ведение валютных расчетов
- 15.5. Таможенная стоимость товара
- 15.6. Таможенные платежи
- 15.7. Бухгалтерский учет экспортно-импортных товарных операций
- 15.7.1. Учет экспортных операций по прямым контрактам
- 15.7.2. Учет импортных операций по прямым контрактам
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 16. Налоговая система России
- 16.1. Основы налоговой системы. Налоговый кодекс
- 16.2. Общее представление о действующей налоговой системе
- 16.3. Налог на добавленную стоимость
- 16.4. Акцизы
- 16.4.1. Акцизы на специальные виды товаров
- 16.4.2. Акцизы на отдельные виды минерального сырья
- 16.5. Налог на доходы физических лиц
- 16.6. Единый социальный налог
- Кроме занятых в производстве сельскохозяйственной продукции и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера
- Величины налоговой базы
- В производстве сельскохозяйственной продукции и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера
- Предпринимателей, кроме адвокатов
- Несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 16.7. Налог на операции с ценными бумагами
- 16.8. Таможенная пошлина
- 16.9. Платежи за пользование природными ресурсами
- 16.9.1. Платежи за пользование недрами
- Недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых
- В целях разведки месторождений полезных ископаемых
- Недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
- 16.9.2. Плата за пользование объектами животного мира и водными биоресурсами
- Объектами животного мира
- Незаконное добывание или уничтожение объектов животного мира
- 16.9.3. Экологические платежи
- 16.10. Налог на прибыль организаций
- 4) Прочие расходы.
- 16.11. Государственная пошлина
- 16.12. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 16.13. Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний
- 16.14. Плата за пользование водными объектами
- 16.15. Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции
- 16.16. Налог на добычу полезных ископаемых
- 16.17. Налоги - источники образования дорожных фондов
- 16.17.1. Налог на пользователей автодорог
- 16.17.2. Налог с владельцев транспортных средств
- 16.18. Налог на имущество предприятий
- 16.19. Лесной доход
- 16.20. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц
- 16.21. Налог с продаж
- 16.22. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- Предпринимательской деятельности
- 16.23. Транспортный налог
- 16.24. Налог на игорный бизнес
- 16.25. Упрощенная система налогообложения
- 5) Материальные расходы;
- 16.26. Единый сельскохозяйственный налог
- 16.27. Налоги на имущество физических лиц
- 16.28. Земельный налог
- В городах и населенных пунктах рф в 2003 г.
- 16.29. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
- 16.30. Курортный сбор с физических лиц
- 16.31. Сбор за право торговли
- 16.32. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели
- 16.33. Налог на рекламу
- 16.34. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров
- 16.35. Сбор с владельцев собак
- 16.36. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
- 16.37. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
- 16.38. Сбор за выдачу ордера на квартиру
- 16.39. Сбор за парковку автотранспорта
- 16.40. Сбор за право использования местной символики
- 16.41. Сбор за участие в бегах на ипподромах
- 16.42. Сбор за выигрыш на бегах
- 16.43. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
- 16.44. Сбор со сделок, совершаемых на биржах
- 16.45. Сбор за право проведения кино- и телесъемок
- 16.46. Сбор за уборку территорий населенных пунктов
- 16.47. Сбор за открытие игорного бизнеса
- 16.48. Отличие бухгалтерской прибыли от налоговой прибыли
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 17. Бухгалтерский контроль и ответственность предприятий за нарушения законодательства
- 17.1. Основные виды ответственности за нарушение законодательства
- 17.2. Финансовая ответственность предприятия
- 17.3. Материальная ответственность сторон трудовых отношений
- 17.3.1. Материальная ответственность работодателя
- 17.3.2. Материальная ответственность работника
- 17.4. Административная ответственность должностных лиц предприятия
- 17.5. Уголовная ответственность должностных лиц предприятия
- 17.6. Сроки исковой давности
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 18. Баланс и отчетность предприятия
- 18.1. Понятие баланса и отчетности предприятия
- 18.2. Практическая работа по расчету баланса предприятия
- 18.3. Формирование отчета о прибылях и убытках
- Предприятия за январь 2003 г.
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 19. Анализ финансово-экономического состояния предприятия
- Состояния предприятия
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 20. Бухгалтерский анализ, налоговое планирование и управление прибылью организации
- 20.1. Сопоставление вариантов договорных отношений
- 20.1.1. Договор купли-продажи
- 20.1.2. Договор аренды
- 20.1.3. Результаты сопоставления
- 20.2. Балансовый метод налогового планирования и прогнозирования финансового результата
- 20.3. Бухгалтерская модель хозяйственной деятельности
- Бухгалтерской модели хозяйственной деятельности
- Примечания.
- 20.4. Налоговое планирование
- 20.5. Управление прибылью предприятия автосервиса на базе логической модели
- Бухгалтерскую модель предприятия автосервиса
- (Фот 20%, численность 10 человек)
- Автосервиса (в процентах)
- 20.6. Управление прибылью комиссионного оптового магазина на базе статистической модели
- Операций комиссионного оптового магазина за полугодие
- Хозяйственных операций
- Оптового комиссионного магазина за полугодие
- Комиссионного магазина за полугодие
- Комиссионного магазина в процентах
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 21. Бухгалтерский учет на персональном компьютере
- 21.1. Аппаратные средства
- 21.2. Программные средства
- Бухгалтерского учета
- По отраслям хозяйствования
- На 31 декабря 1994-97 гг. (тыс. Руб.)
- Компании "Офисстрой" в процентах к выручке
- Устойчивости ооо "офисстрой"
- 21.3. Матричная алгебра в бухгалтерском учете на персональном компьютере
- 21.4. Использование матричной формы бухгалтерской модели для оценки качества управления предприятием
- Ежемесячных действий фирмы "Стройсервис"
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 22. Стандартизация бухгалтерского учета
- 22.1. Понятие бухгалтерских стандартов
- 22.2. Российские стандарты бухгалтерского учета
- 22.3. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо)
- 22.3.1.Общие международные требования к качеству бухгалтерской информации
- 22.3.2. Международные принципы представления статической бухгалтерской отчетности
- 22.3.3. Международные принципы представления динамической бухгалтерской отчетности
- 22.4. Сравнительный анализ российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности
- 22.5. Практический способ сопряжения российской и международной бухгалтерской отчетности
- Журнал фирмы "Поставки" за ноябрь
- Операций фирмы "Поставки" за ноябрь
- Журнал фирмы "Поставки" за декабрь
- Операций фирмы "Поставки" за декабрь
- Бухгалтерский журнале фирмы "Поставки" за декабрь
- Журнале хозяйственных операций фирмы "Поставки" за декабрь
- Бухгалтерском журнале фирмы "Поставки" за декабрь
- Хозяйственных операций фирмы "Поставки" за декабрь
- 22.6. Международные стандарты финансовой отчетности: мифы и реальность
- Портфеля инвестиций в 1999 г.
- Прожиточного минимума российских граждан
- Ее среднемесячная стоимость, а также среднемесячный доход граждан
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 23. Понятие аудита
- 23.1. Основы аудита
- 23.2. Статистические бухгалтерские модели в аудите
- 23.3. Прогнозирование финансового результата работы хладокомбината
- Деятельности оао "Гелиос-Холод"
- Деятельности оао "Гелиос-Холод"
- К базовой бухгалтерской модели
- Деятельности оао "Гелиос-Холод"
- Хладокомбината в процентах от выручки
- Контрольные вопросы по теме
- Литература
- Приложения Баланс оао "Гелиос-Холод" за 1 квартал 2003 г.
- Отчет о прибылях и убытках оао "Гелиос-Холод" за 1 квартал 2003 г.